СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Полезные ископаемые"(4-й класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательный урок-соревнование по теме "Полезные ископаемые". Соревновательный азарт не покидал ребят на протяжении всего урока.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Полезные ископаемые"(4-й класс)»

Обобщающий урок по теме: « Полезные ископаемые»

Урок – соревнование.

Цель: обобщить сведения о полезных ископаемых, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы

Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы поговорим о богатствах Земли, которые добывают из глубины земли или с её поверхности.

Как называют такие богатства? ( полезные ископаемые)

На нашей планете много различных полезных ископаемых.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Первый этап соревнования.

Итак, каждой команде предстоит отгадать о каком полезном ископаемом идёт речь?

( Класс разбит на три команды, каждой команде по 2 загадки)

Загадки:

1. Чёрный , блестящий,

Помощник настоящий

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь.( уголь)

2. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением ( торф)


3. Без неё не побежит

Ни автобус , ни такси

Ни поднимется ракета

Отгадайте, что же это? ( нефть)

4. Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе

Он и на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже ( песок)


5. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу. ( глина)

6. На кухне у мамы помощник отличный

Он синим цветком расцветает от спички( природный газ)


Все полезные ископаемые можно разделить на три группы.

- На какие? ( жидкие, твёрдые, газообразные)


Второй этап соревнования

Среди полезных ископаемых 1 команда назовёт - жидкие, 2- газообразные, 3 команда- твёрдые.

Третий этап соревнования.

На доске висят три картинки с полезными ископаемыми ( нефть, торф, глина)

Капитан каждой команды берёт любую коробочку.


- Откройте коробочки.

- Что это за полезное ископаемое?

- Вспомните его свойства?

- Где его используют?

- Как добывают?


А теперь попробуйте своим соперникам рассказать всё об этом полезном ископаемом не называя его . А команда соперников должна угадать это полезное ископаемое?

Четвёртый этап соревнования

На этом этапе соревнования победа команды зависит от правильного ответа каждого из членов команды.

У доски 3 коробочки с полезными ископаемыми: песок, уголь, известняк.

На доске.

1 команда , 2 команда, 3 команда

План

1. Название полезного ископаемого

2. Свойства

3. Где используют

4. Как добывают

Варианты ответов:

Песок

Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета.

Используют как топливо для печей

Залегает под землёй , но бывает, что его слои выходят и на поверхность .Добывают или в карьерах или в шахтах

Уголь

Они хорошо растворяются в воде

Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона

Добывают в карьерах или со дна реки

Известняк

Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит

Используют в строительстве, при изготовлении цемента

Добывают в карьерах


1 ученик - рассматривает полезное ископаемое и находит карточку с его названием

2 ученик - находит карточку, где описываются свойства

3 ученик - находит карточку, где рассказывается о его использовании

4 ученик - находит карточку, где сообщается как добывают это полезное ископаемо

Песок

Известняк

Уголь

1.Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета.

1.Они хорошо растворяются в воде

1. Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит

2. Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона

2.Используют в строительстве, при изготовлении цемента

2. Используют как топливо для печей

3. Добывают в карьерах или со дна реки

3. Добывают в карьерах

3. Залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность. Добывают или в карьерах или в шахтах


Подведение итогов соревнования.

Итог

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!