СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

Категория: Литература
Тема: Сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока+презентацию+дидактический материал

Просмотр содержимого документа
«Под каждым отрывком подпишите название и автора произведения»






Под каждым отрывком подпишите название и автора произведения


1. Николай Петрович позвонил и закричал: "Дуняша!" Но вместо Дуняши на террасу вышла сама Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти.



2. Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их были, по малой

мере, преждевременны и преувеличенны. Произошел обычный прием, и тут в первый раз

в жизни пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть

подвергнуто самое упорное начальстволюбие. Все на этом приеме совершилось как-то

загадочно. Градоначальник безмолвно обошел ряды чиновных архистратигов, сверкнул

глазами, произнес: "Не потерплю!" - и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели; за

ними остолбенели и обыватели.



3. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной

наружности, темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой

сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в

глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем

пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность

переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.



4. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.


Просмотр содержимого документа
«Подпишите название сказок Салтыкова»





Подпишите название сказок Салтыкова-Щедрина под каждым отрывком


1. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на

разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг

очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом

лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто

ничего с ними и не случилось.


2. Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды!

говорил он,— потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами,

пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить

хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!»



3. Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, направлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда.



4. Кутька на том же дворе жила и тоже была собака добрая, но только без принципов. Полает и перестанет. Поэтому ее на цепи не держали, а жила она больше при хозяйской кухне и около хозяйских детей вертелась.



5. Наконец решились на последнее средство: обратиться за разъяснением к местному мудрецу и филозофу Ивану Простофиле.

Простофиля был коренной сельчанин, колченогий горбун, который по случаю убожества ценностей не производил, а питался тем, что круглый год в кусочки ходил. Но в селе про него говорили, что он умен, как поп Семен, и он вполне оправдывал эту репутацию.

Просмотр содержимого документа
«Салтыков-Щедрин»

МОУ «СОШ с. Зубовка»
























Проведен

учителем литературы

Череминой И.В.

в 10 классе


















Март – 2008 г.

Обобщающий урок по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина


Цель нашего урока:

  • приблизить к юному читателю произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина;

  • открыть в них важный человеческий смысл;

  • углубить восприятие читателей-учеников;

  • показать, что произведения Щедрина имеют гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего;

  • повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия;

  • а также различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола, ирония);

  • развивать вкус к самостоятельности и внимательному отношению к тексту, к слову и детали в нём;

  • продолжать развивать навыки работы с текстом (элементы анализа текста, работа над характеристикой героев);

  • воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Слово учителя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - писатель большого поэтического диапозона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор, он охватывает многие сферы общественной жизни России.

В своем творчестве Салтыков-Щедрин использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».

Литературное наследие Салтыкова-щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, сказки, рецензии.

Форму литературной сказки использовали до Салтыкова-Щедрина многие. Вспомните сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». «сказка о царе Салтане», Жуковский В. А. тоже писал сказки. Но сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от остальных. Его сказки современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры». Темы, герои, художественные приемы, которые он накапливал на протяжении сорокалетнего творческого пути, сконцентрировались на трех-пятистраничных сказках.

Сказки это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов.

4. Фронтальный опрос.

-Как звучал подзаголовок сказок? ( «Сказки для детей изрядного возраста», «Для детей от 7 до 70 лет).

-Какова цель создания этих сказок? (пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.


-Что за дата перед вами? (1882-1886) (В течении этих четырех лет созданы 28 сказок писателя)

- Сколько всего сказок написал Салтыков-Щедрин? (32)


-А сейчас давайте вспомним и сопоставим сказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки и отметим в них общие и отличительные черты.

Итак, общие черты:

Зачин

Сказочный сюжет

Фольклорные выражения

Народная лексика

Сказочные персонажи

Концовка

Отличительные черты

Сатира

Сарказм

Смешение категорий добра и зла

Нет положительного героя

Уподобление человека животному Юмор

Гипербола

Победа добра над злом

5. Работа по сказкам Салтыкова-Щедрина

- О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?


Правительственные круги и господствующее сословие;

обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;

Кто такой обыватель? (Человек, лишенный общественного кругозора, с костными, мещанскими взглядами)

бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;

бездуховность.


(амодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

Положение народа («Коняга», «Кисель») Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)


А какие сатирические приемы, использует писатель в сказках?

а) сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

б) гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

в) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

г) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

д) гипербола — чрезмерное преувеличение.

-А что такое утопия?

УТОПИЯ (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).


-А теперь по иллюстрациям попробуйте догадаться что это за сказка?

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2. «Верный Трезор».

3. «Богатырь»

4.»Коняга».


-А на слух сможете определить сказку? Прослушайте отрывки из сказок.


Итак, мы говорили о сказках. Но вы читали еще одно произведение Салтыкова-Щедрина. Что это за произведение? («История одного города»).

-В каком году сатирик создает первые главы «Опись Градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки» (1869). В следующем году он продолжает работу и роман выходит отдельным изданием под названием «История одного города» (1870)

Этот роман вызвал много толкований и негодований. Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, - это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и нейстойчивости…».

- В какой форме написано произведение? (в форме повествования летописца-архивариуса)

- Каковы исторические рамки охватываемых событий? ( с 1731 по 1826)


-Что обозначает слово «опись»?

Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»?

Это оговорка писателя или нет?

(Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа).


Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?

(Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?)

Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.


Понятно, что город Глупов - это вымышленный персонаж. Но все же некоторые градоначальники отождествляются с настоящими политическими деятелями и напоминают реальных правителей. ( Павла 1 – в образе Грустилова, Николая 1 – в образе Перехват-Залихватского, Беневоленский – со Сперанским, Угрюм-Бурчеев с Аракчеевым)

Особенно связь с историческим материалом ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах». Почему? (дворцовые перевороты после смерти Петра 1 организовывались в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспуте\ной Клементинки», «толстомясой немки Штокфиш», «Дуньки толстопятой".

Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит — страны), так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный город», «Соломенный город»).


Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.


-Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что он хотел покорить?

(Природу — «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой». Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».)

Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в проявлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел… История прекратила течение свое».

О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?

Таким образом, финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении:

а) появление «Оно» означает предсказание народной революции.

б) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции.

А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»


Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!» — свято верит в его силы, в его живую душу.


6. Работа по карточкам (диференцированно)

7. Тест

8. Итог урока

Смелый взгляд писателя позволил иначе смотреть на мир. Щедрин освоил и крупные и малые сатирические жанры: роман с интересным сюжетом и глубоко прочувственными образами, фельетон, сказку, драматическое произведение, рассказ, пародию. Писатель ввел в мировую литературу сатирическую хронику. Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить типичные черты переживаемого общественного времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков и обогащает нас сейчас знанием человеческих характеров и опытом истории.

9. Домашнее задание

10. Оценки за урок.


























Просмотр содержимого документа
«Среди отрывков из произведений писателей 19 века найдите»




Среди отрывков из произведений писателей 19 века найдите

роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»



1. Николай Петрович позвонил и закричал: "Дуняша!" Но вместо Дуняши на террасу вышла сама Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти.



2. Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их были, по малой

мере, преждевременны и преувеличенны. Произошел обычный прием, и тут в первый раз

в жизни пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть

подвергнуто самое упорное начальстволюбие. Все на этом приеме совершилось как-то

загадочно. Градоначальник безмолвно обошел ряды чиновных архистратигов, сверкнул

глазами, произнес: "Не потерплю!" - и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели; за

ними остолбенели и обыватели.



3. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной

наружности, темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой

сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в

глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем

пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность

переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.



4. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Просмотр содержимого презентации
«Урок по Салтыкову»

приблизить к юному читателю произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина; открыть в них важный человеческий смысл; углубить восприятие читателей-учеников; показать, что произведения Щедрина имеют гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия; а также различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола, ирония); развивать вкус к самостоятельности, заинтересованности и внимательному отношению к тексту, к слову и детали в нём; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев); воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.
  • приблизить к юному читателю произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина;
  • открыть в них важный человеческий смысл;
  • углубить восприятие читателей-учеников;
  • показать, что произведения Щедрина имеют гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего;
  • повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия;
  • а также различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола, ирония);
  • развивать вкус к самостоятельности, заинтересованности и внимательному отношению к тексту, к слову и детали в нём;
  • продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев);
  • воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.
...Я совсем не историю предал осмеянию, а известный порядок вещей. М.Е. Салтыков-Щедрин

...Я совсем не историю предал

осмеянию, а

известный порядок

вещей.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Зачин Концовка Народная лексика Сказочный сюжет Фольклорные  выражения Сказочные персонажи

Зачин

Концовка

Народная

лексика

Сказочный

сюжет

Фольклорные

выражения

Сказочные

персонажи

Сатира Гипербола Смешение  категорий добра и зла Отсутствие положительного  героя Уподобление человека  животному Сарказм

Сатира

Гипербола

Смешение

категорий

добра и зла

Отсутствие

положительного

героя

Уподобление

человека

животному

Сарказм

Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушения границ правдоподобия. Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Иной смысл, скрытый за внешней формой.
  • Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.
  • Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушения границ правдоподобия.
  • Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное.
  • Иной смысл, скрытый за внешней формой.
Кто из сказочных героев «жил – дрожал и умирал – дрожал»?   а) ворон-челобитчик  б) коняга  в) премудрый пискарь

Кто из сказочных героев «жил – дрожал и умирал – дрожал»?

а) ворон-челобитчик

б) коняга

в) премудрый пискарь

Основная тема сатирических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – это… а) взаимоотношения народа и власти б) показ отдельных пороков людей в) недостатки в человеческих взаимоотношениях

Основная тема сатирических

произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – это…

а) взаимоотношения народа и власти

б) показ отдельных пороков людей

в) недостатки в человеческих

взаимоотношениях

Укажите, какие сказки не были написаны М.Е. Салтыковым- Щедриным  а) «Три медведя» б) «Медведь на воеводстве» в) «Волк и ягненок»  г) «Орел-меценат»

Укажите, какие сказки не были

написаны М.Е. Салтыковым-

Щедриным

а) «Три медведя»

б) «Медведь на воеводстве»

в) «Волк и ягненок»

г) «Орел-меценат»

Кому из литературных героев принадлежит афоризм «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать. Так, гляди в оба!»? а) отец Молчалина б) старый пискарь в) отец Чичикова

Кому из литературных героев

принадлежит афоризм «Смотри,

сынок, коли хочешь жизнью

жуировать. Так, гляди в оба!»?

а) отец Молчалина

б) старый пискарь

в) отец Чичикова

Определите жанр «Истории  одного города» а) роман б) пародия на летопись в) историческая повесть

Определите жанр «Истории

одного города»

а) роман

б) пародия на летопись

в) историческая повесть

У одного градоначальника была совершенно новая и притом покрытая лаком. Что? а ) рука б) нога в) голова

У одного градоначальника была совершенно новая и притом покрытая лаком. Что?

а ) рука

б) нога

в) голова

Присказка Фердыщенки независимо от ситуации была одна: «Братики-?»   а) племянники б) сударики в) голубчики

Присказка Фердыщенки независимо

от ситуации была одна: «Братики-?»

а) племянники

б) сударики

в) голубчики

Название одной из «пьес»,  которую исполнял органчик в голове Брудастого?  а) «Задушу!» б) «Разорю!» в) «Разгоню!»

Название одной из «пьес»,

которую исполнял органчик

в голове Брудастого?

а) «Задушу!»

б) «Разорю!»

в) «Разгоню!»

Повествование о Глупове заканчивается словами «…. прекратила течение свое». а) жизнь б) история в) повесть

Повествование о Глупове

заканчивается словами «…. прекратила течение свое».

а) жизнь

б) история

в) повесть

написать сочинение по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

написать сочинение по творчеству

М.Е. Салтыкова-Щедрина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!