Обобщающий урок в 8 классе по теме: «Решение задач на работу и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца».
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Цель урока: Систематизировать и закрепить знания по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца».
Задачи: обеспечить совершенствование умений и навыков по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца».
Планируемые результаты.
Предметные: научиться применять знания к решению задач.
Метапредметные:
Познавательные – применять полученные знания для решения заданий;
Регулятивные – осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; оценивать достигнутый результат;
Коммуникативные – описывать содержание совершаемых действий и давать им оценку.
Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Оборудование: ноутбук, доска, карточки с заданиями. Секундомер.
Рассадка учащихся.
Ход урока.
1. Организационный этап. (1 мин)
Приветствие: поверка учащихся по списку, отметить отсутствующих; готовность учащихся к уроку (тетради, учебники, ручка и т.д).
2. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. (3 мин)
Слайд 1.
Сегодня вспомним все о токах-
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и целей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Проведем мы его в форме игры-соревнования. И я предлагаю назвать наш урок «Знатоки электричества».
Цель нашего урока: Систематизировать и закрепить знания по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца».
Как вы думаете какие задачи перед вами стоят на этом уроке?
(Применить полученные знания для решения заданий. Уметь работать в группе. Развить активность и самостоятельность. Уметь выражать свои мысли с достаточной точностью).
3. Мотивирование к учебной деятельности.
Слайд 2.
Наша игра “Знатоки электричества” посвящается древнейшей науке о природе, без которой немыслимо существование человечества – физике.
Нашим девизом будут слова «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз».
Игра проводится в шесть туров. В каждом туре своя система оценивание. Та команда – а у нас их будет четыре, которая наберет больше всего баллов, станет победителем в этой игре. Капитан команды должен следить за вкладом каждого ученика.
Для того, чтобы успешно пройти все испытания, Вам потребуются все Ваши знания по физики. Ваши логические рассуждения и смекалка, а также знания темы электричества помогут вам выиграть.
Чтобы не сбиться с намеченного маршрута, предлагаю вам по мере выполнения заданий, результаты вносить в маршрутные карты. В конце урока мы подведём итог.
Пусть кипит работа,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!
Так начнем же игру!
4. Групповая деятельность учащихся.
1 тур. Разминка. «Шевели мозгами». (2 мин)
Слайд 3.
Начнём мы с разминки, которая называется «Шевели мозгами». Замечу, что уже на разминке команды могут открыть свой счёт, потому что за каждый верный ответ вы получите по баллу в виде лампочки. Каждой команде я задам по 5 вопросов. Если команда отвечает неправильно, и вы это замечаете, то у вас есть возможность исправить их и получить за это один балл.
Готовы?
Вопросы команде №1
-
Вольтметр измеряет (напряжение).
-
Единица электрического сопротивления в системе СИ (Ом).
-
Сила тока обозначается буквой (I)
-
Мощность равна отношению работы к (времени)
-
Переведите 0,5 кВ в Вольты (500В)
Вопросы команде№2
-
Для чего в цепи используют реостат? (для регулирования силы тока)
-
Единица силы электрического тока в системе СИ (А)
-
Электрическое напряжение обозначается буквой (U)
-
Закон, связывающий I, U, R для участка цепи носит название (закон Ома)
-
Переведите 0,2 кОм в Омы (200 Ом)
Вопросы команде№3
-
Формула закона Ома для участка цепи (
-
Единица измерения напряжения в системе СИ (В)
-
Электрическое сопротивление обозначается буквой (R)
-
Как искать общее сопротивление цепи, в котором потребители соединены последовательно (сложить)
-
Переведите 500 мА в амперы (0,5 А)
Вопросы команде № 4
-
Амперметр измеряет (силу тока)
-
Закон о тепловом действии тока принадлежит (Джоулю и Ленцу)
-
Единица измерения электрического заряда (Кл)
-
Электрический ток направлен от (плюса к минусу)
-
Переведите 5 МДж в Дж (5000000 Дж)
Капитан подсчитывает баллы и записывает в маршрутный карту.
Слайд 4.
2 тур. Найди правильную дорогу.
Каждая команда получает карточку, где в три столбика выписаны обозначения физических величин, их единицы и их названия. Необходимо найти к каждому обозначению физической величины ее единицу измерения и название. В таблице для ответов вам необходимо поставить номер правильного ответа.
На выполнение у вас 1 мин. Засекать на телефоне. Или поискать на ноуте.
Обозначение физической величины | | Единица измерения с системе СИ | | Название физической величины |
-
| U | | 1. | Вт | | 1. | Удельное сопротивление проводника |
-
| t | 2. | Ом | 2. | Длина проводника |
-
| I | 3. | м | 3. | Сопротивление |
-
| A | 4. | | 4. | Мощность |
-
| q | 5. | Дж | 5. | Количество теплоты |
-
| R | 6. | мм2 | 6. | Напряжение |
-
| P | 7. | А | 7. | Время |
-
| Q | 8. | с | 8. | Площадь поперечного сечения |
-
| ρ | 9. | В | 9. | Электрический заряд |
-
| l | 10. | Кл | 10. | Работа |
-
| S | 11. | Дж | 11. | Сила тока |
Слайд 5.
Команды меняются карточками. На доску проецируется ответы.
Если команда не допускает ни одну ошибку, то им начисляется – 3 балла.
Если же допущена одна - две ошибки, то 2 балл. Если 3-4, то 1 балл. Если больше 4, то команда не получает ни одного балла.
Проверяют друг друга. Записывают баллы в маршрутном листе. Передают ее.
Раздать лампочки.
Капитан подсчитывает баллы и записывает в маршрутный карту.
Ответы. Проверка (1 мин)
Обозначение физической величины | | Единица измерения с системе СИ | | Название физической величины |
1. | U | 9. | В | | 6. | Напряжение |
2. | t | 8. | с | | 7. | Время |
3. | I | 7. | А | | 11. | Сила тока |
4. | A | 5. 11 | | | 10. | Работа |
5. | q | 10. | Кл | | 9. | Электрический заряд |
6. | R | 2. | Ом | | 3. | Сопротивление |
7. | P | 1. | Вт | | 4. | Мощность |
8. | Q | 11. 5 | Дж | | 5. | Количество теплоты |
9. | ρ | 4. | | | 1. | Удельное сопротивление проводника |
10. | l | 3. | м | | 2. | Длина проводника |
11. | S | 6. | мм2 | | 8. | Площадь поперечного сечения |
3 тур. «Найди лишнее»
Слайд 6.
Тур включает в себя четыре задания. Вам необходимо найти и подчеркнуть лишнее среди физических величин, приборов, явлений и цепей.
На это задание отводится 2 мин.
Команды меняются карточками. На доску проецируется ответы.
Если команда не допускает ни одну ошибку, то им начисляется – 2 балла.
Если же допущена одна ошибка, то 1 балл. И если больше 1, то команда не получает ни одного балла.
Проверяют друг друга. Записывают баллы в маршрутном листе. Передают ее.
Раздать лампочки.
Капитан подсчитывает баллы и записывает в маршрутный карту.
Ответы и задания. Нажать. ( 1мин)
Анимация. Выделение правильных ответов после нажатия.
1 задание « Физические величины»
Масса; сила тока; удельное сопротивление; заряд; количество теплоты; сопротивление; напряжение; время; работа; мощность.
Лишняя карточка: масса.
2 задание «Физические приборы и механизмы»
Амперметр; вольтметр; ваттметр; реостат; блок; барометр; рычаг; электрический ток; термометр; резистор.
Лишняя карточка: электрический ток.
3 задание «Физические явления»
Молния; инерция; радуга; короткое замыкание; нагревание; давление; трение; движение; тяготение; падение тел.
Лишняя карточка: давление.
4 задание « Электрическая цепь и ее составные части»
Лишняя карточка:
4 тур. «Найди и допиши правильные формулы». (2 мин)
Слайд 7.
Каждой команде выдается карточки, на которых выписаны формулы. Ваша задача:
1
. Среди всех формул из таблиц найти (4) правильных.
2. В кружочках дописать недостающие физические величины.
Анимация. Выделение правильных ответов после нажатия.
Команды меняются карточками. На доску проецируется ответы.
-
Первое задание.
Если команда находит все (4) правильных формул , то им начисляется – 2 балла.
Если же находят (3) правильных , то 1 балл. И если (2), то команда не получает ни одного балла.
-
Второе задание.
Если команда дописывает все физические величины правильно, то им начисляется – 2 балла.
Если команда делает одну ошибку – 1 балл. Если больше, то ни одного балла.
Проверяют друг друга. Записывают баллы в маршрутном листе. Передают ее.
Раздать лампочки.
Капитан подсчитывает баллы и записывает в маршрутный карту.
5 тур. «Портрет ученного». (2 мин).
Слайд 8.
Каждая команда получает список ученых, их заслуги и портреты ученых. Задача команды путем обсуждения за отведенное время подписать портреты. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Анимация. Выделение правильных ответов после нажатия.
-
Немецкий физик, подтвердивший на опыте закон, выражающий связь между силой тока в участке цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом) – 5.
-
Русский электротехник, изобретатель лампы накаливания. (Лодыгин Александр Николаевич) - 1.
-
С их именами связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока. (русский -Эмилий Христианович Ленц и англ. – джоуль Джеймс Прескотт) – 3,4.
-
Американский изобретатель, основатель крупных электротехнических компаний. Усовершенствовал телеграф, телефон, лампу накаливания для промышленного производства. (Томас Эдисон) – 2.
-
Итальянский физик, создавший первый гальванический элемент. (Алессандро Вольта) – 7.
-
Французский физик и математик, создавший первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ввел в физику понятие «электрический ток». (Ампер Андре Мари) – 6.
Команды меняются карточками. На доску проецируется ответы.
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. .
Проверяют друг друга. Записывают баллы в маршрутном листе. Передают ее.
Раздать лампочки.
Капитан подсчитывает баллы и записывает в маршрутный карту.
6 тур. «Эксперимент». (5 мин)
Командам дается карточка, в которой проведен эксперимент. По полученным данным необходимо найти мощность, или работу, или сопротивление, или количество теплоты. Вам необходимо начертить схему цепи. Определить данные по показаниям приборов. И найти необходимую величину.
За правильную схему – 2 балла. Ошибки делать в ней нельзя.
Оформите решение по всем правилам.
Задача решена правильно – 5 баллов.
Все правильно, но не верный математический ответ – 3 балла.
Задача решена правильно, но нет единиц измерения – 3 балла.
Ошибки в оформлении, но решена правильно – 2 балла.
Ошибки в формулах. Подстановке, неправильный ответ – 0 баллов.
Проверяю сама.
Команда 1.
Определите мощность лампочки в электрической цепи. Начертите схему цепи.
I = 1 А; U = 4 В; P = UI = 4 Вт
Команда 2.
Определите работу электрического тока за 10 минут в лампочке, включённой в электрическую цепь. Начертите схему цепи.
I = 0,9 А; U = 3,8 В; t = 10 мин = 600 сек; A = UIt = 3,8В ·0,9А· 600 с = 2052 Дж
Команда № 3.
Определите сопротивление резистора, пользуясь электрической цепью. Начертите схему цепи.
I = 0,5 А; U = 2,4 В; I = U/R; R = U/I = 2,4В /0,5А= 4,8 Ом
Команда 4.
Определите количество теплоты, которое выделит резистор при протекании через него электрического тока в течении 10 мин. Начертите схему цепи.
I = 0,65 А; U = 3 В; t = 10 мин = 600 сек; Q = I2 Rt; I = U/R; R = U/I; Q = IUt;
Q = 0,65А ·3В ·600с = 1170 Дж
7 тур. «Решение задач». (5 мин)
Командам дается карточка, в которой написаны две задачи их необходимо решить.
Задача решена и оформлена правильно – 5 баллов.
Маленькие неточности при оформлении – 4 балла.
Все правильно, но не верный математический ответ – 3 балла.
Задача решена правильно, но нет единиц измерения – 3 балла.
Ошибки в оформлении, но решена правильно – 3 балла.
Написано дано и формулы – 1 балл.
Ошибки в формулах, подстановке, неправильный ответ – 0 баллов.
Проверяю сама.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Заключительное слово учителя:
По словам русского поэта XIX в. Якова Петровича Полонского:
Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, осветившей нашу жизнь и в прямом, и в переносном смысле. А сколько еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры.
Вам понравился урок?
Какое задание вам показалось самым сложным?
Кто улучшил свои знания по физике?
6. Домашнее задание.
Самостоятельная работа.
Маршрутная карта
Команда 1
ФИ | Заслуги |
1. Капитан команды | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
Тур | Название | Количество баллов |
1 тур. | Разминка. «Шевели мозгами». | |
2 тур. | «Найди правильную дорогу». | |
3 тур. | «Найди лишнее» | |
4 тур. | «Найди и допиши правильные формулы» | |
5 тур. | «Портрет ученного». | |
6 тур. | «Эксперимент». | |
7 тур. | «Решение задач». | |
2 тур. Найди правильную дорогу
Команда № 1
Обозначение физической величины | | Единица измерения с системе СИ | | Название физической величины |
-
| U | | 1. | Вт | | 1. | Удельное сопротивление проводника |
-
| t | 2. | Ом | 2. | Длина проводника |
-
| I | 3. | м | 3. | Сопротивление |
-
| A | 4. | | 4. | Мощность |
-
| q | 5. | Дж | 5. | Количество теплоты |
-
| R | 6. | мм2 | 6. | Напряжение |
-
| P | 7. | А | 7. | Время |
-
| Q | 8. | с | 8. | Площадь поперечного сечения |
-
| ρ | 9. | В | 9. | Электрический заряд |
-
| l | 10. | Кл | 10. | Работа |
-
| S | 11. | Дж | 11. | Сила тока |
Ответы
Обозначение физической величины | Единица измерения с системе СИ | Название физической величины |
-
| U | | |
-
| t | | |
-
| I | | |
-
| A | | |
-
| q | | |
-
| R | | |
-
| P | | |
-
| Q | | |
-
| ρ | | |
-
| l | | |
-
| S | | |
2 тур. Найди правильную дорогу
Команда № 2
Обозначение физической величины | | Единица измерения с системе СИ | | Название физической величины |
-
| U | | 1. | Вт | | 1. | Удельное сопротивление проводника |
-
| t | 2. | Ом | 2. | Длина проводника |
-
| I | 3. | м | 3. | Сопротивление |
-
| A | 4. | | 4. | Мощность |
-
| q | 5. | Дж | 5. | Количество теплоты |
-
| R | 6. | мм2 | 6. | Напряжение |
-
| P | 7. | А | 7. | Время |
-
| Q | 8. | с | 8. | Площадь поперечного сечения |
-
| ρ | 9. | В | 9. | Электрический заряд |
-
| l | 10. | Кл | 10. | Работа |
-
| S | 11. | Дж | 11. | Сила тока |
Ответы
Обозначение физической величины | Единица измерения с системе СИ | Название физической величины |
-
| U | | |
-
| t | | |
-
| I | | |
-
| A | | |
-
| q | | |
-
| R | | |
-
| P | | |
-
| Q | | |
-
| ρ | | |
-
| l | | |
-
| S | | |
2 тур. Найди правильную дорогу
Команда № 3
Обозначение физической величины | | Единица измерения с системе СИ | | Название физической величины |
-
| U | | 1. | Вт | | 1. | Удельное сопротивление проводника |
-
| t | 2. | Ом | 2. | Длина проводника |
-
| I | 3. | м | 3. | Сопротивление |
-
| A | 4. | | 4. | Мощность |
-
| q | 5. | Дж | 5. | Количество теплоты |
-
| R | 6. | мм2 | 6. | Напряжение |
-
| P | 7. | А | 7. | Время |
-
| Q | 8. | с | 8. | Площадь поперечного сечения |
-
| ρ | 9. | В | 9. | Электрический заряд |
-
| l | 10. | Кл | 10. | Работа |
-
| S | 11. | Дж | 11. | Сила тока |
Ответы
Обозначение физической величины | Единица измерения с системе СИ | Название физической величины |
-
| U | | |
-
| t | | |
-
| I | | |
-
| A | | |
-
| q | | |
-
| R | | |
-
| P | | |
-
| Q | | |
-
| ρ | | |
-
| l | | |
-
| S | | |
2 тур. Найди правильную дорогу
Команда № 4
Обозначение физической величины | | Единица измерения с системе СИ | | Название физической величины |
-
| U | | 1. | Вт | | 1. | Удельное сопротивление проводника |
-
| t | 2. | Ом | 2. | Длина проводника |
-
| I | 3. | м | 3. | Сопротивление |
-
| A | 4. | | 4. | Мощность |
-
| q | 5. | Дж | 5. | Количество теплоты |
-
| R | 6. | мм2 | 6. | Напряжение |
-
| P | 7. | А | 7. | Время |
-
| Q | 8. | с | 8. | Площадь поперечного сечения |
-
| ρ | 9. | В | 9. | Электрический заряд |
-
| l | 10. | Кл | 10. | Работа |
-
| S | 11. | Дж | 11. | Сила тока |
Ответы
Обозначение физической величины | Единица измерения с системе СИ | Название физической величины |
-
| U | | |
-
| t | | |
-
| I | | |
-
| A | | |
-
| q | | |
-
| R | | |
-
| P | | |
-
| Q | | |
-
| ρ | | |
-
| l | | |
-
| S | | |
3 тур. «Найди лишнее»
Команда № 1
Вам необходимо найти и подчеркнуть лишнее среди физических величин, приборов, явлений и цепей.
1 задание «Физические величины».
Масса; сила тока; удельное сопротивление; заряд; количество теплоты; сопротивление; напряжение; время; работа; мощность.
2 задание «Физические приборы и механизмы».
Амперметр; вольтметр; ваттметр; реостат; блок; барометр; рычаг; электрический ток; термометр; резистор.
3 задание «Физические явления».
Молния; инерция; радуга; короткое замыкание; нагревание; давление; трение; движение; тяготение; падение тел.
4 задание «Электрическая цепь и ее составные части»
3 тур. «Найди лишнее»
Команда № 2
Вам необходимо найти и подчеркнуть лишнее среди физических величин, приборов, явлений и цепей.
1 задание «Физические величины».
Масса; сила тока; удельное сопротивление; заряд; количество теплоты; сопротивление; напряжение; время; работа; мощность.
2 задание «Физические приборы и механизмы».
Амперметр; вольтметр; ваттметр; реостат; блок; барометр; рычаг; электрический ток; термометр; резистор.
3 задание «Физические явления».
Молния; инерция; радуга; короткое замыкание; нагревание; давление; трение; движение; тяготение; падение тел.
4 задание «Электрическая цепь и ее составные части»
3 тур. «Найди лишнее»
Команда № 3
Вам необходимо найти и подчеркнуть лишнее среди физических величин, приборов, явлений и цепей.
1 задание «Физические величины».
Масса; сила тока; удельное сопротивление; заряд; количество теплоты; сопротивление; напряжение; время; работа; мощность.
2 задание «Физические приборы и механизмы».
Амперметр; вольтметр; ваттметр; реостат; блок; барометр; рычаг; электрический ток; термометр; резистор.
3 задание «Физические явления».
Молния; инерция; радуга; короткое замыкание; нагревание; давление; трение; движение; тяготение; падение тел.
4 задание «Электрическая цепь и ее составные части»
3 тур. «Найди лишнее»
Команда № 4
Вам необходимо найти и подчеркнуть лишнее среди физических величин, приборов, явлений и цепей.
1 задание «Физические величины».
Масса; сила тока; удельное сопротивление; заряд; количество теплоты; сопротивление; напряжение; время; работа; мощность.
2 задание «Физические приборы и механизмы».
Амперметр; вольтметр; ваттметр; реостат; блок; барометр; рычаг; электрический ток; термометр; резистор.
3 задание «Физические явления».
Молния; инерция; радуга; короткое замыкание; нагревание; давление; трение; движение; тяготение; падение тел.
4 задание «Электрическая цепь и ее составные части»
4 тур. «Найди и допиши правильные формулы».
Команда 4.
Среди этих всех формул найти (4) правильных. | В кружочках дописать физические величины. |
| |
5 тур. «Портрет ученного».
Команда 1.
Задача команды путем обсуждения за отведенное время подписать портреты.
-
Немецкий физик, подтвердивший на опыте закон, выражающий связь между силой тока в участке цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)
-
Американский изобретатель, основатель крупных электротехнических компаний. Усовершенствовал телеграф, телефон, лампу накаливания для промышленного производства. (Томас Эдисон).
5 тур. «Портрет ученного».
Команда 2.
Задача команды путем обсуждения за отведенное время подписать портреты.
-
Немецкий физик, подтвердивший на опыте закон, выражающий связь между силой тока в участке цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)
-
Американский изобретатель, основатель крупных электротехнических компаний. Усовершенствовал телеграф, телефон, лампу накаливания для промышленного производства. (Томас Эдисон).
5 тур. «Портрет ученного».
Команда 3.
Задача команды путем обсуждения за отведенное время подписать портреты.
-
Немецкий физик, подтвердивший на опыте закон, выражающий связь между силой тока в участке цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)
-
Американский изобретатель, основатель крупных электротехнических компаний. Усовершенствовал телеграф, телефон, лампу накаливания для промышленного производства. (Томас Эдисон).
5 тур. «Портрет ученного».
Команда 4.
Задача команды путем обсуждения за отведенное время подписать портреты.
-
Немецкий физик, подтвердивший на опыте закон, выражающий связь между силой тока в участке цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)
-
Американский изобретатель, основатель крупных электротехнических компаний. Усовершенствовал телеграф, телефон, лампу накаливания для промышленного производства. (Томас Эдисон).
6 тур. «Эксперимент».
Команда 1.
Определите мощность лампочки в электрической цепи.
Начертите схему цепи.
6 тур. «Эксперимент».
Команда 2.
Определите работу электрического тока за 10 минут в лампочке, включённой в электрическую цепь. Начертите схему цепи.
6 тур. «Эксперимент».
Команда 3.
Определите сопротивление резистора, пользуясь электрической цепью. Начертите схему цепи.
6 тур. «Эксперимент».
Команда 4
Определите количество теплоты, которое выделит резистор при протекании через него электрического тока в течении 10 мин. Начертите схему цепи.
7 тур. «Решение задач».
Команда 1
7 тур. «Решение задач».
Команда 2
7 тур. «Решение задач».
Команда 3
7 тур. «Решение задач».
Команда 4