Тема: Обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».
Задачи:
Образовательные: повторить теоретический материал и закрепить практические навыки и умения по теме выращивания капусты в защищенном грунте; выявить уровень усвоения знаний по теме;
Развивающие: развивать речь, логическое мышление, фронтальное чтение, глазомер, моторику рук;
Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям, познавательный интерес к тепличному делу.
Оборудование: презентация, карточки, конверты, 3 вида грунта, совок, перчатки, литровая банка, посевной ящик.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята садитесь.
- Отчет дежурного.
(Число, месяц, год, наличие учащихся, готовность к уроку)
- Ребята, я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения, хорошее настроение и успех!
- Давайте, сейчас определим наши действия на уроке. К каждой букве слова «урок» подберем слова – название действия, которые будем сегодня выполнять.
Слайд 1
У - учиться познавать окружающий мир
Р – работать, рассуждать, рассказывать
О – отвечать на вопросы, обсуждать
К - коллективно работать
- Эти действия будем выполнять для того, чтобы обобщить знания по изученному ранее теоретическому материалу. А по какому именно, вы, сейчас сами и скажите, послушав следующую информацию.
II. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.
- Трудно найти огород, теплицу, где бы не росла эта овощная культура! Как и трудно найти хозяйку, которая бы не использовала этот овощ в кулинарии. Не зря этот овощ называют «огородной барыней».
В этом овоще много витаминов, минералов, клетчатки и воды. Это лидер среди овощей по содержанию витамина С, причем витамин С сохраняется как при длительном хранении в сыром, так и в квашеном виде. А полезные свойства этого овоща очевидны в укрепление иммунитета, нормализации пищеварения, является хорошим заживляющим средством.
В нашей школьной столовой ученикам нередко предлагают на обед этот овощ в качестве гарнира, салата.
- О каком овоще я говорю?
- Правильно, молодцы! Это капуста.
- Все мы знаем, что капуста имеет много разновидностей.
Слайд 2
Это белокочанная, краснокочанная, савойская, цветная, брокколи, кольраби, пекинская, брюссельская. У одних в пищу идут листья, у других соцветия, у третьих стебель.
- Скажите, какая капуста самая традиционная и привычная для нас? (белокочанная капуста)
(овощная культура демонстрируется на слайде и в натуральном виде на подносе)
Слайд 3
- Все верно – это белокочанная капуста. Это самая привычная, популярная и общедоступная разновидность культуры в наших широтах, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте.
Капуста — двулетнее растение. В первый год жизни она образует короткий утолщенный стебель, большое количество крупных листьев и кочан. На второй год при посадке в почву внутренней части кочерыги из верхушечной почки вырастает высокий ветвистый стебель, на котором появляются желтые цветки, а затем и плоды (стручки). Капуста относится к семейству Крестоцветные, семена круглые, мелкие, темно-коричневого цвета.
- Ребята, давайте сделаем краткое описание данной овощной культуры с помощью мнемотаблицы «Расскажи-ка».
Слайд 4
(описание овоща с помощью мнемотаблицы «Расскажи-ка»)
- На протяжении большого количества уроков мы с вами изучали данную овощную культуру, а точнее технологию выращивания капусты в защищённом грунте. В процессе изучения давали ответы на интересующие нас вопросы. А в ходе практических работ приобретали необходимые навыки и умения по ее выращиванию.
Данная тема всегда была и будет актуальной для овощеводов, потому что капуста находится в топ-10 самых востребованных овощных культур. И стоит отметить, что выращивание капусты в тепличном хозяйстве круглый год дает больший доход.
Слайд 5
- Итак, тема сегодня нашего урока это обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».
Целью нашего урока будет повторение теоретического материала и закрепление практических навыков и умений по данной теме.
Запишите число и тему урока в тетради.
III. Основная часть.
Словарная работа.
Слайд 6
- Ребята, прежде чем приступить к теме нашего урока, давайте сейчас поработаем со словарем овощевода и вспомним терминологию слов, используемых на уроках тепличного дела. Для этого возьмите карточки и вставьте в текст пропущенные слова.
1. Специалист, занимающийся выращиванием овощей это...
Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом называют…
Молодое овощное растение, предназначенное для высадки в открытый или защищенный грунт, называют …
Жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая называют …
Содержание питательных элементов в почве для растений называют …
Расстояние между рядами и растениями в ряду называют …
Умение вести хозяйство называют …
Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
Проверка: На экране по ходу ответов на пересечении вопроса и правильного ответа ставиться знак + (плюс).
Вопрос | Ответ |
Вегетационный период | Овощевод | Экономика | Схема посадки | Рассада | Защищенный грунт | Плодородие почвы |
Специалист, занимающийся выращиванием овощей? | | + | | | | | |
Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом? | | | | | | + | |
Как называют молодые овощные растения, предназначенные для высадки в открытый или защищенный грунт? | | | | | + | | |
Как называют жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая? | + | | | | | | |
Расстояние между рядами и растениями в ряду называют | | | | + | | | |
Содержание питательных элементов в почве называют | | | | | | | + |
Умение вести хозяйство называют | | | + | | | | |
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете словарь овощевода. Слова проговаривали правильно. В дальнейшем мы будем некоторые из них использовать по ходу урока.
(карточки учащиеся приклеивают в тетрадь)
- Чтобы вырастить хороший урожай капусты в защищенном грунте нам необходимо соблюдать правильную технологию выращивания. Для этого давайте вспомним поэтапный план (алгоритм) действий, который выполняют при выращивании капусты, с помощью следующего задания.
2. Работа у доски.
Задание: Установите правильную последовательность технологии выращивания капусты.
(по ходу выполнения задания на доске учащийся выстраивает правильную последовательность технологии выращивания капусты и проговаривает ее в правильной последовательности)
- Уборка урожая, хранение
- Набивка посевных ящиков почвенной смесью
- Предпосевная обработка семян, посев
- Посадка рассады на постоянное место
- Уход за капустой
- Выращивание рассады
- Выбор сорта капусты
- Все верно, с данным заданием вы справились правильно.
3. Игра «Портфель заданий»
- Сегодня на урок я принесла портфель заданий. В нем лежат 8 конвертов. Я вам предлагаю каждому выбрать любой конверт из 8. (ученики по очереди выбирают конверт) В 7 конвертах находится один из этапов последовательности технологии выращивания капусты, а в 8 конверте дополнительное задание.
Откройте их, посмотрите, какой этап последовательности кому достался. По ходу урока в соответствии с правильной последовательностью технологии выращивания капусты вы будете выполнять задания, которые помогут вам повторить и закрепить знания, умения и навыки по данной теме.
- Ребята, от вас хочу услышать полные, четкие ответы. Если вы хотите дополнить или исправить ответ своего одноклассника поднимайте руку.
(Учащиеся выполняют задания, в соответствии с выбранной последовательностью выращивания капусты)
Слайд 14
Конверт «Выбор сорта капусты»
Задание.
1. Выбери из перечисленных выращиваемые группы сортов белокочанной капусты:
- быстроспелые сорта
- раннеспелые сорта
- среднеспелые сорта
- долгоспелые сорта
- позднеспелые сорта
2. Ответьте на вопрос: Какие группы сортов капусты выбирают для выращивания в теплице? (раннеспелые сорта)
Вопрос классу: Почему не рекомендуют выращивать поздние сорта в теплице? (потому что у поздних сортов длинный вегетационный период от 110-140 дней)
Слайд 15
Конверт «Набивка посевных ящиков почвенной смесью»
- Хорошая почвенная смесь должна соответствовать определенным требованиям: быть плодородной, содержание компонентов должно быть в ней сбалансированным, по структуре она должна быть легкой и рыхлой, а также хорошо впитывать и удерживать влагу.
Для выращивания рассады капусты подходит почвосмесь состоящая из 50% торфа, 25% огородной земли и 25% перегноя. Что соответствует следующему соотношению, представленного на экране в виде задания.
Задание.
1. Составьте почвенную смесь для выращивания рассады капусты по следующему соотношению:
+ + перегноя
- Мы должны помнить, что почва измеряется не в массе, а в объеме, поэтому для выполнения данного задания за основу измерения возьмем литровую банку и составим почвосмесь.
(ученик составляет почвенную смесь)
- У нас получилась почвенная смесь, полностью удовлетворяющая всем требованиям. И, конечно же, в тепличном хозяйстве используется не литровая банка, как в нашем случае мы использовали для примера, а 10 – литровое ведро.
2. Ответьте на вопрос: Какого компонента в данном соотношении больше всего? (торфа)
Вопросы классу:
Где добывают торф? (на болоте, а точнее с его дна)
Что из себя представляет торф? (это продукт разложения растительных и животных остатков, который образуется в условиях повышенной влажности и недостатке кислорода.)
С какой целью торф добавляют в почвосмесь? (торф добавляют с целью повышение плодородности грунта)
- А сейчас, ребята, давайте снимем усталость с наших глаз, так как на уроке основная работа проводится с использованием экрана, тем самым восстановим работоспособность.
Слайд 16
Физминутка «Гимнастика для глаз»
(гимнастики для глаз проводится с использованием видео)
- Мы продолжаем наш урок и приступаем к выполнению следующего задания.
Слайд 17, 18, 19, 20, 21, 22
Конверт «Предпосевная обработка семян, посев»
Задание.
Определите способы предпосевной обработки и подготовки семян к посеву по следующим иллюстрациям.
- Калибровка
- Обеззараживание
- Проверка на всхожесть
- Закалка семян (Стратификация)
- Замачивание семян
2. Ответьте на вопросы:
- На какую глубину заделываются семена капусты? (1-1,5 см)
Вопрос классу:
- В каком месяце высеваются семена ранней капусты на рассаду для не отапливаемых теплиц? (в феврале)
Слайд 23, 24, 25
Конверт «Выращивание рассады»
Задание.
Блиц-опрос.
Для чего выращивают рассаду капусты?
- для более раннего образования кочана при пересадке в грунт
- для употребления в пищу
До каких пор рассаду выращивают в посевном ящике?
- до июня месяца
- до появления первых настоящих листьев
В какое время суток поливают рассаду?
- утром и вечером
- днем и ночью
Как закаливают рассаду?
- снижают температуру дома
- ставят в холодное помещение
2. Ответьте на вопрос:
- Что такое пикировка? (пикировка – это пересадка сеянцев на другое место или в отдельные контейнеры, с целью получения растения с большим числом хорошо развитых боковых корней)
Вопрос классу:
- В каком месяце высаживается рассада в не отапливаемую теплицу, если семена были посеяны в феврале? (в середине апреля)
Слайд 26
Конверт «Посадка рассады на постоянное место»
- Внимательно посмотрите следующее видео. Это поможет справиться со следующим заданием.
ссылка на видео : https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3233182517832975530&text=уход+за++капусты+в+теплице
Слайд 27
1. Задание. Выбери правильную схему посадки рассады ранних сортов капусты.
Вопрос | Ответ |
70х70 см | 35х70см | 50х70см |
По какой схеме высаживают рассаду ранних сортов капусты? | | + | |
Ответьте на вопрос: От чего зависит такая схема посадки? (от размера кочана)
Вопросы классу:
- По какой схеме высаживают рассаду среднеранних сортов капусты?
- По какой схеме высаживают рассаду поздних сортов капусты?
Слайд 28
Конверт «Уход за капустой»
Задание.
1. Работа с текстом.
Уход за капустой.
Капуста очень светолюбива, световой день для нее должен быть 14-17 часов. При необходимости ее нужно досвечивать. Температура для нормального роста и созревания поддерживается на уровне 16-20°C. Один раз в 2 недели капусту подкармливают. Полив должен быть регулярным и обильным. Следует рыхлить почву и осматривать растения на наличие вредителей и болезней.
Слайд 29
2. Ответьте на вопрос: В чем заключается уход за капустой? (Уход за капустой в теплице заключается в регулярном поливе, рыхлении почвы, подкормках, поддержании температурного и светового режима, в осмотре на наличие вредителей и болезней)
Слайд 30
Конверт «Уборка урожая, хранение»
Задание.
Ответьте на вопросы:
- По каким признакам начинают уборку урожая капусты в теплице?
(по размеру и твердости кочана)
- Важно не только вырастить и собрать урожай, но и еще его сохранить. Выполняя следующее задание, мы ответим на вопрос, где можно хранить капусту? Для это давайте отгадаем следующие ребусы.
Слайд 31, 32, 33
(в погребе, в подвале, в овощехранилищах)
- Данные помещения помогут сохранить капусту на довольно длительное время, так как в них нет естественного света. В светлом помещении со временем могут активизироваться точки роста, и кочаны начнут прорастать, теряя свои вкусовые и полезные качества.
В этих помещениях можно поддерживать температуру и подходящую влажность удовлетворяющие условиям хранения капусты.
- Ребята, вы знаете, что 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.
Именно на Руси с капустой было связано много традиций. Её любили, уважали и считали вторым хлебом. Готовили еду из неё практически круглый год. О капусте русским народом было сложено много разных пословиц, поговорок и загадок.
- Давайте вспомним некоторые из них, выполнив следующее задание.
Задание классу: Соберите пословицы. Нужно соединить начало и конец пословицы.
(это задание ученик выполняет на доске)
Капуста не пуста, сама летит в уста.
Капуста и щи — еда наша.
Без хлеба нет обеда, а без капусты животы пусты.
- А сейчас переходим к дополнительному заданию.
Слайд 34
Конверт «Инвентарь и техника безопасности»
Задание.
1. Назовите сельскохозяйственный инвентарь, используемый при выращивании капусты и его назначение.
2. Расскажите технику безопасности, которую необходимо соблюдать при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок:
К концу подходит наш урок,
Давайте подведем итог.
- Молодцы, ребята! Мы с вами повторили всю тему «Технология выращивания капусты в защищённом грунте». И я с большой уверенностью могу сказать, что вы достаточно знаете о выращивании кочанной капусты в теплице. В ходе урока, вы отвечали полными, правильно построенными предложениями, хорошо выполняли предложенные задания на повторение. Применяли слова, связанные с сельским хозяйством при своих ответах. Верно, назвали огородный инвентарь и объяснили его применение в работе. Правильно рассказали технику безопасности.
- Сегодня на уроке я вам вручаю каждому буклет «Технология выращивания капусты в защищенном грунте». Пусть этот буклет для вас будет небольшой «шпаргалкой» в случае необходимости.
Оценки за урок. (объявление оценок за урок)
Слайд 35
V. Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я попробую…
- Встаньте, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Все свободны.
Уход за капустой.
Капуста очень светолюбива, световой день для нее должен быть 14-17 часов. При необходимости ее нужно досвечивать. Температура для нормального роста и созревания поддерживается на уровне 16-20°C. Один раз в 2 недели капусту подкармливают. Полив должен быть регулярным и обильным. Следует рыхлить почву и осматривать растения на наличие вредителей и болезней.
Словарь овощевода Специалист, занимающийся выращиванием овощей это___________________________________________________ Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом называют_______________________ ______________________________________________________ Молодое овощное растение, предназначенное для высадки в открытый или защищенный грунт, называют________________ Жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая называют_______________________________________ Содержание питательных элементов в почве для растений называют______________________________________________ Расстояние между рядами и растениями в ряду называют______________________________________________ Умение вести хозяйство называют_______________________ | Словарь овощевода Специалист, занимающийся выращиванием овощей это___________________________________________________ Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом называют_______________________ ______________________________________________________ Молодое овощное растение, предназначенное для высадки в открытый или защищенный грунт, называют________________ Жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая называют_______________________________________ Содержание питательных элементов в почве для растений называют______________________________________________ Расстояние между рядами и растениями в ряду называют______________________________________________ Умение вести хозяйство называют_______________________ |
Уборка урожая, хранение |
Набивка посевных ящиков почвенной смесью |
Выбор сорта капусты |
Посадка рассады на постоянное место |
Уход за капустой |
Предпосевная обработка семян, посев |
Выращивание рассады |
Инвентарь и техника безопасности |
Обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».
Капуста не пуста,
сама летит в уста.
Капуста и щи
— еда наша.
Без хлеба нет обеда,
а без капусты
животы пусты.
Торф Огородная Перегной земля |