Обобщающий урок по теме «Кислород. Водород»
Цели:
-
В нетрадиционной форме обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «кислород и водород»; активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, формировать «химический» стиль мышления при обсуждении значимости «кислорода и водорода».
-
Обобщить и систематизировать знания учащихся о двух элементах (водород и кислород); об их строении и свойствах.
Задачи:
Образовательные:
-
Проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных понятий данной темы;
-
Выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях с целью их последующего устранения;
-
Учить умению обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
-
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;
-
Развивать самостоятельность, волю, умения преодолевать трудности в учении;
-
Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
Развивающие:
-
Развивать навыки наблюдения и делать выводы;
-
Показать связь изучаемой темы с жизнью;
-
Развивать у учащихся интерес к химии;
-
Обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая в ходе смотра ситуации, вызывающие удивление, интерес и т.д.;
Тип урока: обобщение знаний.
Материалы и оборудование к уроку:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- интерактивная доска;
- презентация с заданиями;
- карточки с заданиями;
- занимательные опыты.
Подготовка к уроку: Готовятся маршрутные листы для учащихся. Класс делится на 4 группы. Каждый экипаж выбирает себе капитана. После каждого задания группа сдает свой заполненный маршрутный лист, а капитан оценивает каждого учащегося своей команды.
План урока
1. Вступительное слово учителя
2. Работа по командам: разминка и 5 этапов
3. Конкурс капитанов
4. Подведение итогов
5. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке.
Угадайте, о каком веществе идёт речь в стихотворениях
Примерно века два назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад, и он для нас не тайна.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его б узнать могли бы дети, ведь это... (кислород)
- Как вы догадались, что это кислород?
- Почему его так назвали?
- Кем и когда был открыт кислород?
Я газ, легчайший и бесцветный, неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду… (водород)
- Как вы догадались, что это водород?
- Какие физические свойства описаны здесь?
- Почему его так назвали?
Учитель: Кислород и водород – это два важнейших химических элемента. Водород является важнейшим элементом во Вселенной, а кислород самым распространенным элементом на Земле. Этим элементам, их соединениям, способам получения и применения посвятим наш обобщающий урок.
Учащиеся класса разделяются на 4 группы.
Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.
Назовите свою команду и капитана.
На доске турнирная таблица:
Команда № ___
1. разминка
2. заполните таблицу
3. выберите правильный ответ
4. конкурс «Химические уравнения»
5. конкурс «Атомы — молекулы»
6. роль кислорода и водорода в жизни человека, области применения этих веществ
7. конкурс капитанов
Подведение итогов
Н | Порядковый номер- Атомная масса – Период – Группа, подгруппа - Металл или неметалл- | О | Порядковый номер- Атомная масса – Период – Группа, подгруппа - Металл или неметалл- |
-
Дайте общую характеристику элементу кислороду и водороду, заполните таблицу
Свойства | Водород | Кислород |
Валентность | | |
Формула | | О2 |
Бесцветный | Да | |
Без запаха | | |
Без вкуса | | |
Двухатомный газ | | |
Тяжелее воздуха | Нет | |
3. Выберите правильный ответ
1) Выберите высказывания, в которых говорится о водороде как о
- химическом элементе (а, д, е, з)
- простом веществе (б, в, г, ж)
а) Водород входит в состав большинства органических соединений.
б) Водород — самый лёгкий газ.
в) Водородом заполняют воздушные шары.
г) Водород содержится в вулканических газах.
д) На планете Земля водорода около 2%.
е) В формулу воды входит водород.
ж) Водород – горючий газ.
з) В соединениях водород проявляет валентность равной единице.
2) Выберите высказывания, в которых говорится о кислороде как о
- химическом элементе (г, д, е, з)
- простом веществе (а, б, в, ж)
а) Кислород плохо растворяется в воде.
б) Кислород не имеет запаха.
в) Кислород входит в состав воздуха.
г) Кислород самый распространенный в земной коре.
д) В состав воды входит кислород.
е) Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде.
ж) Водород – горючий газ.
з) В соединениях кислород проявляет валентность равное двум.
3) Качественные реакции на газообразные кислород и водород.
Вставь пропущенный термин (естественнонаучная грамотность)
а) Определенный вид атомов - … (химический элемент)
б) Вещества, состоящие из нескольких видов атомов, называется - …(сложными)
в) Свойство атомов удерживать определенное число атомов других химических элементов в соединении - … (валентность)
г) Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав - … (химическая формула)
л) Вещества, образованные одним видом атомов, называется - … (простыми)
е) Запись химической реакции с помощью химических формул это - … (уравнение химической реакции)
ж) Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются … (химическими).
з) Образование осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение теплоты, появление запаха – все это (признаки химической реакции).
4) Решение ситуативных задач (читательская и естественнонаучная грамотность)
Ситуация 1.
Класс не проветривался в течение 6 уроков. Спустя вышесказанное время у учеников упала работоспособность в сравнении с 1 и 2 уроками. Некоторые жаловались на головную боль и недомогание. С чем это связано, найдите возможные причины сложившейся ситуации.
Ситуация 2.
Вова дома решил провести опыт. Он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившийся газ собрал в пустую жестяную банку, к которой поднес лучину. Раздался …Допишите уравнение реакции, которые произошли у Вовы. Какие правила были нарушены?
Ситуация 3.
Катя играла во дворе в футбол. В ходе последних минут игры она упала, поранив ногу. По приходу домой девочка взяла перекись водорода и обработала рану. Зачем она это сделала, что произошло в ходе этой процедуры? Напишите уравнение реакции.
Ответы:
Ситуация 1. Исходя из того, что класс не проветривался в течение 6 уроков, не было притока кислорода, углекислый газ, выдыхаемый учениками накапливался в течении всего учебного процесса. В связи с этим у учеников понизилась работоспособность. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа стали причиной головной боли учащихся.
Ситуация 2. Раздался взрыв. Это связано с выделением водорода, который был собран Вовой в емкость и поднесения к нему огня: 1. Вова нарушил правила техники безопасности. 2. Эксперименты необходимо проводить в лаборатории в присутствии учителя.
Ситуация 3. Данная процедура необходима для обеззараживания нарушения атомической целостности покровных тканей. В ходе данной процедуры перекись водорода, под действием фермента каталазы разложилась до воды и кислорода.
4. Конкурс «Химические уравнения»
а) напишите уравнение реакции окисления серебра, фосфора, метана
б) какие свойства проявляет кислород в данных реакциях? (кислород – окислитель)
в) какие вещества получаются в результате? (оксиды)
а) напишите уравнение реакции водорода с калием, азотом, оксидом меди (II)
б) какие свойства проявляет водород в данных реакциях? (водород - восстановитель)
в) определите тип реакций
5. Конкурс «Атомы — молекулы»
Даны формулы атомов и молекул. Распределите атомы в одну колонку, молекулы в другую.
7О, 5Н, 12О2, Н, 2О2, Н2О (Атомы: 7О, 5Н, Н; Молекулы: 12О2, 2О2, Н2О)
6. Роль кислорода и водорода в жизни человека, области применения этих веществ
Водород, кислород, углерод и азот являются биогенными элементами, или еще называют органогенами. Они входят в состав живых организмов.
Расшифруйте значение этих слов.
Водород | Кислород |
- Входят в состав биологически важных веществ: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров, гормонов и др. |
Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма важны соединения, в состав которых он входит: - вода, которая является средой существования всех клеток организма; - кислоты, которые играют роль в формировании рН среды; - функция водорода образовывать водородные связи. | Функции молекулярного кислорода в организме: - вместе с водородом кислород является основой воды; - кислород нужен для дыхания, поступающий в организм кислород окисляет жиры, углеводы, белки, аминокислоты, при этом выделяется энергия необходимая для жизнедеятельности. |
Водород поступает в организм в составе пищи, а основное его количество поступает в виде воды. | Основным источником кислорода для человека является атмосфера Земли, откуда за счет дыхания организм человека способен извлекать необходимое для жизни количество кислорода. |
1. Процесс фотосинтеза – это:
а) поглощение углекислого газа,
б) выделение кислорода на свету,
в) поглощение углекислого газа и воды на свету с образованием сахаров и выделением кислорода.
2. Водород применяют для:
а) получения гремучей смеси,
б) получения чистых металлов из оксидов металлов,
в) получения сероводорода.
3. Какие из перечисленных процессов приводят к значительному снижению кислорода в воздухе?
а) вырубка лесов,
б) фотосинтез.
в) дыхание.
4. Какие процессы приводят к значительному повышению содержания углекислого газа в воздухе?
а) работа транспорта на бензиновом и дизельном топливе,
б) гниение органических остатков,
в) дыхание.
7. Конкурс капитанов
1. Мельчайшая частица вещества, химически неделимая…(атом)
2. Дождь – это … явление. (физическое)
3. 21 % по объему в воздухе занимает … (кислород)
4. Смесь двух объемов водорода с одним объемом кислорода называется …(гремучей)
5. Закон сохранения массы веществ при химической реакции открыл(и) … (Ломоносов, Лавуазье)
6. Формула углекислого газа …(СО2)
7. Алюминиевые и железные стружки модно разделить …(магнитом)
8. 78% по объему в воздухе занимает … (азот)
9. Формула пероксида водорода …(Н2О2)
10. Явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие, называется…
(химическим)
Занимательный опыт
«Мыльные пузыри с водородом». Для проведения опыта необходимо: чашка Петри, заполненная мыльным раствором, аппарат Киппа с водородом.
Подведение итогов
Хим. мышление связано с решением вопроса о
- механизмах разумного поведения человека при взаимодействии с хим. природой вещества
- механизмов, обеспечивающих порождение нового знания
- роли хим. мышления в развитии интеллекта