СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок в 6 классе  по теме «Лексика»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок в 6 классе  по теме «Лексика»

Цели урока:

1) повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2)продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 6 классе  по теме «Лексика»»

Обобщающий урок в 6 классе

по теме «Лексика»


Цели урока:

1) повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2)продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.


Форма урока: устный журнал.


Ход урока.

Проверка д.з.

-Какие вопросы есть ко мне?


1.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы начать стихотворением

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов-

купаться ежечасно.


1. А какой раздел русского языка изучает слова?

- Правильно, «Лексика» Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!



Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

- А для чего служат слова? Что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Что такое лексическое значение слова?



-Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня - урок –повторение. На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи.

-И поэтому какова цель урока? (закрепление умений и навыков по разделу «Лексика»).



- Да, сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика».

А проведем мы его в форме путешествия по страницам устного журнала.

-Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Обобщение и повторение по теме «Лексика».

А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.


1страница журнала « Неспроста слово молвится».

Задание 1.

Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова. Прочитайте

и подумайте, о каких словах идет речь?

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово, что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

( Н. Рыленков )


- Какое слово мы можем назвать добрым?

- А обидным?

- К чему нас призывает автор?


Задание 2.

Учитель. Сила слова огромна. Вспомним пословицы о словах.

- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?

Сердечное слово вылетит-не поймаешь

Слово не воробей: молчание-золото

Доброе слово что орех без ядра

Слово- серебро до сердца доходит

Пустые слова - в беде поможет и в горе утешит

Задание 3.

- Люблю обычные слова, как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.

- Объясните о каком предмете идет речь в отрывке из повести А.П.Гайдара «Дальние страны».

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинт…р…совали незнакомые м…та/л..лл/ические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

(компас)

- Как вы догадались? Что вам помогло узнать предмет?

(лексическое значение слова)

- Что такое лексическое значение слова?

- Где мы можем узнать лексическое значение непонятного нам слова?

(В толковом словаре)

- Кому необходим в дороге компас? ( Путешественникам).

- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами в два столбика: в первый – слова с проверяемыми безударными гласными, во второй – с непроверяемыми.

(Проверка работы)

- К какому словарю мы можем обратиться, чтобы проверить правописание словарных слов?

(Орфографическому).

2 страница нашего журнала «И то, да не то…».

Задание 4.

-Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?

1. Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха.)

2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. ( Хребет.)

3. Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)

4. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)

5. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)

( Это многозначные слова.)

-Благодаря чему образуются многозначные слова?

( Переносному значению.)

-По каким признакам значение одного слова переносится на другое?

(Форма, цвет, действие.)

-По этому принципу построены кроссворды. Предлагаю вам разгадать следующий кроссворд.





1.


2.


3.
























4








5.












вопросы:

1-слова, близкие по лексическому значению (синонимы)

2-словарный состав языка (лексика)

3-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)

4-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)

5-новые слова (неологизмы)


Проверка


Задание 5.

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Веет…рок спросил, прол…тая Отчего ты рож? з…л…тая?

А в ответ к…л…ски шелестят З…л…тые руки растят.

- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов. (Золотая, золотой.)

- Какие еще слова употреблены в переносном значении?

( Спросил, шелестят.)

- Как называется такой прием в литературе?

(Олицетворение.)

-Ещё задание:

Разберёмся в ошибках детей.

Прочитайте текст.

Ошибки детей.

Пят…летний Серёжа заявил что он не пойдёт в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не) пош…л на улицу, боясь, что его мороз ударит. Петя сказал маме что он (не) повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.

( По наблюдениям К.Чуковского)



-Прочитайте текст ещё раз со знаками. Объясните пропущенные орфограммы.

-Какие слова в тексте даны в переносном значении?

Прямое значение – это основное, первоначальное: пятилетний Серёжа заявил

-А в переносном какие слова?

Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от «резать хлеб на части»;

Ударил мороз – переносное, ударить по голове – прямое;

Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,

Сушить на верёвке – прямое.

Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?

(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)


Физкультурная минутка.


3 страница нашего журнала «Слова- близнецы».

- Какие слова в «Лексике» можно назвать близнецами?

( Омонимы.)

- Какие слова называют омонимами? ( Правило.)


Задание 6.

Письмо под диктовку.

Бежит ручей, звенит ручей, волной своей играет.

А снизу бурные ключи в бока его толкают.


-Есть ли омонимы в данных предложениях? Объясните его значение.

Какие еще значения имеет слово ключ?

(Скрипичный, гаечный, дверной.)

-Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Переходим к 4странице нашего журнала с таким теплым названием

«Слова-братья.»

- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь? ( О синонимах.)

- Какие слова называются синонимами?

- Почему их можно назвать братьями?


Задание 7.

Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».

-Все ли слова синонимы в строчке? Зачеркните лишнее слово.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

Задание 8.

-Придумайте и запишите синонимы к слову доброта.

(Сердечность, милосердие, душевность.)



5страница « Слова- оппоненты».


Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

Ты - со мною, я - с тобой, разные мы очень

-Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.

( Антонимы.)

- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)


Задание 9.

- Послушайте стихотворение «Друг и враг».

-Подумайте, почему некоторые слова «ссорятся» друг с другом?


Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.

Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.

Повстречались на беду, начался скандал,

Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,

Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.


- Выпишите из стихотворения слова- антонимы.

-Выполните морфологический разбор слова «друг» ( Можно устно.)

-Ещё задание: вот такая ситуация – дедушка писал письмо внукам, в дороге конверт слегка промок, и некоторые слова размыло, восстановим текст.


-Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтоб вы росли…

Задание: продолжите письмо, восстановите текст.

(смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).


Страница 6 « Что делает нашу речь образной».

Молвит слово - соловей поет.

Говорит, словно реченька журчит.

- Когда так говорят?

(Когда человек образно, точно, ярко выражает свою мысль.)

Вывешивается таблица.

РЕЧЬ

Яркая

Образная

Точная

Выразительная


- Какие средства художественной выразительности

помогают сделать нашу речь образной, выразительной? ( Таблица.)

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Синонимы.

Олицетворения


Задание 10.

Творческая работа.

- Напишите мини- сочинение по теме «Осень» по опорным предложениям.

Помните, ваша речь должна быть (читаем табл.1.), для этого в ней обязательно должны быть (табл.2.)

Опорные предложения.

Пришла осень. Пожелтели листья. Похолодало. Деревья стоят в лесу. Небо низкое. Птицы собираются. Кругом тишина.

(Чтение работ учащимися.)



Страница 7. «Итоги урока».

-Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.

Пора подвести итоги нашей работы.


Задание 11.

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

а) лексика

б) фонетика

в) морфология


2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы


3.Слова, противоположные по значению:

а) омонимы

б) антонимы

в) синонимы


4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы


Проверка тестов. Выставление оценок.


Домашнее задание по выбору учащихся:

1) написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

2) Написать развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграла омонимия в данном стихотворении?

3) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!