СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Птицы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Птицы" в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Птицы"»

Контрольно-обобщающий урок по теме «Птицы» (брейн-ринг)

Класс: 7

Цели: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся по классу «Птицы»; расширить представления о многообразии птиц.

Задачи:

Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о птицах.

Развивающая: уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.

Воспитывающая: воспитывать разумное, бережное и заботливое отношение к птицам, обосновать необходимость охраны пернатого мира.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы: в основе - групповая, также фронтальная, индивидуальная; форма проведения – интеллектуальная игра.

Технологии: в основе – игровые технологии, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

I. Организационный момент (2-3 мин).

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – игра «Брейн-ринг». Вы будете соревноваться, показывая свои знания о таких животных как птицы. Мы подведём итоги изучения данной темы сегодня на уроке. У вас на столах звоночки для подачи сигнала о готовности команды к ответу. Вы знаете, что у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы. Ведущий задает вопрос, и команда в течение минуты дает на него ответ. Право ответа предоставляется той команде, которая первая подаст сигнал. Если ответ правильный – команда получает одно очко, если нет, -вторая команда продолжает обсуждение до истечения минуты. Если ответ правильный – команда заработала очко. Если ответ неверный, то в следующем раунде разыгрываться будут два очка. Итак, желаю успехов всем командам. Да победит сильнейший!». Учитель настраивает учащихся на работу, желает успехов. Рекомендуется до начала урока разделить класс на команды. Раздать командам черновики для записей.

II. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.

«Разминка» (3 мин)

Учитель. Прежде, чем начнем игру, мы проведем разминку. Я раздам каждой команде карточки с мини-викториной. В течение трех минут вы должны ответить на вопросы мини-викторины «Правда или нет» и сдать работы.

Задания разминки не оцениваются баллами, цель - подготовить учащихся к работе, вспомнить основные понятия и термины, настроиться на игру.


1. Ихтиология - это наука, изучающая птиц.

2. Температура тела птиц не постоянна.

3. В коже практически отсутствуют железы, кожа сухая.

4. Кости имеют полости.

5. У птиц циркулирует смешанная кровь.

6. У птиц отсутствует мочевой пузырь.

7. Сердце трёхкамерное.

8. Все птицы высиживают яйца.

9. По форме клюва можно определить характер питания птицы.

10. Пища переваривается очень медленно.

Ответы: 1-нет (наука о птицах - орнитология), 2-нет, 3-да, 4-да, 5-нет, 6-да, 7-нет, 8-нет, 9-да, 10-нет)

III. Соревнование команд (основной этап урока: обобщение и систематизация знаний)

  1. Что изучает наука «орнитология»

  2. Как можно объяснить поведение пеликанов на воде?

«…вся стая как бы строится в одну шеренгу, расправляет крылья и начинает хлопать ими по воде, и этот фронт … начинает постепенно двигаться к мелководью, к острову. Удары пеликаньих крыльев слышны все громче и громче. Звуки их долго разносятся по воде».

Ответ. Птицы поднимают шум, чтобы направить испуганную рыбу к мелководью.

  1. Перечислите все возможные способы передвижения пингвинов.

Ответ. Пингвины плавают, ходят, скользят на брюхе с горы или толкаясь лапами, ныряют.

  1. Как вы думаете, почему орел-могильщик или орел-курганник получили такое название?

Ответ. В Южных степях России много древних курганов, могильных захоронений, сохранившихся еще со времен скифов. Обычно орлов видели сидящими на этих возвышенностях лил на глиняных могилах – мазарах, откуда было удобно обозревать окрестности. Отсюда и название.

  1. У серебристой чайки на подклювье есть небольшое красное пятно. Каково его предназначение.

Ответ. Детёныши, постукивая клювиками по этому пятну, заставляют чайку отрыгивать для них корм.

  1. Бородачи чем-то внешне напоминают грифов, но питаются не мясом погибших животных, а их костями. Орнитолог Бабенко очень интересно описывал этот процесс: «Не веря своим глазам, я наблюдал, как бородач заглатывал ребра лошади. Такая большая изогнутая кость не могла поместиться ни в зобе бородача, ни в желудке. Оставалось предположить, что ребро лошади, попадая в желудок птицы моментально размягчалось или сворачивалось под влиянием желудочного сока…». Оказалось, что это не так. Как вы думаете, какие особенности строения имеет пищеварительная система бородача, позволяющие ему заглатывать ребра лошади, копыта крупного рогатого скота?

Ответ. У бородачей нет зоба, но очень большой желудок, который начинается чуть ли не от клюва.

  1. Что общего в следующих названиях птиц: дикуша, черный рябчик, каменный рябчик, смирный рябчик?

Ответ. Это разные названия одного вида птиц.

  1. Птицы отряда Чистиковых гнездятся на узких уступах гор, возвышенностей. Форма яиц у этих птиц необычная: грушевидная. Как вы думаете, почему яйца этих птиц имеют такую необычную форму?

Ответ. Чистиковые не строят гнезд. Яйца шаровидной формы легко бы скатывались с уступов, а яйца грушевидной формы крутятся на месте, а вниз не скатываются.

  1. Зачем ученые -орнитологи окольцовывают птиц?

Ответ. Что бы узнать о сроках и путях сезонных миграций.

  1. Улар – это куропатка размером с дикого гуся. Его еще называют горной индейкой, хотя никакого отношения улар к индейкам не имеет. Живут улары высоко в горах на высоте 3-5 тысяч метров или даже выше, ибо всегда держатся у скалистых гребней. Тут нет уже ни деревьев, ни кустарников, ни, даже, травы. Кругом только камни. Эти птицы ведет оседлый образ жизни, «они не улетают на зиму в теплые края». Лишь только спускаются чуть ниже при большом снеге до стелющихся кустарников, но в лесах не появляются. Что они едят? Чем питаются эти птицы?

Ответ. Дело в том, что даже в самые суровые зимы, крутые южные склоны и скалистые стены быстро освобождаются под солнцем от снега. Достаточно нескольких часов, чтобы открылись небольшие колечки-проталинки на скалах, где во все времена года можно найти травку, молодые побеги буковицы и т.д. Вот их то вместе с менами, ягодами, даже мелкими грызунами и едят урал. Их можно часто видеть с горными козлами, которые разрывают своими копытами снег.

IV. Рефлексия, подведение итогов урока (5 мин).

Учитель объявляет победителя, подводит итоги. В оставшееся время учитель предлагает провести своеобразную игру «Мини-интервью»: по очереди учащиеся задают вопрос друг другу, выступая в роли журналиста, вопрос можно начать словами: «Хочу спросить…», тот, у кого спрашивали, затем сам выступает в роли журналиста.


Варианты вопросов:

Хочу спросить: …

… какой конкурс тебе понравился больше всего?

… что тебя удивило?

… что вызвало затруднение?

… что ты запомнил(а) лучше всего?

Объявляется команда-победитель. Учитель оценивает учащихся, благодарит всех за работу.


Список литературы:


1. Биология. Разнообразие живых организмов. Базовый уровень: учеб. для 7 класса общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; – М.: Просвещение, 2014.

2. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / сост. С.М.Курганский. - 2-е изд. - М.:ВАКО, 2017.

3. Костин А.Б., Рубинштейн Н.Р., Тарханова М.А. Птицы: научно - познавательное издание для детей. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 71с.

4. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007. – 512с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!