Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость».
Цель урока:
Обобщить и систематизировать материал по данной теме, совершенствовать умение изображать точку на координатной плоскости по ее координатам и по заданной в координатной плоскости точке находить ее координаты; изображать график прямой пропорциональной зависимости, обратной пропорциональной зависимости; решать практико-ориентированные задачи, задачи с межпредметным содержанием с использованием графиков, анализировать и исследовать полученные результаты.
Развивать умение выполнять геометрические построения, мышление и связную речь, внимание и память; активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач, с использованием интерактивной доски; совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля.
Воспитывать интерес к математике, формировать представления о достижениях белорусской космонавтики
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока:
Организационный момент (1 мин)
Мотивация урока. Постановка целей урока (5 мин)
Проверка домашнего задания (2 мин)
Актуализация опорных знаний (13 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Обобщение и систематизация материала (19 мин)
Подведение итогов (1мин)
Задание на дом (1 мин)
Рефлексия (1 мин)
Ход урока:
Орг. момент
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость». Выполняя различные задания, вы покажете свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях (Слайды 1 – 3 приложения 1).
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите в них число, классная работа.
Мотивация урока. Постановка целей урока
Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? (Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail). Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.
Встречаемся ли мы с системами координат в реальной жизни? (Системы координат окружают нас повсюду) (просмотр слайдов 4 – 7)
чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты – ряд и место;
те, кто в детстве играл в шахматы, знают, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой;
те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:
система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы);
А теперь обратите внимание на эпиграф урока:
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
А какие же цели мы поставим на уроке? (слайд 8) (учащиеся ставят цели, учитель может их корректировать)
А кроме этого, поговорим о людях, праздник которых мы будем отмечать совсем скоро.
На различных этапах урока, за правильно выполненные задания вы будете получать баллы, которые необходимо заносить в лист ответов. Суммируя баллы, вы сможете сами оценить себя уже к концу урока (приложение 2).
Урок у нас будет необычный, в форме путешествия. Теперь вы будете работать в парах. На каждую парту я выдаю кроссворд по заданной теме. Ваша задача, решить его. Если вы правильно ответите на вопросы, то догадаетесь, куда же мы направляемся (слайд 9).
По горизонтали:
Кто придумал для нас систему координат?
Как называется второе из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
Как называются две координатные прямые в системе координат?
Как называется система координат хОу?
Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости?
Как называется первое из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
Ответы:
| 1д | е | К | а | р | т | | | | | | |
| | | 2О | р | д | и | н | а | т | а | | |
| | 3о | С | и | | | | | | | | |
4п | р | я | М | о | у | г | о | л | ь | н | а | я |
| 5к | о | О | р | д | и | н | а | т | ы | | |
| 6а | б | С | ц | и | с | с | а | | | | |
Осуществляется коллективная проверка (работа с интерактивной доской), самопроверка. У тех, кто все отгадал верно (на карточках и на экране), появляется слово «космос». Эти ученики ставят себе в лист оценивания за задание 6 баллов, кто отгадал 5 слов – 5 баллов и т. д..
Проверка домашнего задания
А теперь проверим домашнее задание. Учащиеся выполняли рисунки по карточкам.
Самолет (0;9) ,(2;7), (8;6), (8;4), (1;3), (1;-2), (3;-3), (3;-4), (-3;-4), (-3;-3), (-1;-2), (-1;3),(-8;4), (-8;6), (-2;7), (0;9) | Пароход (4;3), (4;7), (6;7), (6;3), (7;3), (7;1), (9;1), (10;2), (15;2), (10;-3), (-7;-3), (-9;-1), (-9;2), (-3;2), (-1;1), (2;1), (3;3), (4;3). | Ракета (-3;-13), (-6;-13), (-3;-5), (-3;6), (0;10), (3;6), (3;-5), (6;-13), (3;-13), (3;-8), (1;-8), (2;-13), (-2;-13), (-1;-8), (-3;-8), (-3;-13). |
Если вы правильно выполнили все рисунки, то поставьте себе в лист оценивания по 2 балла за каждое выполненное задание.
Историческая справка о Гагарине (слайд 13)
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Актуализация опорных знаний.
фронтальная работа
приём “Найди соответствие” (слайд 14) 
приём “Исправь ошибку” (слайды 15 – 17)
работа по графику изменения температуры времени от времени суток (слайд 18)
В какое время наблюдается отрицательная температура?
Какая температура будет минимальной и в какое время?
В какое время температура положительна?
На какое время назначим полёт? Почему?
По предположениям конструкторов полёт наш должен проходить по графику зависимости расстояния от времени (слайд 19). Определим:
Какое расстояние пролетит ракета за 100 с?
В какой момент времени ракета преодолеет 3200 км?
Какова скорость движения ракеты? (первая космическая скорость)
математический диктант (слайд 20)

Мы с вами благополучно преодолели эти испытания. Обменяемся тетрадями и проверим это задание. Давайте оценим себя, выставим баллы в лист оценивания, максимальное количество - 4 балла.
Физкультминутка
Ребята, а здесь нужно выяснить, правильно ли указаны координаты этого человечка(инопланетянина). При верном утверждении учителя дети поднимают руки в стороны, а при неправильном – руки вверх (слайд 21). Неправильный ответ исправляется.

Обобщение и систематизация материала
Каждый учащийся получает карточку, находит букву, соответствующую координатам (слайд 22). Прочитайте, что получилось.
(1;1) | | | (-8;1) | | | (4;-3) | |
(8; - 2) | | | (9; 0) | | | (9; 0) | |
(0;-2) | | | (4;4) | | | (4;4) | |
(-7;4) | | | (0;2) | | | (-4;0) | |
(-8;1) | | | (-2; -4) | | | (3;0) | |
(-2;-4) | | | (8;-2) | | | (-8;-1) | |
(-4;0) | | | (4;-3) | | | (-4;0) | |
(7;3) | | | (9;0) | | | (0;5) | |
(-6;- 3) | | | (-8; -1) | | | | |
(-8; -1) | | | | | | | |
Если вы отгадали фамилию космонавта, то в лист оценивания поставьте себе соответствующее количество баллов.
Историческая справка о белорусских космонавтах (слайды 23 – 25)
Первый белорусский космонавт Пётр Ильич Климук родился 10 июля 1942 в селе Комаровка Брестской области Беларуси.
18 декабря 1973 года впервые отправился в космос на корабле "Союз-13" наш земляк Петр Ильич Климук. Вместе с Валентином Витальевичем Лебедевым космонавты пробыли на орбите 7 дней 20 часов 55 минут 35 секунд.
Второй полет в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с бортинженером Виталием Ивановичем Севастьяновым на космическом корабле «Союз-18-2» к орбитальной станции «Салют-4». Продолжительность пребывания в космосе составила 62 дня 23 часа 20 минут 8 секунд.
Третий полет в космос совершил с 27 июня по 5 июля 1978 года года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Польской Народной Республики Мирославом Гермашевским на космическом корабле «Союз-30» к орбитальной станции «Салют-6» для совместной работы с ее экипажем — Владимиром Васильевичем Ковалёнком и Александром Сергеевичем Иванченковым. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 2 часа 2 минуты 59 секунд. Всего за 3 полета в космос налетал 78 дней 18 часов 18 минут 42 секунды
Второй белорусский космонавт Владимир Васильевич Ковалёнок родился 3 марта 1942 года в деревне Белое Крупского района Минской области Беларуси.
Совершил 3 полета в космос. Общее время нахождения в космосе 216 суток 09 часов 09 минут 40 секунд. Число выходов в открытый космос – 1. Продолжительность работ в открытом космосе - 2 часа 20 минут.
Воинское звание генерал-полковник авиации, с 18 июня 2002 года – в запасе.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР.
Герой Германской Демократической Республики (1978).
Герой Монгольской Народной Республики (1981).
Третий белорусский космонавт Олег Викторович Новицкий. Он принял космическую эстафету у старшего «звездного поколения», прославленных белорусов Петра Климука и Владимира Ковалёнка. О.В. Новицкий стал 114‑м космонавтом, преодолевшим земную гравитацию, и первым в истории суверенной Беларуси покорителем космоса.
О.В. Новицкий окончил червенскую среднюю школы № 2 поступил в Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. В 1994 году завершил учёбу в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков имени А.Ф. Мясникова по специальности «Командная тактическая авиация» с присвоением квалификации «лётчик-инженер». В 2006 году Олег Викторович стал выпускником Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина по специальности «Управление воинскими частями и соединениями Военно-воздушных сил». Ко времени зачисления в отряд космонавтов он освоил управление реактивными самолётами Л-39 и Су-25. Общий налёт его на летательных аппаратах составил около 700 часов.
1 октября 2012 года он отправился в качестве командира космического корабля «Союз ТМА- 06М». В составе его экипажа были россиянин Евгений Тарелкин и астронавт НАСА американец Кевин Форд. Продолжительность полета составила 143 сут. 16 ч 15 мин 02 с.
Следующий этап нашего путешествия – освоение космоса
Учащиеся выполняют задания на координатных плоскости, размещая модели на ней. Расположите планеты соответственно координатам(слайд 26)
Венера (3; 1)
Меркурий (-2; 0)
Земля (-3; - 2)
Юпитер (3; -3)
Нептун ( -5; -5)
Сатурн (3; 4)
Уран ( -5; 4)
Марс (- 4; 2)
Таким образом мы получим модель нашей системы, которая называется Солнечной системой (слайд 27).
Проверка по детскому стихотворению (слайд 28):
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Самостоятельная работа.
К сожалению, очень часто наш путь состоит из трудностей, которые надо преодолевать. И сейчас вы выполните самостоятельную работу
Вариант 1 Принадлежит ли графику функции точки А( - 9; -2); В(-1; 18) Изобразите график функции, заданной формулой у = - 4 х График обратной пропорциональности проходит через точку М( - 2; 4). Найдите коэффициент этой обратной пропорциональности На координатной плоскости построен прямоугольник АВСD. Укажите координаты точек С и D, если точки А и В имеют координаты А(–3; –2), В(– 3; 2) и площадь прямоугольника 24 квадратные единицы? | Вариант 2 Принадлежит ли графику функции точки С( - 3; 12); D(12; 3) Изобразите график функции, заданной формулой у = 3 х График обратной пропорциональности проходит через точку K( - 4; 2). Найдите коэффициент этой обратной пропорциональности На координатной плоскости построен прямоугольник АВСD. Укажите координаты точек С и D, если точки А и В имеют координаты А(–5; –2), В(– 5; 2) и площадь прямоугольника 24 квадратные единицы? |
Выдаётся карточка с заданием, на которой в течение 10-12 минут ребята выполняют задания. Для проверки выдаётся карточка – ответы (приложение3).
Итоги урока.
Исторические сведения (слайд 29)
22 июля 2012 года Беларусь запустила свой первый спутник на земную орбиту, который получил название «БелКА - 2». Аппарат был запущен для нужд МЧС, а также сельского и лесного хозяйств. «БелКа» - это аббревиатура от «Белорусский космический аппарат». Вместе со спутником Беларусь получила международный статус космической державы. Планируется, что «БелКА-2» будет работать до 2018 года.
Первая попытка запуска спутника в 2006 году оказалась неудачной – тогда аппарат упал в 150 километрах от города Байконур, где происходил запуск. Произошло это из-за аварийной ситуации на ракете-носителе «Днепр». К счастью, аппарат был застрахован, поэтому на возмещенные средства удалось создать еще один спутник, запуск которого уже прошел успешно.
У нас получился очень интересный урок, но пришла пора оценить свою работу. Выставление оценок (работа по листу оценивания).
Домашнее задание
Повторить п. 8, 5, № 9,5, № 8.70, № 8.75(б, г)
Рефлексия.
Звезда — это небесные тела, обладающие свойством светиться. И я думаю , что каждый сегодня стал звёздочкой прежде всего в своих глазах.
Поэтому нашу картину солнечной системы давайте украсим звёздочками
Используемая литература:
http://fb.ru/article/241192/belorusskie-kosmonavtyi-polnaya-informatsiya-i-ih-dostijeniya
https://www.kv.by/post/1051124-7-glavnyh-dostizheniy-belorusov-v-kosmonavtike
https://alldocs.net/embed/solnechnaya-sistema-i-eyo-planety
https://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post372755136
Приложение 2
Оценочный лист Фамилия, имя _____________________
Кроссворд 0-6 баллов | Домашнее задание 0-6 баллов | Диктант 0-4 балла | Угадай букву 0 – 10 баллов | Задание 1 0-4 балла | Задание 2 0-6 баллов | Задание 3 0-8 баллов | Задание 4 0-10 баллов | Сумма баллов |
| | | | | | | | |
Сумма баллов | 1-2 | 3-4 | 5-7 | 8-11 | 12-17 | 18-24 | 25-32 | 33-41 | 42-49 | 50 и более |
Оценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Достигли ли вы цели урока? Да Нет
Довольны ли вы своей работой на уроке? Да Нет

С каким настроением уходите с урока?
Приложение 3
Вариант 1
Принадлежит ли графику функции
точки А( - 9; -2); В(-1; 18)
а) А( - 9; -2) - 2 =
; - 2 = -2 (верно) Ответ : принадлежит
б) В(-1; 18) - 1 =
; - 1 = 2 ( неверно) Ответ : не принадлежит
Изобразите график функции, заданной формулой у = - 4 х 
График обратной пропорциональности проходит через точку М ( - 2; 4). Найдите коэффициент этой обратной пропорциональности
М ( - 2; 4); х = -2, у =4. Обратна пропорциональность задаётся формулой у =
. Тогда 4 =
;
= - 8
Ответ: -8
На координатной плоскости построен прямоугольник АВСD. Укажите координаты точек С и D, если точки А и В имеют координаты А(–3; –2), В(– 3; 2) и площадь прямоугольника 24 квадратные единицы?

Ответ: С( 3; 2); D( 3; - 2) или С(-9; 2) D (-9; -2)
Вариант 2
Принадлежит ли графику функции
точки С( - 3; 12); D(12; 3)
а) С( - 3; 12); 12 =
; 12 = 12 (верно) Ответ : принадлежит
б) D(12; 3) 3 =
; 3 = -3 ( неверно) Ответ : не принадлежит
Изобразите график функции, заданной формулой у = 3 х 
График обратной пропорциональности проходит через точку K( - 4; 2). Найдите коэффициент этой обратной пропорциональности
К ( - 4; 2); х = -4, у =2. Обратна пропорциональность задаётся формулой у =
. Тогда 2 =
;
= - 8
Ответ: -8
На координатной плоскости построен прямоугольник АВСD. Укажите координаты точек С и D, если точки А и В имеют координаты А(–5; –2), В(– 5; 2) и площадь прямоугольника 24 квадратные единицы?

Ответ: С(1; 2); D( 1; - 2) или С(-11; 2) D (-11; -2)