учитель информатики Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней №42Галка Татьяна Геннадиевна
Цели обучения:
развить навыки работы в среде табличного процессора,
развивать интерес к решению задач,
сформировать навыки самостоятельной работы,
составления с помощью компьютера электронных документов,
добиться более глубокого и прочного освоения указанных тем программы.
Цели воспитания:
воспитание интереса к изучаемому материалу,
развитие познавательного интереса, логического мышления
Цели развития:
развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.
Цели познавательные:
повышение интереса к занятиям информатикой,
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
План урока
Вступление учителя;
Общие характеристики табличного процессора;
Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице;
Вычисления по формулам;
Использование в формулах встроенных функций;
Вычисления с использованием относительных и абсолютных ссылок;
Сортировка данных;
Построение диаграмм;
Построение графиков.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование:
тест,
обучающие программы,
карточки с заданиями,
файлы с заданиями,
документальные материалы об исторических местах города Казани,
цветные фото достопримечательностей г. Казани.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них, не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.
Если вы станете экономистом, бухгалтером или менеджером?
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.
Сегодня мы с вами будем говорить о табличном процессоре EXCEL.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
создавать редактировать и формировать табличный документ;
выполнять вычисления по формулам;
применять относительные и абсолютные ссылки;
использовать в формулах функции;
создавать диаграммы;
рисовать графики.
Мы также знаем, что в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии?
(Электронная таблица состоит из столбцов и строк)
Сколько строк и столбцов в таблице?
(65536 строк и 256 столбцов, строки пронумерованы(1, 2, 3:65536), столбцы имеют имена(A, B, C:Z, AA:))
Что такое ячейка?
(На пересечении строк и столбцов находятся ячейки)
Ячейка имеет адрес A1, D5
(Пересечение столбца A со строкой 1. Пересечение столбца D со строкой 5)
Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?
(Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца)
Что образуют две или более ячеек?
(Диапазон, граничащие ячейки называются смежными, а отделенные друг от друга несмежными, для определения диапазона ставится между ними двоеточие (:), диапазон А1:В3 состоит из шести ячеек)
-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок информатики. Сегодня мы проведем интегрированный урок с историей родной земли. А кто знает, когда основался город Горловка?
В 1779году.
Сколько нашему городу лет?
237
При слове "ГОРЛОВКА" подходит к горлу ком...
Как много нынче в слове этом боли...
Как много судеб, взятых на излом....
И, несгибаемой вовек, железной воли!
Как много в нём нетленной красоты!
Её не уничтожить залпом ГРАДа –
Над городом молитвы и мечты
Живым щитом встают навстречу аду!
Нет, Горловку врагам не победить!
Пред Богом лишь склонит она колени!
Настанет мир! И город БУДЕТ жить!
Я верю - так и будет! Непременно!
Ребята, а давайте попутешествуем по знаменитым городам нашей молодой республики.
II. Мотивация учебной деятельности. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Электронные таблицы». Сегодня мы с вами закрепим все то, что мы учили на предыдущих уроках. И попытаемся устроить соревнования ЧЕЛОВЕК-КОМПЬТЕР. КТО БЫСТЕЕ? Одновременно с решением задач на компьютере, вы будете решать вручную. Кто быстрее решит, тот и получит лучшую оценку.
III. Формирование умений и навыков при решениях задач.
Задача№1. (Движение автомобиля.)
-Для того чтобы решить эту задачу, нужна формула. Что называется формулой в электронной таблице?
(Это математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора)
-Что может включать в себя формула?
(операторы, ссылки на ячейки, константы, переменные, знаки арифметических операций ("+", "-", "*", "/"), скобки, функции и должна начинаться со знака равенства(=).
{Задачи даются в трех вариантах и учащиеся устно отвечают, как правильно составлять формулу и как её записывать в Excel)
Задача№1. 1
Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль до Донецка из Горловки, если она едет V=60 км/час, S=100 км.
Задача№1. 2
Найти путь S , если скорость V=80 км/час и время t=1,5 часа.
Задача№1. 3
Найти скорость V, если S=120 км/час, t=2час.
-Значит, как вводятся формулы?(ученик рассказывает алгоритм ввода формул)
-Столица ДНР- Донецк - находится на расстоянии 1024 км западнее от Москвы. Город расположен на берегу Кальмиус. Город является крупным железнодорожным, автодорожным и, будем надеяться, авиационным узлом.
Налажено стабильное автодорожное сообщение со всеми городами республики, отлаживается железнодорожное сообщение с основными узловыми станциями ДНР и ЛНР.
Основные виды городского общественного транспорта - трамвай, троллейбус, автобус и такси.
Несмотря на трудности военного времени, в городе ведется строительство и восстановление жилого сектора и промышленных предприятий и шахт. Как не парадоксально звучит, но в городе используются самые передовые технологии в области связи. Развита городская телефонная сеть, сети проводной, радиотелефонной, а также сотовой связи «Феникс».
Задача№2. Сколько стоят билеты на автобус в разные уголки республики в долларах и гривнах?
| Стоимость билетов на автобус |
Курс доллар | 1 доллар | 6,5 рублей |
Курс гривна | 1 гривна | 2,4 рубля |
| Цена в руб. | Цена в грн. | Цена в $ |
Новоазовск | 120 | | |
Горловка | 76 | | |
Луганск | 350 | | |
Стаханов | 270 | | |
Енакиево | 60 | | |
Какие ссылки называют относительными, абсолютными и смешанными?
Какие ссылки вы применяли при решении этой задачи?
Наши города с каждым днем все более преображаются. Все больше и больше становится красивых мест Донецка, Горловки, Луганска. (показываются слайды этих исторических мест, сопровождаются комментарием учителя)
Задача№3. Ребята, давайте сделаем ремонт в Благоявленском Соборе. Для этого закупим краски, 1 кг которого стоит 65 рублей.
Ремонт Благоявленского собора | | |
65р. | | | | |
| кг на 10 м2 | Площадь , м2 | Расход, кг | Стоимость. в руб. |
Двери | 6, 6 | 12 | | |
Пол | 7, 8 | 120 | | |
Стены | 6, 3 | 480 | | |
Подоконники | 7, 2 | 45 | | |
| | | Всего, кг | Всего, руб |
-Каковы формулы для решений этих задач?(учащиеся объясняют)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.
В EXCEL можно показывать информацию не только в виде рабочего листа, но и в форме диаграмм.
КТО ЗНАЕТ ЧТО ТАКОЕ ДИАГРАММА?
Дети отвечают (Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы, отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных. )
Как построить диаграмму? (рассказывают учащиеся)
Какие типы диаграмм вы знаете, что называется легендой? Объясните алгоритм построения диаграмм.
-Итак, в каждом случае важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Приводить диаграмму к устраивающему виду.
Практическое задание.
В таблице приведены наиболее посещаемые места Горловки. Какие места наиболее часто посещаете вы? Покажите это в процентах и выполните следующие задания:
отсортировать названия мест ПО АЛФАВИТУ;
отсортировать названия мест ПО РЕЙТИНГУ;
постройте круговую диаграмму.
Главные достопримечательности Горловки | Частота посещений(в %) |
ДК «Ветеран» | |
КСКЦ «Стирол» | |
Благоявленскоий собор | |
ДКЖ | |
Николаевский кафедральный собор | |
III. Обобщение. (тест на компьютерах).
1. Сколько листов по умолчанию содержат электронные таблицы EXCEL?
а)3
б)5
в)4
г)6
2. Как называется ячейка в электронных таблицах, с которой производят какие- либо действия?
а) активная
б) неактивная
3. Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к тексту в электронных таблицах?
а) по левому краю;
б) по правому краю.
4. Что могут обозначать А1, R7?
а) адреса ячеек;
б) списки ячеек.
5. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах?
а) со знака ":" ;
б) со знака "=".
6. Как называется место пересечения столбца и строки в электронных таблицах?
а) клетки;
б) ячейки.
7. Какой вид ссылок применяется при $а$2?
а) относительная;
б) смешанная;
в) абсолютная.
8. Сколько столбцов в EXCEL?
а) 268;
б) 256.
IV. Итог к уроку.
VI. Обобщение. Угадай-ка места Горловки