Обобщающий урок по теме: « Полезные ископаемые»
Урок – соревнование.
Цель: обобщить сведения о полезных ископаемых, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы
Вступительная беседа.
Сегодня на уроке мы поговорим о богатствах Земли, которые добывают из глубины земли или с её поверхности.
Как называют такие богатства? ( полезные ископаемые)
На нашей планете много различных полезных ископаемых.
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Первый этап соревнования.
Итак, каждой команде предстоит отгадать о каком полезном ископаемом идёт речь?
( Класс разбит на три команды, каждой команде по 2 загадки)
Загадки:
1. Чёрный , блестящий,
Помощник настоящий
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь.( уголь)
2. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением ( торф)
3. Без неё не побежит
Ни автобус , ни такси
Ни поднимется ракета
Отгадайте, что же это? ( нефть)
4. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе
Он и на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже ( песок)
5. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. ( глина)
6. На кухне у мамы помощник отличный
Он синим цветком расцветает от спички( природный газ)
Все полезные ископаемые можно разделить на три группы.
- На какие? ( жидкие, твёрдые, газообразные)
Второй этап соревнования
Среди полезных ископаемых 1 команда назовёт - жидкие, 2- газообразные, 3 команда- твёрдые.
Третий этап соревнования.
На доске висят три картинки с полезными ископаемыми ( нефть, торф, глина)
Капитан каждой команды берёт любую коробочку.
- Откройте коробочки.
- Что это за полезное ископаемое?
- Вспомните его свойства?
- Где его используют?
- Как добывают?
А теперь попробуйте своим соперникам рассказать всё об этом полезном ископаемом не называя его . А команда соперников должна угадать это полезное ископаемое?
Четвёртый этап соревнования
На этом этапе соревнования победа команды зависит от правильного ответа каждого из членов команды.
У доски 3 коробочки с полезными ископаемыми: песок, уголь, известняк.
На доске.
1 команда , 2 команда, 3 команда
План
1. Название полезного ископаемого
2. Свойства
3. Где используют
4. Как добывают
Варианты ответов:
Песок | Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета. | Используют как топливо для печей | Залегает под землёй , но бывает, что его слои выходят и на поверхность .Добывают или в карьерах или в шахтах |
Уголь | Они хорошо растворяются в воде | Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона | Добывают в карьерах или со дна реки |
Известняк | Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит | Используют в строительстве, при изготовлении цемента | Добывают в карьерах |
1 ученик - рассматривает полезное ископаемое и находит карточку с его названием
2 ученик - находит карточку, где описываются свойства
3 ученик - находит карточку, где рассказывается о его использовании
4 ученик - находит карточку, где сообщается как добывают это полезное ископаемо
Песок | Известняк | Уголь |
1.Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета. | 1.Они хорошо растворяются в воде | 1. Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит |
2. Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона | 2.Используют в строительстве, при изготовлении цемента | 2. Используют как топливо для печей |
3. Добывают в карьерах или со дна реки | 3. Добывают в карьерах | 3. Залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность. Добывают или в карьерах или в шахтах |
Подведение итогов соревнования.
Итог
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых