Обобщающий урок по теме «Классы позвоночных животных»
Цель урока
- -закрепить полученные знания
- -проследить эволюционные изменения основных систем органов
- -проанализировать целесообразность приспособительных признаков организмов разных классов
- -выявить наиболее прогрессивную группу позвоночных животных
К какому типу относятся все эти животные?
Это тип Хордовые.
Какие характерные черты у этого типа?
Кто представитель типа?
Тип Хордовые
- Наличие хорды
- Родоначальник типа - ланцетник
Какие Классы входят в тип Хордовые?
Классы Позвоночных животных
(Амфибии)
(Рептилии)
Класс Рыбы включает подклассы ……
Что характерно для Хрящевых рыб? Назовите представителей
Для хрящевых рыб характерно: Выберите верные утверждения:
- A) отсутствие плавательного пузыря
- Б) костный скелет
- B) отсутствие жаберных крышек
- Г) живорождение
- Д) трехкамерное сердце
- Е) два круга кровообращения
Костные рыбы и их характеристика
Признаки рыб
- Обтекаемая форма
- Плавники
- Внутренний скелет
- Чешуя и слизь
- Жаберное дыхание
- Двухкамерное сердце
- Плавательный пузырь
- Боковая линия
- Наружное оплодотворение
- Холоднокровность
Земноводные и их характеристика
Признаки Земноводных
- Конечности
- Голая кожа, слизь
- Легочное и кожное дыхание
- Трехкамерное сердце
- Наружное оплодотворение
- Развитие с метаморфозом
- Холоднокровность
- Среднее ухо, веки
Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
- 1) один круг кровообращения
- 2) наличие одного шейного позвонка
- 3) исключительно венозная кровь в сердце
- 4) хорошо развитый мозжечок
- 5) слезные железы
- 6) трехкамерное сердце
КЛАСС
- А) Костные рыбы
- Б) Земноводные
Пресмыкающиеся и их характеристика
Признаки Пресмыкающихся
- Сухая кожа
- Покрыты чешуйками
- Развитые легкие
- Сердце трехкамерное с неполной перегородкой
- Внутреннее оплодотворение
- Холоднокровные
Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
- 1) тело покрыто чешуйками
- 2) в шейном отделе позвоночника – один позвонок
- 3) грудная клетка
- 4) обилие кожных желез
- 5) внутреннее оплодотворение
- 6) кожное дыхание
КЛАСС
- А) Земноводные
- Б) Пресмыкающиеся
Птицы и их характеристика.
Назовите черты сходства пресмыкающихся и птиц
Признаки Птиц
- Крылья
- Покрыты перьями
- Сухая тонкая кожа
- Четырехкамерное сердце
- Двойное дыхание
- Внутреннее оплодотворение
- Теплокровны
Черты сходства птиц с рептилиями
- A) теплокровность
- Б) кожа, лишенная желез
- B) четырехкамерное сердце
- Г) роговые образования на коже
- Д) наличие клоаки
- Е) полное разделение венозного и артериального кровотоков
- Вспомните, что такое артерии и вены?
- Артериальная и венозная кровь?
Установите соответствие между кровеносными сосудами птицы и видом крови в них.
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ
- 1) артерии большого круга кровообращения
- 2) вены большого круга кровообращения
- 3) артерии малого круга кровообращения
- 4) вены малого круга кровообращения
ВИД КРОВИ
- А) артериальная
- Б) венозная
Млекопитающие и их характеристика
Признаки Млекопитающих
- Покрыты шерстью
- Разные способы передвижения
- Теплокровны
- Живорождение
- Выкармливание детенышей молоком
Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК
- 1) сухая кожа, лишенная желез
- 2) роговые образования на коже
- 3) четырехкамерное сердце
- 4) теплокровность
- 5) дифференцированные зубы
- 6) наличие клоаки
КЛАСС
- А) Пресмыкающиеся
- Б) Млекопитающие
Прогрессивные черты организации, отличающие млекопитающих от рептилий. Выберите верные ответы
- А) дыхание легкими
- Б) внутреннее оплодотворение
- B) два круга кровообращения
- Г) теплокровность
- Д) наличие диафрагмы
- Е) млечные железы
Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.
ВИД ЖИВОТНОГО
- 1) прыткая ящерица
- 2) скат хвостокол
- 3) озёрная лягушка
- 4) синий кит
- 5) серая крыса
- 6) сокол сапсан
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА
- А) двухкамерное
- Б) трёхкамерное
- В) четырёхкамерное
Исследовательский вопрос №1
- Перед вами скелеты лягушки, ящерицы, птицы и млекопитающего.
- Какие изменения в строении скелета данных животных вы можете наблюдать ?
- С чем связаны эти изменения?
- К каким последствиям привели?
Исследовательский вопрос №2
- Какие изменения в процессах размножения и развития произошли у разных классов Позвоночных животных?
- Ответ поясните.
Исследовательский вопрос №3
- Перед вами модели головного мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
- В каких отделах мозга заметны наибольшие изменения? С чем это связано?
Исследовательский вопрос №4
- Определите по рисункам самые крупные изменения, которые произошли в кровеносной системе Позвоночных.
- С чем они связаны?
- Каковы последствия этих изменений?
Аналитический вопрос №1
- Деятельность каких систем органов обеспечивает обмен веществ и выработку энергии в организме изученных животных?
- Как изменилась активность этих систем при переходе от Рыб к Млекопитающим?
- К чему привели эти изменения?
Аналитический вопрос №2
- Можно ли сказать, что все классы Позвоночных животных связаны общим происхождением?
- По каким признакам вы можете судить об этом?
Аналитический вопрос №3
- Какие причины (внешние и внутренние) привели к появлению на Земле всех классов Позвоночных?
Какой класс Позвоночных животных является наиболее высокоорганизованным на ваш взгляд? Почему?
Домашнее задание
Спасибо за урок!