Воронцова Ю.Н.
Учитель истории
МКОУ НГО «Павдинская СОШ»
Повторительно – обобщающий урок в 5 классе по теме «Древняя Греция»
Задачи урока:
Образовательные:
• обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;
Развивающие:
• развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах; умения работать с различными источниками информации; рассуждать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
• воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
Оборудование: компьютер, презентации, карточки, карта
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: игра – путешествие « Экскурсия по Древней Греции»
Ход работы
І. Организационный момент. Создание рабочего настроения.
Учитель: Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.
Учитель: О Древней Греции можно говорить часами. И мы посвятили знакомству с ней достаточно времени. Но пришла пора проверить уровень Ваших знаний по данной теме.
- Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания самостоятельно, поэтому работайте активно.
2. Систематизация и обобщение знаний и умений.
Наш первый конкурс называется «Описание Эллады». Вы должны вставить слова в тексте. За каждое правильное слово вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс вы можете получить _ баллов.( учащиеся выполняют работу)
Путешествие по Греции.
Эта страна расположена на (_____) полуострове. Греция по рельефу - это (_____) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (_____), по преданию на ней живут (_____). В Греции нет (_____), пригодного для строительства, хвойный строевой (_____) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (_____), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (_____), плодородных (_____) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (___________) или (____________) морю.
Греция – это страна (____) и быстрых горных (_____) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (_____). Хотя в стране мало (_____) и (_____), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные (_____), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (____________),- ягоды которые переливаются на солнце. Из (__________) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (_____) – сосуды для вина и масла.
Подведём итог:
Учитель: Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык.
2. Следующий наш конкурс называется «Переводчик». Нам предстоит выяснить, кто из вас знает больше определений, относящихся к истории Греции. У меня в конвертах находятся разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.
Демос
Архонты
Демократия
Илоты
Полис
Стратег
Триера
Оратор
Учитель: Греция – это мечта, мечта, которая должна осуществиться!
3. Каждый должен открыть свою Грецию, найти в жизни свою Трою. А отправляться в путешествие лучше всего в компании с друзьями.
У меня на слайде записаны имена: в левую колонку выберите те имена, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую те, кто известен вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях.
1. Солон
2. Одиссей
3. Пифагор
4. Гомер
5. Гефест
6. Аполлон
7. Посейдон
8. Аристотель
9. Дионис
10. Перикл
11. Фидий
12. Ксеркс
13. Прометей
14. Ликург
15. Геракл
16. Геродот
17. Софокл
18. Эсхил
19. Зевс
20. Циклоп
21. Мильтиад
Подведение итогов
Проведение физкультминутки
Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
4. Подведём итог: Путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить знаменитую местность - Олимпию, на которой проводились Олимпийские игры. Следующее наше задание так и называется «Олимпийские игры».
- Кому были посвящены эти игры?
- Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. За это спартанцам запретили 20 лет принимать участие в Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? (Игры носили миротворческий характер, они объединяли эллинов, враждующих между собой. Незадолго до Олимпийских игр в Греции устанавливался священный мир, и никто не имел права воевать.)
Учитель: Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
- Назовите, как называлось это состязание? (пятиборье)
- Какие виды соревнований оно включало? (бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба).
- Какие еще соревнования добавились к Олимпийским играм? ( скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей).
- Чем отличаются древние Олимпийские игры от современных?
- А к какому спортивному событию в этот год были прикованы взгляды всей планеты?
3. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции, которая дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Мне понравилась ваша работа на уроке. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. Учитывая ваши предложения, хочу выставить за работу на уроке следующие оценки:
Что было наиболее удачным на уроке?
Кого из своих товарищей вы хотели похвалить и поблагодарить? За что?
Что нужно сделать, чтобы было лучше?
И начнем с того, что сами у себя спросим:
Самооценка « Как я усвоил материал»:
- получил прочные знания, усвоил весь материал;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы
Вот посмотрите на слайд, и выберите какая картинка у вас получилась – если позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал. Учащийся, который заработал большее количество очков, получает титул «Знатоки истории» и получают оценку 5, а остальные ребята 4.
Использованная литература и интернет ресурсы:
А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 1999 г.
Боги и люди Древнего мира. Краткий словарь. М., 1994.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994.
http://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/otkrytyi-urok-drievniaia-grietsiia