Урок - игра «Морской бой» по теме «Генетика».
Цель : обобщение и систематизация знаний учащихся по основным вопросам темы- генетика, выявить отличительные особенности, систематизировать знания, полученные при изучении темы.
Задачи :
Образовательная:
Закрепить знания, полученные в ходе изучения темы.
Выявить уровень усвоения знаний по данной теме и оценить его.
Продолжить формирование понятия о генетике, как науки.
Развивающая:
Продолжить развитие умений и навыков сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать связи.
Развитие интереса к предмету, через применение занимательных форм и методов обучения.
Развивать коммуникативные способности учащихся
Воспитательная:
Повышать экологическую грамотность уч-ся,
Воспитывать бережливое отношение к своему здоровью, будущему потомству.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Игра»
Формы работы:
Групповая
Ход урока
I .Организационный момент:
II . Актуализация знаний
III. Обобщение и систематизация знаний.
Наш урок сегодня пройдёт в форме игры. Играть будут 2 команды.
ребусы по теме генетика.

Вставьте пропущенное слово.
А) рецессивный признак – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
Б) аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же участках гомологичных хромосом.
В) моногибридное скрещивание – скрещивание родительских организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
3. отгадайте слово и дайте ему определение.
А) тенагике (генетика- наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости)
Б) отзаги (зигота- клетка, полученная в результате оплодотворения яйцеклетки – сеперматозоидом)
В) потениг (генотип – совокупность генов организма)
4. генетические загадки - задачки:
А) Определи сколько аллельных пар в предложенных генотипах:
A) АаВЬ (2)
Б) AaBbccDd (3)
B) aaBBCcddFF (5)
Г) AAbbCCddFfEe (6)
Б) Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом в тетради.
А) ааВВСс (Д – 3,р -3)
Б) ААВЬсс (д- 3, Р-3)
В) AabbCcDDee (Д – 4, Р- 6)
Г) AaBbccDdEE (Д- 5, Р- 5)
В) Определите, сколько типов гамет может образовывать организм с генотипами:
А) ААВв (2)
Б) АаВв (4)
В) АаВвСс (8)
Г) АаВвСсДд (16)
5.Вопросы - генетическая терминология.
А) Через какое органическое соединение передаётся информация в дочерний организм? (нуклеиновая кислота)
Б) Какой процесс в хромосомах определяет неполное доминирование признака?
(кроссинговер)
В) Каким по счёту является закон Менделя о доминировании? (первым – закон единообразия гибридов первого поколения)
6. генетическая консультация.
Ситуация 1
Женщина :Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки.
Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.
Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?
Женщина. Первая.
Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая?
Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.
Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.
Учитель. Какое же решение вынесет суд?
Дано: женщина -4 группа крови АВ
Отец – 1 группа ОО
Сын - 4 группа крови АВ
Определить отцовство.
Ответ: АВ + ОО
Г А В О
Р. АО, ВО 2 или 3 группа крови.
Решение суда – откажут.
Ситуация 2
"Расстроится ли свадьба принцессы Беатрис?"
Единственная наследница королевства – прекрасная принцесса Беатрис собирается вступить в брак с принцем Уно. Родители Беатрис знают, что в роду у принца Уно были случаи гемофилии -врожденного заболевания, проявляющего, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юношеском возрасте. Братьев и сестер у принца нет. У тети принца растут 2 сына – здоровые крепыши, а у другой тети – мальчик, больной гемофилией – двоюродный брат принца Уно. Дядя же принца Уно умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала неопасная, но глубокая царапина. Две тети, дядя и отец принца Уно -дети одних родителей. Дедушка и бабушка принца фенотипически здоровы. Может ли болезнь передаться через принца Уно – королевскому роду Беатрис?
Ответ: нет, т.к. гемофилия, это заболевание, сцепленное с полом, передается только по женской линии, болеют только мужчины.
Ситуация 3.
В роддоме перепутали двух мальчиков. у одного – 1-я группа крови, у другого – 4-я группа. Известно, что в одной семье оба родителя имеют 3-ю группу крови, в другой семье – мать имеет 2-ю группу, а отец– 3-ю группу. Определить, кто чей сын.
Решение. Дано: 1-й реб. – 1-я гр. (ОО)
2-й реб. – 4-я гр. (АВ)
1-я семья – отец – 3-я гр. (ВО).
мать – 3-я гр. (ВО).
2-я семья – отец – 3-я гр. (ВВ).
мать – 2-я гр. (АА).
1. Мать ВО х отец ВО F BB, BO, BO, OO
2. Мать АА х отец ВВ Гаметы А В F АB
Ответ. Мальчик с 1-й группой крови принадлежит 1-й семье, с 4-й группой – 2-й семье.
7. придумай слова на букву «Г» - 30 секунд.
(генетика, ген, генотип, гетерозигота, гибридологический, горох, гибрид, гомозигота, гибрид, гибридизация).
8. подбери пару.
( гомозигота-гетерозигота, генотип-фенотип, рецессивный – доминантный, наследственность – изменчивость, аллельные – альтернативные, АА-Аа)
IV. Рефлексия.
Ребята, оцените своё эмоциональное состояние по окончанию урока
V. Подведение итогов урока.
VI. Выставление отметок