СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».

Задачи:

Образовательные:   повторить теоретический материал и закрепить практические навыки и умения по теме выращивания капусты в защищенном грунте; выявить уровень усвоения знаний по теме;

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, фронтальное чтение,  глазомер, моторику рук;

Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям, познавательный интерес к тепличному делу.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте»»

Тема: Обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».


Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».

Задачи:

Образовательные:   повторить теоретический материал и закрепить практические навыки и умения по теме выращивания капусты в защищенном грунте; выявить уровень усвоения знаний по теме;

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, фронтальное чтение, глазомер, моторику рук;

Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям, познавательный интерес к тепличному делу.

Оборудование: презентация, карточки, конверты, 3 вида грунта, совок, перчатки, литровая банка, посевной ящик.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята садитесь.


- Отчет дежурного.

(Число, месяц, год, наличие учащихся, готовность к уроку)

- Ребята, я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения, хорошее настроение и успех!

- Давайте, сейчас определим наши действия на уроке. К каждой букве слова «урок» подберем слова – название действия, которые будем сегодня выполнять.


Слайд 1

У - учиться познавать окружающий мир

Р – работать, рассуждать, рассказывать

О – отвечать на вопросы, обсуждать

К - коллективно работать


- Эти действия будем выполнять для того, чтобы обобщить знания по изученному ранее теоретическому материалу. А по какому именно, вы, сейчас сами и скажите, послушав следующую информацию.


II. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.


- Трудно найти огород, теплицу, где бы не росла эта овощная культура! Как и трудно найти хозяйку, которая бы не использовала этот овощ в кулинарии. Не зря этот овощ называют «огородной барыней».

В этом овоще много витаминов, минералов, клетчатки и воды. Это лидер среди овощей по содержанию витамина С, причем витамин С сохраняется  как при длительном хранении в сыром, так и в квашеном виде. А полезные свойства этого овоща очевидны в укрепление иммунитета, нормализации пищеварения, является хорошим заживляющим средством.

В нашей школьной столовой ученикам нередко предлагают на обед этот овощ в качестве гарнира, салата.


- О каком овоще я говорю?


- Правильно, молодцы! Это капуста.


- Все мы знаем, что капуста имеет много разновидностей.


Слайд 2

Это белокочанная, краснокочанная, савойская, цветная, брокколи, кольраби, пекинская, брюссельская. У одних в пищу идут листья, у других соцветия, у третьих стебель.

- Скажите, какая капуста самая традиционная и привычная для нас?  (белокочанная капуста)


(овощная культура демонстрируется на слайде и в натуральном виде на подносе)


Слайд 3

- Все верно – это белокочанная капуста. Это самая привычная, популярная и общедоступная разновидность культуры в наших широтах, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте.

Капуста — двулетнее растение. В первый год жизни она образует короткий утолщенный стебель, большое количество крупных листьев и кочан. На второй год при посадке в почву внутренней части кочерыги из верхушечной почки вырастает высокий ветвистый стебель, на котором появляются желтые цветки, а затем и плоды (стручки). Капуста  относится к семейству Крестоцветные, семена круглые, мелкие, темно-коричневого цвета.


- Ребята, давайте сделаем краткое описание данной овощной культуры с помощью мнемотаблицы «Расскажи-ка».


Слайд 4


(описание овоща с помощью мнемотаблицы «Расскажи-ка»)

- На протяжении большого количества уроков мы с вами изучали данную овощную культуру, а точнее технологию выращивания капусты в защищённом грунте. В процессе изучения давали ответы на интересующие нас вопросы. А в ходе практических работ приобретали необходимые навыки и умения по ее выращиванию. 

Данная тема всегда была и будет актуальной для овощеводов, потому что капуста находится в топ-10 самых востребованных овощных культур. И стоит отметить, что выращивание капусты в тепличном хозяйстве круглый год дает больший доход.


Слайд 5

- Итак, тема сегодня нашего урока это обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».

Целью нашего урока будет повторение теоретического материала и закрепление практических навыков и умений по данной теме.

Запишите число и тему урока в тетради.

III. Основная часть.

  1. Словарная работа.

Слайд 6

- Ребята, прежде чем приступить к теме нашего урока, давайте сейчас  поработаем со словарем овощевода и вспомним терминологию слов, используемых на уроках тепличного дела. Для этого возьмите карточки и вставьте в текст пропущенные слова.

1. Специалист, занимающийся выращиванием овощей это... 

  1. Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом называют…

  2. Молодое овощное растение, предназначенное для высадки в открытый или защищенный грунт, называют …

  3. Жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая называют …

  4. Содержание питательных элементов в почве для растений называют …

  5. Расстояние между рядами и растениями в ряду называют …

  6. Умение вести хозяйство называют …

Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

Проверка: На экране по ходу ответов на пересечении вопроса и правильного ответа ставиться знак + (плюс).

Вопрос

Ответ

Вегетационный период

Овощевод

Экономика

Схема посадки

Рассада

Защищенный грунт

Плодородие почвы

Специалист, 

занимающийся 

выращиванием 

овощей?


+






Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом?






+


Как называют молодые овощные растения, предназначенные для высадки в открытый или защищенный грунт?

 


 

 

+


 

Как называют жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая?

+


 

 

 


 

Расстояние между рядами и растениями в ряду называют

 


 

+

 


 

Содержание питательных элементов в почве называют

 


 

 

 


+

Умение вести хозяйство называют

 


+

 

 


 

Молодцы, ребята! Хорошо знаете словарь овощевода. Слова проговаривали правильно. В дальнейшем мы будем некоторые из них использовать по ходу урока.


(карточки учащиеся приклеивают в тетрадь)

- Чтобы вырастить хороший урожай капусты в защищенном грунте нам необходимо соблюдать правильную технологию выращивания. Для этого давайте вспомним поэтапный план (алгоритм) действий, который выполняют при выращивании капусты, с помощью следующего задания.

2. Работа у доски.

Задание: Установите правильную последовательность технологии выращивания капусты.

(по ходу выполнения задания на доске учащийся выстраивает правильную последовательность технологии выращивания капусты и проговаривает ее в правильной последовательности)


- Уборка урожая, хранение

- Набивка посевных ящиков почвенной смесью

- Предпосевная обработка семян, посев

- Посадка рассады на постоянное место

- Уход за капустой

- Выращивание рассады

- Выбор сорта капусты


- Все верно, с данным заданием вы справились правильно.


3. Игра «Портфель заданий»

- Сегодня на урок я принесла портфель заданий. В нем лежат 8 конвертов. Я вам предлагаю каждому выбрать любой конверт из 8. (ученики по очереди выбирают конверт) В 7 конвертах находится один из этапов последовательности технологии выращивания капусты, а в 8 конверте дополнительное задание.

Откройте их, посмотрите, какой этап последовательности кому достался. По ходу урока в соответствии с правильной последовательностью технологии выращивания капусты вы будете выполнять задания, которые помогут вам повторить и закрепить знания, умения и навыки по данной теме.


- Ребята, от вас хочу услышать полные, четкие ответы. Если вы хотите дополнить или исправить ответ своего одноклассника поднимайте руку.


(Учащиеся выполняют задания, в соответствии с выбранной последовательностью выращивания капусты)


Слайд 14

Конверт «Выбор сорта капусты»

Задание.

1. Выбери из перечисленных выращиваемые группы сортов белокочанной капусты:

- быстроспелые сорта

- раннеспелые сорта

- среднеспелые сорта

- долгоспелые сорта

- позднеспелые сорта

2. Ответьте на вопрос: Какие группы сортов капусты выбирают для выращивания в теплице? (раннеспелые сорта)


Вопрос классу: Почему не рекомендуют выращивать поздние сорта в теплице? (потому что у поздних сортов длинный вегетационный период от 110-140 дней)





Слайд 15

Конверт «Набивка посевных ящиков почвенной смесью»


- Хорошая почвенная смесь должна соответствовать определенным требованиям: быть плодородной, содержание компонентов должно быть в ней сбалансированным, по структуре она должна быть легкой и рыхлой, а также хорошо впитывать и удерживать влагу.

Для выращивания рассады капусты подходит почвосмесь состоящая из 50% торфа, 25% огородной земли и 25% перегноя. Что соответствует следующему соотношению, представленного на экране в виде задания.


Задание.

1. Составьте почвенную смесь для выращивания рассады капусты по следующему соотношению:


+ + перегноя

- Мы должны помнить, что почва измеряется не в массе, а в объеме, поэтому для выполнения данного задания за основу измерения возьмем литровую банку и составим почвосмесь.


(ученик составляет почвенную смесь)


- У нас получилась почвенная смесь, полностью удовлетворяющая всем требованиям. И, конечно же, в тепличном хозяйстве используется не литровая банка, как в нашем случае мы использовали для примера, а 10 – литровое ведро.


2. Ответьте на вопрос: Какого компонента в данном соотношении больше всего? (торфа)


Вопросы классу:

  1. Где добывают торф? (на болоте, а точнее с его дна)

  2. Что из себя представляет торф? (это продукт разложения растительных и животных остатков, который образуется в условиях повышенной влажности и недостатке кислорода.)

  3. С какой целью торф добавляют в почвосмесь? (торф добавляют с целью повышение плодородности грунта)


- А сейчас, ребята, давайте снимем усталость с наших глаз, так как на уроке основная работа проводится с использованием экрана, тем самым восстановим работоспособность.


Слайд 16

Физминутка «Гимнастика для глаз»

(гимнастики для глаз проводится с использованием видео)

- Мы продолжаем наш урок и приступаем к выполнению следующего задания.


Слайд 17, 18, 19, 20, 21, 22

Конверт «Предпосевная обработка семян, посев»

Задание.

  1. Определите способы предпосевной обработки и подготовки семян к посеву по следующим иллюстрациям.


- Калибровка

- Обеззараживание

- Проверка на всхожесть

- Закалка семян (Стратификация)

- Замачивание семян


2. Ответьте на вопросы:

- На какую глубину заделываются семена капусты? (1-1,5 см)


Вопрос классу:

- В каком месяце высеваются семена ранней капусты на рассаду для не отапливаемых теплиц? (в феврале)


Слайд 23, 24, 25

Конверт «Выращивание рассады»

Задание.

  1. Блиц-опрос.

  1. Для чего выращивают рассаду капусты?

- для более раннего образования кочана при пересадке в грунт

- для употребления в пищу

  1. До каких пор рассаду выращивают в посевном ящике?

- до июня месяца

- до появления первых настоящих листьев

  1. В какое время суток поливают рассаду?

- утром и вечером

- днем и ночью

  1. Как закаливают рассаду?

- снижают температуру дома

- ставят в холодное помещение  


2. Ответьте на вопрос:

- Что такое пикировка? (пикировка – это пересадка сеянцев на другое место или в отдельные контейнеры, с целью получения растения с большим числом хорошо развитых боковых корней)


Вопрос классу:

- В каком месяце высаживается рассада в не отапливаемую теплицу, если семена были посеяны в феврале? (в середине апреля)


Слайд 26

Конверт «Посадка рассады на постоянное место»


- Внимательно посмотрите следующее видео. Это поможет справиться со следующим заданием.

ссылка на видео : https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3233182517832975530&text=уход+за++капусты+в+теплице


Слайд 27

1. Задание. Выбери правильную схему посадки рассады ранних сортов капусты.

Вопрос

Ответ

70х70 см

35х70см

50х70см

По какой схеме высаживают рассаду ранних сортов капусты?

 

+

 

  1. Ответьте на вопрос: От чего зависит такая схема посадки? (от размера кочана)


Вопросы классу:

- По какой схеме высаживают рассаду среднеранних сортов капусты?

- По какой схеме высаживают рассаду поздних сортов капусты?


Слайд 28

Конверт «Уход за капустой»

Задание.

1. Работа с текстом.

Уход за капустой.

Капуста очень светолюбива, световой день для нее должен быть 14-17 часов. При необходимости ее нужно досвечивать. Температура для нормального роста и созревания поддерживается на уровне 16-20°C. Один раз в 2 недели капусту подкармливают. Полив должен быть регулярным и обильным. Следует рыхлить почву и осматривать растения на наличие вредителей и болезней.




Слайд 29

2. Ответьте на вопрос: В чем заключается уход за капустой? (Уход за капустой в теплице заключается в регулярном поливе, рыхлении почвы, подкормках, поддержании температурного и светового режима, в осмотре на наличие вредителей и болезней)


Слайд 30

Конверт «Уборка урожая, хранение»

Задание.

  1. Ответьте на вопросы:

- По каким признакам начинают уборку урожая капусты в теплице?

(по размеру и твердости кочана)


- Важно не только вырастить и собрать урожай, но и еще его сохранить. Выполняя следующее задание, мы ответим на вопрос, где можно хранить капусту? Для это давайте отгадаем следующие ребусы.


Слайд 31, 32, 33

(в погребе, в подвале, в овощехранилищах)

- Данные помещения помогут сохранить капусту на довольно длительное время, так как в них нет естественного света. В светлом помещении со временем могут активизироваться точки роста, и кочаны начнут прорастать, теряя свои вкусовые и полезные качества.

В этих помещениях можно поддерживать температуру и подходящую влажность удовлетворяющие условиям хранения капусты.


- Ребята, вы знаете, что 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. 

Именно на Руси с капустой было связано много традиций. Её любили, уважали и считали вторым хлебом. Готовили еду из неё практически круглый год. О капусте русским народом было сложено много разных пословиц, поговорок и загадок.


- Давайте вспомним некоторые из них, выполнив следующее задание.


Задание классу: Соберите пословицы. Нужно соединить начало и конец пословицы.

(это задание ученик выполняет на доске)


Капуста не пуста, сама летит в уста.

Капуста и щи — еда наша.

Без хлеба нет обеда, а без капусты животы пусты.


- А сейчас переходим к дополнительному заданию.


Слайд 34

Конверт «Инвентарь и техника безопасности»

Задание.

1. Назовите сельскохозяйственный инвентарь, используемый при выращивании капусты и его назначение.

2. Расскажите технику безопасности, которую необходимо соблюдать при работе с сельскохозяйственным инвентарем.


IV. Подведение итогов урока, выставление оценок:

К концу подходит наш урок,

Давайте подведем итог.

- Молодцы, ребята! Мы   с   вами   повторили   всю   тему «Технология выращивания капусты в защищённом грунте». И я с большой уверенностью могу сказать, что вы достаточно знаете о выращивании кочанной капусты в теплице. В ходе урока, вы отвечали полными, правильно построенными предложениями, хорошо выполняли предложенные задания на повторение. Применяли слова, связанные с сельским хозяйством при своих ответах. Верно, назвали огородный инвентарь и объяснили его применение в работе. Правильно рассказали технику безопасности.


- Сегодня на уроке я вам вручаю каждому буклет «Технология выращивания капусты в защищенном грунте». Пусть этот буклет для вас будет небольшой «шпаргалкой» в случае необходимости.


Оценки за урок. (объявление оценок за урок)


Слайд 35

V. Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я попробую…

-  Встаньте, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Все свободны.

Уход за капустой.


Капуста очень светолюбива, световой день для нее должен быть 14-17 часов. При необходимости ее нужно досвечивать. Температура для нормального роста и созревания поддерживается на уровне 16-20°C. Один раз в 2 недели капусту подкармливают. Полив должен быть регулярным и обильным. Следует рыхлить почву и осматривать растения на наличие вредителей и болезней.


Словарь овощевода


  1. Специалист, занимающийся выращиванием овощей это___________________________________________________


  1. Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом называют_______________________

______________________________________________________


  1. Молодое овощное растение, предназначенное для высадки в открытый или защищенный грунт, называют________________


  1. Жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая называют_______________________________________


  1. Содержание питательных элементов в почве для растений

называют______________________________________________


  1. Расстояние между рядами и растениями в ряду

называют______________________________________________


  1. Умение вести хозяйство называют_______________________


Словарь овощевода


  1. Специалист, занимающийся выращиванием овощей это___________________________________________________


  1. Специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом называют_______________________

______________________________________________________


  1. Молодое овощное растение, предназначенное для высадки в открытый или защищенный грунт, называют________________


  1. Жизнь овощного растения от прорастания семени до созревания урожая называют_______________________________________


  1. Содержание питательных элементов в почве для растений

называют______________________________________________


  1. Расстояние между рядами и растениями в ряду

называют______________________________________________


  1. Умение вести хозяйство называют_______________________















Уборка урожая, хранение



Набивка посевных ящиков почвенной смесью



Выбор сорта капусты



Посадка рассады на постоянное место



Уход за капустой



Предпосевная обработка семян, посев



Выращивание рассады



Инвентарь и техника безопасности



Обобщающий урок по теме: «Технология выращивания капусты в защищённом грунте».











Капуста не пуста,


сама летит в уста.


Капуста и щи


— еда наша.


Без хлеба нет обеда,


а без капусты 


животы пусты.





Торф Огородная Перегной

земля



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!