Конспект урока. "Обобщающий урок по теме:Наречие" 7 класс
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи»
(2 часа)
Тип урока: общеметодологической направленности: практикум
Цели:
Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.
Развивающий аспект:
способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
продолжить формирование навыков самостоятельной работы,
Воспитательный аспект:
способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.
Программные требования
Планируемые образовательные результаты:
Ученик по окончании изучения данной темы:
Личностные результаты
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;
проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
- анализирует уровень своих знаний и способностей;
- обнаруживает и формулирует проблему;
- планирует способы решения возникших проблем;
- формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- -переживает за успех учащихся.
Предметные результаты
- умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль
- формулирует правило правописания наречий
- применяет правило правописания при решении лингвистических задач;
- объясняет выбор написания.
Технология обучения:
Технология урока на деятельностной основе
Информационно-коммуникационные технологии
Форма урока: урок: практикум
Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
Систематизация знаний.
Включение системы знаний в учебную деятельность.
Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании.
Ход урока.
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
1.Слово учителя: - Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел: (слайд 2)
-активно
-превосходно
-плодотворно
-успешно
-удачно
- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие) У нас сегодня обобщающий урок по теме «Наречие». А что значит «обобщить»? (слайд3 (систематизировать, углубить, все разложить по полочкам). А для этого мы с Вами отправимся по станциям.
(слайд 4)
Эпиграфом к уроку станут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Для овладения богатствами наречий мы с вами отправимся в путешествие по станциям. (слайд 5)
-Что называется наречием? Прибываем на 1 первую станцию «Наречие как часть речи» (Составление ментальной карты) у доски 2 ученика (слайд 6)
Проверка домашнего задания.
Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова.
– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Творчество учащихся. Познавательная информация.
1. Выступление ученика в роли Наречия. (слайд 7)
2. – Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством, могу быть и определением.
Спасибо.
2. Целеполагание. (слайд 8)
Цель нашего урока:
а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте и правильно использовать их в речи.
3. Мотивация. 2 станция «Орфографическая» (слайд 9)
На доске записаны слова:
1 некогда; не хорошо, а плохо;
2 ниоткуда,
3 искренне,
4 певуче,
5 налево, слева,
6 одет по –зимнему, кое-как,
7 впустую
8 уж, настежь
- Что вы можете сказать, глядя на них? Это наречия, орфограммы наречий. - Тема нашего урока? Повторение по теме «Наречие». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема Повторение изученного о наречии.
(Слайд 10) Орфограмма 1 Раскрой скобки: не – раздельно; не - слитно
(Не) далеко от дома р..стет дуб.
На душе (не) весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.
Самопроверка
НЕдалеко от дома рАстет дуб.
На душе НЕ весело, а очень грусТно.
Мы разговаривали нисколько НЕ громко.
Работа выполнена НЕаККуратно.
Мальчик одет НЕряшливо.
НЕгромко звучала музыка.
(Слайд11) Орфограмма 2.Е или И? Поставь ударение (устно)
н(…)где не бывал
н(…)откуда ждать вестей
н(…)сколько не испугался
н(…)откуда не приходили письма
н(…)где не учился
н(…)чуть не обиделся
н(…)сколько минут
н(…)куда не пошёл
н(…)куда идти
(Слайд 12) Орфограмма 3. Сколько «Н» надо писать в данных наречиях? Вспомните правило!
1) взволнованно
2) интересно
3) организованно
4) медленно
5) отважно
(Слайд13) Орфограмма 4.О или Е? Поставь ударение. (устно)
певуч…
свеж…
крепч…
горяч…
хорош…
неуклюж…
блестящ…
ещ…
3 Станция «Физкультурная»
Физминутка для глаз и осанки.
Посмотрим налево-
Посмотрим направо
А теперь поближе
А потом подальше
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.
(слайд 14) Орфограмма 5-7
4 станция «Информационно-коммуникативная» (ИКТ) технология
Орфограммы «О//А», «дефисное написание», «Слитно//раздельно»
(Работа учеников в программе).
(слайд 15) 5 Станция «Мягкая»
Орфограмма 8. Определите части речи, подчеркните наречия, вставить пропущенную букву.
Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,
смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,
свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,
мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,
грош.., вскач.., невтерпеж…
«Мягкий знак на конце наречий». (Слайд 16)
- Кто будет гидом?
(Учащиеся рассказывает правило, получает индивидуальное задание.) Задание классу: замените словосочетания синонимичными наречиями с шипящей на конце.
1. Лошади мчались быстро (вскачь).
2. Распахнуть до конца (настежь).
3. Уйти в сторону (прочь).
4. Засеять густо (сплошь).
5. Ударить размахнувшись (наотмашь).
6. Нет терпения (невтерпёж).
7. Упасть вверх лицом (навзничь).
((слайд 17) 6 Станция «Сравнительная». Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? Кто будет гидом? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.) Хорошо. Определите, где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.
выдаются карточки.
3.Определить наречия и их выписать.
1) стало легче;
2) брат сильнее меня;
3) действовал увереннее
4) Сумка тяжелее,
5) идти было тяжелее,
6)Тигр сильнее котенка
7)бежит быстрее
Вспомните, как образуются наречия? Суф, прист, прист- суф., сложение. (на доске)
Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо- хороший, еле-еле
(слайд 18) 7 Станция «Фразеологическая»
Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Самопроверка
Сломя голову – быстро.(слайд)
Рукой подать – близко.
Куры не клюют – много.
Спустя рукава – плохо.
Вспоминаем фразеологизмы. (устно)
Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
Как в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Битый час | долго |
Бок о бок | рядом |
Вверх дном | кувырком |
Веки вечные | навсегда |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Не покладая рук | старательно |
1. Станция «Театральная» (слайд 19)
Сценка «Рецепт» (озвучивают 2 ученика)
Сабир Абдулла (учитель)
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещет зеркальностью русское слово
— Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Повторение основного морфологического признака наречий – неизменяемости. (слайд 20)
Ребята, перед вами стихотворение юного поэта, который, наверняка, еще не учился в 7 классе и не знает основного морфологического признака наречия. Прочитайте это стихотворение и скажите, какие нормы нарушил юный автор?
И однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегду, навсегдой,.
Я тебя за собой увлеку
Далеке , далеку, далекой,
Мы поселимся вместе с тобой
Наверхе, наверху, наверхой.
Вывод:
Таким образом, наречие – это неизменяемая часть речи.
(слайд 21) Обратимся к высказыванию.
Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
К. Г. Паустовский
Беседа по вопросам:
-Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова Паустовский ?
-Какое слово ключевое?
Попробуем объяснить его значение.
Вывод. Человек стал Человеком, когда постиг Красоту окружающего мира. Не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Очень важно не только увидеть эту красоту, но и постараться выразить в слове, музыке, в красках, …
Работа с текстом
А сейчас мы понаблюдаем за работой наречий в текстах, и, я думаю, вы сумеете почувствовать, какую красоту, образность придают наречия нашей речи.
(слайд 22) Портрет писателя.
9 Станция «Творческая» текст из рассказа И.С.Тургенева, подчеркнуть наречия и определить их роль в тексте. (Слайд 23)
Учащиеся читают и анализируют отрывок:
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.
Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)
В этом тексте писатель употребил 16 наречий. И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия. Наречия придают речи полноту и ясность.
Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.
А значит, бережно нужно относиться к богатствам русского языка
(слайд 24)
Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.
Мы Вам желаем …… .
1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)
Рефлексия.
Что повторили на уроке ?
-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?
- Где можно использовать полученные знания?
Дайте оценку сегодняшнему уроку и Вашей работе, используя наречия.
Закончи одно из предложений.
Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
Мне было сложно ….
Мне было легко ….
Хочу пожелать одноклассникам….
Сегодняшний урок прошел ….
Спасибо всем за урок!