Открытый урок по теме «Односоставные предложения» в 8 классе
Целеполагание
1. Образовательные:
обобщить знания учащихся об односоставных предложениях - показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы; обобщение и систематизация знаний о стилях и типах речи, орфографии и пунктуации.
2. Воспитательные:
культура речи;
взаимопонимание;
толерантности;
ответственности;
взаимопомощи;
трудолюбия;
воспитание любви к русскому языку;
воспитание сознательной дисциплины;
активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.
3. Развивающие:
способствовать развитию навыков логического мышления - развивать творческое мышление и воображение - развивать навыки анализа художественного текста
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушать, задавать уточняющие вопросы;
развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
развитие умения выделять главное, обобщать;
развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.
Оборудование: презентация, раздаточный материал с фрагментами текстов из произведений русских поэтов.
Применяемые технологии: ИКТ, технологии проблемного обучения, технология креативного мышления,
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка.
Методы, используемые на уроке:
метод проблемного обучения;
дифференцированное обучение ;
задания творческого характера ;
использование ИКТ на уроке;
метод взаимо- и самоконтроля;
самостоятельная работа (работа по карточкам, у доски);
Оборудование: проектор, доска, использование икт
Этапы урока
Организация начала урока.
Актуализация знаний
Комплексное обобщение материала
Закрепление знаний и способов действий
Контроль и самопроверка знаний
Рефлексия урока
Информация о домашнем задании
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Сообщение целей урока и плана работы на урок, запись темы урока. (Слайд 1)
2. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания .
проверка домашнего упражнения по цепочке;
фронтальный опрос (какие предложения называются односоставными; какие виды односоставных предложений мы знаем, какие определенно-личные, какие неопределенно-личные, чем они различаются; какие предложения мы называем безличными; какие предложения мы называем назывными.)
2.Словарная работа (один ученик у доски исправляет ошибки в словах, остальные работают в тетрадях, после выполнения работы ребята меняются тетрадями, проверяют и ставят оценки).
(Слайд 2)
Дочь, луч, муж, молодежь, стая туч, у стойбищ, реванш, тишь, невтерпеж, медвежьи, кыш, замуж, тысячью, чья, еще, постричься, хлеб свеж, занимаешься, вскачь, помочь, шью, кактус колюч, нарежьте, лишь, поешь.
3. Комплексное обобщение материала. (На партах у каждого ученика лежат листочки с предложениями)
1.выполнение задания
Назовите типы односоставных предложений в стихах А.Фета
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Шепот, робкое дыханье,
трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной , ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
2. Диктант со взаимопроверкой
Тропические циклоны. Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов – тайфуны и ураганы. Названия им дают зависимости от района возникновения.
В Северной Атлантике, на юге и юго-востоке Тихого океана их называют ураганами, в западной части Тихого океана – тайфунами, а в Индийском океане – штормами и циклонами. Представьте пятиэтажный дом. Такова высота волны, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном , обрушившимся на страны Юго-восточной Азии, смыло не только постройки, но и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.
Задание:
-подчеркнуть грамматические основы предложений
-указать тип односоставных предложений
3. Проверочный тест.
Задание: определите вид односоставного предложения или каждой из частей сложного предложения.
1. С утра морозит. ( безличное)
2. В избе жарко натоплено. ( безличное)
3. В избе жарко натопили. ( неопределенно – личное)
4. Вам не видать таких сражений. ( безличное)
5. Приготовьтесь к уроку. ( определенно – личное)
6. Бездонную бочку водой не наполнишь. ( обобщенно – личное)
7. Дерево зажгло грозою. (безличное)
8. Воздухе пахнет сосновой смолою. ( безличное)
9. Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть – чуть светлело. (двусоставное и безличное)
10. Иду, и легко мне дыщится. ( определенно – личное и безличное)
4. Контроль и самопроверка знаний
После выполнения заданий происходит самопроверка
(Слайд 11)
5.Рефлексия урока.
-Какова роль односоставных предложений в текстах?
-Что вам показалось трудным в изучении данной темы
-Выставление оценок
9.Информация о домашнем задании. Упр.289.