СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Кислород. Водород»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является завершающим в теме. Учащиеся через повторение и обобщение полученных ранее знаний совершенствуют умения и навыки давать характеристику химических элементов, составления и написания уравнений реакций, что готовит их к последующему изучению предмета. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Кислород. Водород»»

Обобщающий урок по теме «Кислород. Водород»

Цели:

  • В нетрадиционной форме обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «кислород и водород»; активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, формировать «химический» стиль мышления при обсуждении значимости «кислорода и водорода».

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о двух элементах (водород и кислород); об их строении и свойствах.

Задачи:

Образовательные:

  • Проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных понятий данной темы;

  • Выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях с целью их последующего устранения;

  • Учить умению обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;

  • Развивать самостоятельность, волю, умения преодолевать трудности в учении;

  • Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

Развивающие:

  • Развивать навыки наблюдения и делать выводы;

  • Показать связь изучаемой темы с жизнью;

  • Развивать у учащихся интерес к химии;

  • Обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая в ходе смотра ситуации, вызывающие удивление, интерес и т.д.;

Тип урока: обобщение знаний.

Материалы и оборудование к уроку:

- мультимедийный проектор, компьютер, экран;

- интерактивная доска;

- презентация с заданиями;

- карточки с заданиями;

- занимательные опыты.

Подготовка к уроку: Готовятся маршрутные листы для учащихся. Класс делится на 4 группы. Каждый экипаж выбирает себе капитана. После каждого задания группа сдает свой заполненный маршрутный лист, а капитан оценивает каждого учащегося своей команды.


План урока

1. Вступительное слово учителя

2. Работа по командам: разминка и 5 этапов

3. Конкурс капитанов

4. Подведение итогов

5. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке.


Угадайте, о каком веществе идёт речь в стихотворениях

Примерно века два назад открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад, и он для нас не тайна.

Без газа этого на свете не жили б звери и народ.

Его б узнать могли бы дети, ведь это... (кислород)


- Как вы догадались, что это кислород?

- Почему его так назвали?

- Кем и когда был открыт кислород?

Я газ, легчайший и бесцветный, неядовитый и безвредный.

Соединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду… (водород)

- Как вы догадались, что это водород?

- Какие физические свойства описаны здесь?

- Почему его так назвали?

Учитель: Кислород и водород – это два важнейших химических элемента. Водород является важнейшим элементом во Вселенной, а кислород самым распространенным элементом на Земле. Этим элементам, их соединениям, способам получения и применения посвятим наш обобщающий урок.

Учащиеся класса разделяются на 4 группы.

Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.

Назовите свою команду и капитана.

На доске турнирная таблица:

Команда № ___

1. разминка

2. заполните таблицу 

3. выберите правильный ответ

4. конкурс «Химические уравнения»

5. конкурс «Атомы — молекулы»

6. роль кислорода и водорода в жизни человека, области применения этих веществ

7. конкурс капитанов

Подведение итогов


    1. Разминка

Н

Порядковый номер-

Атомная масса –

Период –

Группа, подгруппа -

Металл или неметалл-

О

Порядковый номер-

Атомная масса –

Период –

Группа, подгруппа -

Металл или неметалл-


    1. Дайте общую характеристику элементу кислороду и водороду, заполните таблицу 

Свойства

Водород

Кислород

Валентность

 

 

Формула

 

О2

Бесцветный

Да

 

Без запаха

 

 

Без вкуса

 

 

Двухатомный газ

 

 

Тяжелее воздуха

Нет

 


3. Выберите правильный ответ

1) Выберите высказывания, в которых говорится о водороде как о

- химическом элементе (а, д, е, з)

- простом веществе (б, в, г, ж)

а) Водород входит в состав большинства органических соединений.

б) Водород — самый лёгкий газ.

в) Водородом заполняют воздушные шары.

г) Водород содержится в вулканических газах.

д) На планете Земля водорода около 2%.

е) В формулу воды входит водород.

ж) Водород – горючий газ.

з) В соединениях водород проявляет валентность равной единице.


2) Выберите высказывания, в которых говорится о кислороде как о

- химическом элементе (г, д, е, з)

- простом веществе (а, б, в, ж)

а) Кислород плохо растворяется в воде.

б) Кислород не имеет запаха.

в) Кислород входит в состав воздуха.

г) Кислород самый распространенный в земной коре.

д) В состав воды входит кислород.

е) Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде.

ж) Водород – горючий газ.

з) В соединениях кислород проявляет валентность равное двум.


3) Качественные реакции на газообразные кислород и водород.

Вставь пропущенный термин (естественнонаучная грамотность)

а) Определенный вид атомов - … (химический элемент)

б) Вещества, состоящие из нескольких видов атомов, называется - …(сложными)

в) Свойство атомов удерживать определенное число атомов других химических элементов в соединении - … (валентность)

г) Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав - … (химическая формула)

л) Вещества, образованные одним видом атомов, называется - … (простыми)

е) Запись химической реакции с помощью химических формул это - … (уравнение химической реакции)

ж) Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются … (химическими).

з) Образование осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение теплоты, появление запаха – все это (признаки химической реакции).


4) Решение ситуативных задач (читательская и естественнонаучная грамотность)

Ситуация 1.

Класс не проветривался в течение 6 уроков. Спустя вышесказанное время у учеников упала работоспособность в сравнении с 1 и 2 уроками. Некоторые жаловались на головную боль и недомогание. С чем это связано, найдите возможные причины сложившейся ситуации.

Ситуация 2.

Вова дома решил провести опыт. Он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившийся газ собрал в пустую жестяную банку, к которой поднес лучину. Раздался …Допишите уравнение реакции, которые произошли у Вовы. Какие правила были нарушены?

Ситуация 3.

Катя играла во дворе в футбол. В ходе последних минут игры она упала, поранив ногу. По приходу домой девочка взяла перекись водорода и обработала рану. Зачем она это сделала, что произошло в ходе этой процедуры? Напишите уравнение реакции.


Ответы:

Ситуация 1. Исходя из того, что класс не проветривался в течение 6 уроков, не было притока кислорода, углекислый газ, выдыхаемый учениками накапливался в течении всего учебного процесса. В связи с этим у учеников понизилась работоспособность. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа стали причиной головной боли учащихся.

Ситуация 2. Раздался взрыв. Это связано с выделением водорода, который был собран Вовой в емкость и поднесения к нему огня: 1. Вова нарушил правила техники безопасности. 2. Эксперименты необходимо проводить в лаборатории в присутствии учителя.

Ситуация 3. Данная процедура необходима для обеззараживания нарушения атомической целостности покровных тканей. В ходе данной процедуры перекись водорода, под действием фермента каталазы разложилась до воды и кислорода.

4. Конкурс «Химические уравнения»

а) напишите уравнение реакции окисления серебра, фосфора, метана

б) какие свойства проявляет кислород в данных реакциях? (кислород – окислитель)

в) какие вещества получаются в результате? (оксиды)


а) напишите уравнение реакции водорода с калием, азотом, оксидом меди (II)

б) какие свойства проявляет водород в данных реакциях? (водород - восстановитель)

в) определите тип реакций


5. Конкурс «Атомы — молекулы»

Даны формулы атомов и молекул. Распределите атомы в одну колонку, молекулы в другую.

7О, 5Н, 12О2, Н, 2О2, Н2О (Атомы: 7О, 5Н, Н; Молекулы: 12О2, 2О2, Н2О)


6. Роль кислорода и водорода в жизни человека, области применения этих веществ

Водород, кислород, углерод и азот являются биогенными элементами, или еще называют органогенами. Они входят в состав живых организмов.

Расшифруйте значение этих слов.

Водород

Кислород

- Входят в состав биологически важных веществ:

белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров, гормонов и др.

Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма важны соединения, в состав которых он входит:

- вода, которая является средой существования всех клеток организма;

- кислоты, которые играют роль в формировании рН среды;

- функция водорода образовывать водородные связи.

Функции молекулярного кислорода в организме: 

- вместе с водородом кислород является основой воды;

- кислород нужен для дыхания, поступающий в организм кислород окисляет жиры, углеводы, белки, аминокислоты, при этом выделяется энергия необходимая для жизнедеятельности.

Водород поступает в организм в составе пищи, а основное его количество поступает в виде воды.

Основным источником кислорода для человека является атмосфера Земли, откуда за счет дыхания организм человека способен извлекать необходимое для жизни количество кислорода.


1. Процесс фотосинтеза – это:

а) поглощение углекислого газа,

б) выделение кислорода на свету,

в) поглощение углекислого газа и воды на свету с образованием сахаров и выделением кислорода.


2. Водород применяют для:

а) получения гремучей смеси,

б) получения чистых металлов из оксидов металлов,

в) получения сероводорода.


3. Какие из перечисленных процессов приводят к значительному снижению кислорода в воздухе?

а) вырубка лесов,

б) фотосинтез.

в) дыхание.


4. Какие процессы приводят к значительному повышению содержания углекислого газа в воздухе?

а) работа транспорта на бензиновом и дизельном топливе,

б) гниение органических остатков,

в) дыхание.

                                                        

7. Конкурс капитанов

1. Мельчайшая частица вещества, химически неделимая…(атом)

2. Дождь – это … явление. (физическое)

3. 21 % по объему в воздухе занимает … (кислород)

4. Смесь двух объемов водорода с одним объемом кислорода называется …(гремучей)

5. Закон сохранения массы веществ при химической реакции открыл(и) … (Ломоносов, Лавуазье)

6. Формула углекислого газа …(СО2)

7. Алюминиевые и железные стружки модно разделить …(магнитом)

8. 78% по объему в воздухе занимает … (азот)

9. Формула пероксида водорода …(Н2О2)

10. Явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие, называется…

(химическим) 



Занимательный опыт

«Мыльные пузыри с водородом». Для проведения опыта необходимо: чашка Петри, заполненная мыльным раствором, аппарат Киппа с водородом.

Подведение итогов













Хим. мышление связано с решением вопроса о

- механизмах разумного поведения человека при взаимодействии с хим. природой вещества

- механизмов, обеспечивающих порождение нового знания

- роли хим. мышления в развитии интеллекта






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!