СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Элементы алгебры логики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка презентации для обобщающего урока по теме "Элементы алгебры логики". Урок проводиться с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Элементы алгебры логики"»

Обобщающий урок по теме  «Основы Алгебры  логики»

Обобщающий урок по теме

«Основы Алгебры

логики»

Цели урока: обобщить знания обучающихся по теме “Основы алгебры логики”; повторить законы алгебры логики; повторить построение логического выражения по высказыванию и логической схеме; закрепить навык решения логических выражений с помощью электронных таблиц.

Цели урока:

  • обобщить знания обучающихся по теме “Основы алгебры логики”;
  • повторить законы алгебры логики;
  • повторить построение логического выражения по высказыванию и логической схеме;
  • закрепить навык решения логических выражений с помощью электронных таблиц.
Задача В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет: Запросы Найдено страниц ЧЕРНИКА 350 БРУСНИКА 500 МАЛИНА | БРУСНИКА 690 ЧЕРНИКА & БРУСНИКА 50 ЧЕРНИКА & МАЛИНА 20 МАЛИНА & БРУСНИКА 10 МАЛИНА & БРУСНИКА & ЧЕРНИКА 5 Какое количество страниц будет найдено по запросу ЧЕРНИКА | МАЛИНА? Задачу решить, используя круги Эйлера. Проверка

Задача

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

Запросы

Найдено страниц

ЧЕРНИКА

350

БРУСНИКА

500

МАЛИНА | БРУСНИКА

690

ЧЕРНИКА & БРУСНИКА

50

ЧЕРНИКА & МАЛИНА

20

МАЛИНА & БРУСНИКА

10

МАЛИНА & БРУСНИКА & ЧЕРНИКА

5

Какое количество страниц будет найдено по запросу ЧЕРНИКА | МАЛИНА? Задачу решить, используя круги Эйлера.

Проверка

Решение 690 530 МАЛИНА = 690 – 500 +10 = 200 страниц МАЛИНА | ЧЕРНИКА = 350 + 200 – 20 = 530 страниц Ответ:  530 страниц

Решение

690

530

МАЛИНА = 690 – 500 +10 = 200 страниц

МАЛИНА | ЧЕРНИКА = 350 + 200 – 20 = 530 страниц

Ответ: 530 страниц

Сколько различных решений имеет уравнение 1 ¬Х ∧ ¬Y ∧ (Z V X) = 1 где X, Y, Z — логические переменные?   X Y Z Проверка

Сколько различных решений имеет уравнение

1

¬Х ∧ ¬Y ∧ (Z V X) = 1

где X, Y, Z — логические переменные?

X

Y

Z

Проверка

Сколько различных решений имеет уравнение 1 ¬Х ∧ ¬Y ∧ (Z V X) = 1 где X, Y, Z — логические переменные?   X Y Z Ответ:  уравнение имеет 1 решение при X=0, Y=0, Z=1

Сколько различных решений имеет уравнение

1

¬Х ∧ ¬Y ∧ (Z V X) = 1

где X, Y, Z — логические переменные?

X

Y

Z

Ответ: уравнение имеет 1 решение

при X=0, Y=0, Z=1

Задача 2  Трое друзей, футбольных болельщиков, спорили о результатах предстоящего турнира.  Мнение Юрия: «Вот увидите, «Барселона» не станет первой. «Зенит» будет первым».  Мнение Виктора: «Победителем будет «Барселона». А о «Зените» и говорить нечего, ему не быть первым».  Мнение Леонида: «Первое место «Реалу» не видать, а вот у «Барселоны» есть все шансы на победу».  По завершению соревнований оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл турнир?  Решите задачу, составив и проанализировав таблицу истинности.

Задача

2

Трое друзей, футбольных болельщиков, спорили о результатах предстоящего турнира.

Мнение Юрия: «Вот увидите, «Барселона» не станет первой. «Зенит» будет первым».

Мнение Виктора: «Победителем будет «Барселона». А о «Зените» и говорить нечего, ему не быть первым».

Мнение Леонида: «Первое место «Реалу» не видать, а вот у «Барселоны» есть все шансы на победу».

По завершению соревнований оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл турнир?

Решите задачу, составив и проанализировав таблицу истинности.

Решение 2 Мнение Юрия: «Вот увидите, «Барселона» не станет первой. «Зенит» будет первым». Мнение Виктора: «Победителем будет «Барселона». А о «Зените» и говорить нечего, ему не быть первым». Мнение Леонида: «Первое место «Реалу» не видать, а вот у «Барселоны» есть все шансы на победу». Б З Р Мнение Юрия Мнение Виктора Мнение Леонида Проверка

Решение

2

Мнение Юрия: «Вот увидите, «Барселона» не станет первой. «Зенит» будет первым».

Мнение Виктора: «Победителем будет «Барселона». А о «Зените» и говорить нечего, ему не быть первым».

Мнение Леонида: «Первое место «Реалу» не видать, а вот у «Барселоны» есть все шансы на победу».

Б

З

Р

Мнение Юрия

Мнение Виктора

Мнение Леонида

Проверка

Решение 2 Мнение Юрия: «Вот увидите, «Барселона» не станет первой. «Зенит» будет первым». Мнение Виктора: «Победителем будет «Барселона». А о «Зените» и говорить нечего, ему не быть первым». Мнение Леонида: «Первое место «Реалу» не видать, а вот у «Барселоны» есть все шансы на победу». Б З Р Мнение Юрия Мнение Виктора Мнение Леонида Ответ: турнир выиграла «Барселона»

Решение

2

Мнение Юрия: «Вот увидите, «Барселона» не станет первой. «Зенит» будет первым».

Мнение Виктора: «Победителем будет «Барселона». А о «Зените» и говорить нечего, ему не быть первым».

Мнение Леонида: «Первое место «Реалу» не видать, а вот у «Барселоны» есть все шансы на победу».

Б

З

Р

Мнение Юрия

Мнение Виктора

Мнение Леонида

Ответ: турнир выиграла

«Барселона»

3  Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F. Какое выражение соответствует F? X  Y  Z  ¬X  Y  ¬Z X  ¬Y  Z  X 1 Y 1 Z 1 F 1 1 1 0 1 0 1 1 1 X 1 Y 1 1 Z 1 1 1 F 0 ¬X 1 0 1 ¬Y 1 ¬Z 1 X  Y  Z ¬X  Y  ¬Z X  ¬Y  Z Проверка

3

Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F. Какое выражение соответствует F?

  • X Y Z
  • ¬X Y ¬Z
  • X ¬Y Z

X

1

Y

1

Z

1

F

1

1

1

0

1

0

1

1

1

X

1

Y

1

1

Z

1

1

1

F

0

¬X

1

0

1

¬Y

1

¬Z

1

X Y Z

¬X Y ¬Z

X ¬Y Z

Проверка

3  Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F. Какое выражение соответствует F? X  Y  Z  ¬X  Y  ¬Z X  ¬Y  Z  X 1 Y 1 1 Z 1 F 1 1 1 0 0 1 1 1 X 1 Y 1 Z 1 1 1 1 F 1 ¬X 0 0 1 ¬Y 1 ¬Z 1 X  Y  Z ¬X  Y  ¬Z X  ¬Y  Z Ответ: 3) X  ¬Y  Z

3

Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F. Какое выражение соответствует F?

  • X Y Z
  • ¬X Y ¬Z
  • X ¬Y Z

X

1

Y

1

1

Z

1

F

1

1

1

0

0

1

1

1

X

1

Y

1

Z

1

1

1

1

F

1

¬X

0

0

1

¬Y

1

¬Z

1

X Y Z

¬X Y ¬Z

X ¬Y Z

Ответ: 3) X ¬Y Z

Задача Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения: Алёша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке». Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке». Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке». Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд? Проверка

Задача

Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения:

Алёша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».

Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке».

Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке».

Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?

Проверка

Задача Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения: Алёша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке». Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке». Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке». Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд? Ответ: сосуд финикийский и изготовлен в V веке

Задача

Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения:

Алёша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».

Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке».

Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке».

Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?

Ответ: сосуд финикийский и

изготовлен в V веке

4  Какое из приведенных имён удовлетворяет логическому условию (первая буква гласная ˅ ¬ вторая буква гласная) ˄ ¬ последняя буква гласная ˄ первая буква гласная ? ИРИНА ОЛЕГ СТЕПАН ИЛОНА

4

Какое из приведенных имён удовлетворяет логическому условию

(первая буква гласная ˅ ¬ вторая буква гласная) ˄ ¬ последняя буква гласная ˄ первая буква гласная ?

  • ИРИНА
  • ОЛЕГ
  • СТЕПАН
  • ИЛОНА
Решение 4 (первая буква гласная ˅ ¬ вторая буква гласная) ˄ ¬ последняя буква гласная ˄ первая буква гласная 1) ИРИНА 2) ОЛЕГ 3) СТЕПАН 4) ИЛОНА ИРИНА ОЛЕГ СТЕПАН ИЛОНА Проверка

Решение

4

(первая буква гласная ˅ ¬ вторая буква гласная) ˄

¬ последняя буква гласная ˄ первая буква гласная

1) ИРИНА 2) ОЛЕГ 3) СТЕПАН 4) ИЛОНА

ИРИНА

ОЛЕГ

СТЕПАН

ИЛОНА

Проверка

Решение 4 (первая буква гласная ˅ ¬ вторая буква гласная) ˄ ¬ последняя буква гласная ˄ первая буква гласная 1) ИРИНА 2) ОЛЕГ 3) СТЕПАН 4) ИЛОНА ИРИНА ОЛЕГ СТЕПАН ИЛОНА Ответ: ОЛЕГ

Решение

4

(первая буква гласная ˅ ¬ вторая буква гласная) ˄

¬ последняя буква гласная ˄ первая буква гласная

1) ИРИНА 2) ОЛЕГ 3) СТЕПАН 4) ИЛОНА

ИРИНА

ОЛЕГ

СТЕПАН

ИЛОНА

Ответ: ОЛЕГ

Дополнить определения: Дизъюнкция – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся ___________тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ____________. Логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному называется _______________. Высказывание - это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как _____________или ___________. Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью_____________________________. Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания______________. Устройство, которое после обработки двоичных сигналов выдаёт значение одной из логических операций называется __________________________. ложным ложны инверсией истинное ложное логических операций истинны логическим элементом

Дополнить определения:

  • Дизъюнкция – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся ___________тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ____________.
  • Логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному называется _______________.
  • Высказывание - это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как _____________или ___________.
  • Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью_____________________________.
  • Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания______________.
  • Устройство, которое после обработки двоичных сигналов выдаёт значение одной из логических операций называется __________________________.

ложным

ложны

инверсией

истинное

ложное

логических операций

истинны

логическим элементом

5 Выясните, какой сигнал должен быть на выходе схемы при каждом возможном сигнале на входах. Заполните таблицу работы схемы. Каким логическим выражением описывается схема? A B F F (A,B) =_______________________ Проверка

5

Выясните, какой сигнал должен быть на выходе схемы при каждом возможном сигнале на входах. Заполните таблицу работы схемы. Каким логическим выражением описывается схема?

A

B

F

F (A,B) =_______________________

Проверка

5 Выясните, какой сигнал должен быть на выходе схемы при каждом возможном сигнале на входах. Заполните таблицу работы схемы. Каким логическим выражением описывается схема? A B F F (A,B) =_______________________ Ответ: F (A,B) = ¬A ˄ (A ˅ B)

5

Выясните, какой сигнал должен быть на выходе схемы при каждом возможном сигнале на входах. Заполните таблицу работы схемы. Каким логическим выражением описывается схема?

A

B

F

F (A,B) =_______________________

Ответ: F (A,B) = ¬A ˄ (A ˅ B)

5) ˄ ¬(X=0) X A (Х5) 0 B (X 2 C (X=0) 4 7 Проверка " width="640"

6

Для каких из указанных значений числа Х истинно выражение

(Х5) ˄ ¬(X=0)

X

A (Х5)

0

B (X

2

C (X=0)

4

7

Проверка

5) ˄ ¬(X=0) X A (Х5) 0 B (X 2 C (X=0) 4 7 Ответ: для Х=7 " width="640"

6

Для каких из указанных значений числа Х истинно выражение

(Х5) ˄ ¬(X=0)

X

A (Х5)

0

B (X

2

C (X=0)

4

7

Ответ: для Х=7

Практическая работа  «Построение таблиц истинности логических выражений в MS Excel» Задание. Построить таблицы истинности логических выражений и определить какие из них являются тождественно истинными, то есть принимают значение «ИСТИНА» при любых наборах входных переменных: A ˄ B ˅ ¬A ˄ ¬C ¬A ˄ B ˅ ¬(A˅B) ˅ A (A ˅ B) ˅ ¬(A ˄ B)

Практическая работа «Построение таблиц истинности

логических выражений в MS Excel»

Задание. Построить таблицы истинности логических выражений и определить какие из них являются тождественно истинными, то есть принимают значение «ИСТИНА» при любых наборах входных переменных:

  • A ˄ B ˅ ¬A ˄ ¬C
  • ¬A ˄ B ˅ ¬(A˅B) ˅ A
  • (A ˅ B) ˅ ¬(A ˄ B)
Какие задания вам понравились больше всего? А как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания по этой теме? Сегодня на уроке было трудно…..

Какие задания вам понравились больше всего?

А как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания по этой теме?

Сегодня на уроке было трудно…..

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!