СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по обособленным обстоятельствам 8 класс

Просмотр содержимого документа
««Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»»

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему:

«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»



Цель урока: обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.



Задачи:

- обучающие

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Однородные члены предложения»;

  • совершенствовать различные виды самостоятельной работы.

- развивающие

  • развивать положительную мотивацию к изучению русского языка;

  • развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

- воспитательные

  • воспитание любви к родному языку.

  • воспитание внимательности, умения работать коллективно.

Тип урокаобобщение и систематизирование изученного материала.

Формы работы учащихся: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная и самостоятельная работа.



Оборудование: учебники, тетради, дидактические материалы, , компьютер, мульмедиапроектор,

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.

2. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.



3. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.

4. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.



Метапредметные:

  1. Умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;

  2. Умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;

  3. Умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.



Личностные:

  1. Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

  2. Развитие критического мышления, орфографической зоркости.



Ход урока.



Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся.



Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И пожелаем друг другу быть сегодня успешными.



Этап урока 2. Орфоэпическая разминка (у доски, по цепочке)

Ребята, на доске вы видите написанные слова. Такие же слова находятся перед вами на листочках. Выполните данное задание самостоятельно, затем проверим по цепочке у доски. Каждому по 3 слова. Внесите результаты в оценочный лист. (1 балл за слово).



начАть, балОванный, докумЕнт, жалюзИ, премировАть, красИвее, закУпорить, одолжИть, чЕрпать, придАное, газопровОд, тОрты.





Актуализация знаний Слайд № 3

- Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)

1) [ О, О, О, О ].

2) [ О и О ].

3) [ О, а О ]

4) [ и О, и О, и О ].

5) [ То О, то О, то О ]

[ Или О, или О ].

6) [… не только О, но и О ].

7) [О: О, О, О].

8) [О, О, О - О ]

9) [О: О, О, О - …]

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?



Обобщение учителя.

- Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и при обобщающих словах при однородных членах предложения. А главное, вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.



Этап урока 3. Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.

Задание 1. Повторение теории (Всем 1 балл) Слайд № 4



  1. Какие члены предложения называются однородными?

  1. отвечают на один и тот же вопрос;

  2. связаны с одним и тем же словом в предложении;

  3. образуют сочинительное словосочетание.

  1. Как могут быть связаны однородные члены предложения?

(с помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)



-Когда между однородными членами не ставится запятая?

а) если они соединены одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО;
б) если они входят в состав фразеологизма. (ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо)
В остальных случаях запятая нужна.

-Вспомним признаки обобщающих слов при однородных членах

Обобщающие слова при однородных членах:
а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами;
б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены;
в) являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

-Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)

-Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы.

Задание 2. Работа в парах.

- В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).

1

Радостью, счастьем , надеждой - всем поделись со своим другом.

№ 8

2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.

№ 2

3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.

№ 6

4

Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром.

№ 4

5

Ищи товарища лучше себя, а не хуже.

№ 3

6

В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие.

№ 7

7

То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить.

№ 5

8

Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее.

№ 9



Проверяем. Слайд №6

Открываем тетради, записываем число, «классная работа»



3. Комплексный анализ текста. (Слайд 7) (раздать на листочках)

  1. Беседа по содержанию.

В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. Липы и рябина дубы и клены яблони елки и ясени все перемешано в этом парке.4 Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир, родивший Тургенева. Не всё в парке помн..т писателя, потому? что деревья ум…рают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе липовые а…еи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе. И все?таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаеш…ся в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.

(По В. Пескову.)

Спасское –Лутовиново. С чьим именем связано это место? (родовое имение русского писателя 19 века И.С.Тургенева, находится в Орловской губернии)

Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его? (На родине Тургенева, в Спасском-Лутовинове, старинный парк)

Определите тему и идею текста. (парк в Спасском-Лутовинове, последнее предложение (писателя вдохновляла на творчество природа)

Определите тип текста и стиль речи. Докажите. (описание, художественный, олицетворения – все помнит, деревья умирают, эпитеты – косматые ели)

– Однородные члены, украшают речь, делают ее яркой, выразительной, эмоциональной.



  1. Работа над орфографией и пунктуацией.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Расставьте знаки препинания и объясните их.

А что будет, если убрать из текста все ОЧ? Сделайте вывод, какова роль однородных членов предложения?

Выпишите предложение, предназначенное для синтаксического разбора. Выполните его. На доске нарисуйте схему.

Перестройте это предложение так, чтобы обобщающее слово стояло в конце предложения.



ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

  1. Синтаксическая пятиминутка (слайд 8)

Слайд 3. Составьте предложение, взяв из данных предложений указанные члены:

Сказуемое из предложения: Уплывает зимний день за горизонт.

Определение из предложения: Кружиться будет белый снег.

Определение из предложения: Бумажный змей являлся одной из забав детворы.

Подлежащее из предложения: Вот так маленький парусный кораблик увидел настоящую воду.

Какое предложение у вас получилось?

Уплывает белый бумажный кораблик.

Учитель: Нужна ли запятая между определениями? Почему? (В предложении неоднородные определения, они относятся к подлежащему по-разному, запятыми не разделяются.)

Как различить однородные и неоднородные определения? (Слайд 9)

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, выражены качественными прилагательными (бесплодная, засушливая земля). Запятая ставится.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, часто выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных (молодой сосновый бор). Запятая не ставится.

Какими определениями обычно являются рядом стоящие прилагательное и причастный оборот?

6. Давайте закрепим умение различать однородные и неоднородные определения с помощью следующего задания. Ваша задача – прочитать предложения, найти однородные (неоднородные) определения, правильно поставив знаки препинания.

1. Толстой любил побродить ранним, тихим утром.

2. Старая липовая аллея яснополянского парка была любимым местом прогулок Льва Николаевича.

3. На уютной берёзовой скамейке часами в одиночестве сидел писатель.

4. Прямо из усадьбы мы выезжаем на великолепную, сияющую под солнцем поляну.



8. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)



1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):

а) С улицы раздались крики и гул машин.

б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.

в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

г) Погода была пасмурная и дождливая.

2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):

а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.

б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.

в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.



3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.

б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.

г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

Включить экран. Проверяем. Слайд № 6.

9.Задания для любознательных Задача-шутка (слайд14)

Определи, сколько рядов однородных членов в отрывке:
Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов и шлёшь ответ.
А. Пушкин

Как изменится значение предложений в зависимости от пунктуации? Какое грамматическое доказательство этой задачи? (Солнце согрело все поле, берег, лес.- Солнце согрело все: поле, берег, лес). 



10.Рефлексия (слайд 15).

Чем занимались на уроке? Что понравилось, запомнилось?

– Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Что нового вы узнали?

– Что считаете нужным запомнить? Над чем надо поработать?

– Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?



Этап урока 4. Итог урока.



Игра «Согласен – не согласен». Слайд № 7

Перед вами - таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».







Согласен – не согласен

Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Однородные члены предложения связаны подчинительной связью


2.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос


3.

Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.


4.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения


5.

Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая


6.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены


7.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

– Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую




Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 7 баллов.

Проверяем. Слайд № 8




- Посчитайте баллы. От себя добавляю по 2 балла самым активным участникам урока _________________



- Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):

18 - 22 баллов - «3»

23 – 30 баллов – «4»

31-36 баллов – «5»



- Поднимите руки те, кто получил «5». Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не доработали. А где именно? На этот вопрос вам и всем остальным поможет ответить карточка с надписью

«Итог моей работы»











Этап урока 5. Дифференцированное домашнее задание. Слайд № 9

Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»



Итог моей работы



Тема

«+» или «-»

Домашнее задание

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения


П. 40, 41

Могу начертить схему предложения с однородными членами


П. 41, 43, 44

Знаю группы сочинительных союзов


П. 43

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом


П. 44

Могу отличить однородные и неоднородные определения.


П. 42



Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-». Повторите их. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Однородные члены предложения»



Этап урока 6. Рефлексия.



Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Уверен в своих знаниях.

2. Скучно

2. Устал


2. Нужно повторить некоторые правила.

3. Безразлично

3. Помогал другим.

3. Понял, что плохо усвоил тему.





Спасибо за урок! Слайд № 10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!