Обобщающий урок в 8 классе по теме
«Пищеварение и обмен веществ. Правильное питание – залог здоровья»
Минаева Наталья Сергеевна,
учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №10 г. Дубны Московской области»
Цель: расширение и углубление знаний учащихся об основах правильного питания, как одной из главной составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные
повторить и обобщить имеющиеся знания о питательных веществах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах) и их роли для жизнедеятельности организма;
разобрать причины, признаки, профилактику и первую помощь при отравлениях, заражениях.
Развивающие
развивать познавательный интерес к учебному предмету;
развивать умение работать в группе, выслушивать товарищей, приходить к общему мнению;
развивать умение представлять свои творческие работы
Воспитательные
воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;
развивать культуру питания;
прививать навыки здорового образа жизни.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Технологии, используемые на уроке:
технология коллективного взаимообучения;
проектная технология (метод проектов);
информационно-коммуникационная технология;
технология проблемного обучения.
Предварительная подготовка:
плакат для записи правил здорового питания;
презентация, созданная в редакторе Microsoft PowerPoint ;
раздаточный материал (карточки с ситуационными задачами, карточки с пословицами);
учащиеся готовят сообщения о заболеваниях, вызванных недостатком витаминов.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, флипчарт, пословицы и поговорки о правильном питании, бумага для записей и рисования, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, скотч.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка проблемы.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем необычном уроке. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.
Актуализация знаний. Целеполагание.
Беседа по теме:
Учитель:
Вспомните, пожалуйста, и назовите факторы, способствующие улучшению здоровья: (соблюдение режима дня, правильное питание, оптимальная физическая нагрузка, хорошее настроение, отсутствие вредных привычек).
Что мы имеем в виду, когда говорим о правильном питании? (Есть в одни и те же часы пищу, богатую питательными веществами).
Какие питательные вещества вы можете назвать? (Белки, жиры, углеводы)
Учитель: Ребята, как вы думаете какова же цель нашего сегодняшнего занятия?
(Слайд 2) Целью нашего сегодняшнего урока является повторение и обобщение имеющихся знаний о питательных веществах, расширение и углубление знаний об основах правильного питания, как одной из главной составляющей здорового образа жизни.
Основная часть.
Учащиеся поделены на три группы.
Учитель: Работать сегодня вам предстоит в группах. Каждая группа получит творческое задание: (слайд 3) выполнить и представить мини-проект о правильном питании, а темой послужат пословицы, которые вы выберите. Каждую пословицу необходимо объяснить с точки зрения гигиены питания. Из каждой группы это задание будут выполнять два человека в течение всего урока.
Учитель раздает пословицы для работы над мини-проектом:
«Ешь да не жирей – будешь здоровей»[3]
«Когда я ем, я глух и нем»[3]
«Кто хорошо жуёт, тот долго живёт»[3]
Учитель: Редколлегия может приступать к выполнению мини-проектов, а всем остальным я предлагаю вспомнить, какие вещества называются витаминами.
(ответ учащихся)
Отсутствие какого витамина вызывает заболевание – цинга? (С) (слайд 4,5)
Сообщение учащегося о цинге.
Отсутствие какого витамина вызывает «куриную слепоту» и нарушает рост? (А) (слайд 6,7)
Сообщение учащегося о куриной слепоте.
Отсутствие какого витамина вызывает паралич нервной системы, болезнь «бери – бери»? (В1) (слайд 8, 9)
Сообщение учащегося о болезни бери-бери.
Отсутствие какого витамина вызывает рахит? (Д) (слайд 10, 11)
Сообщение учащегося о рахите.
При отсутствии какого витамина нарушается слизистая оболочка ротовой полости и снижается зрение? (В2) (слайд 12, 13)
Какой витамин регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани? (В12) (слайд 14, 15)
Учитель: Ребята, а вы сможете назвать такой продукт, в котором бы содержались все питательные вещества? (ответ учащихся)
(Слайд 16) Таким образом, ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, яйца, мясо, орехи). А третьи - фрукты и овощи (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы), ¬ содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.
Какой же вывод мы можем сделать на данном этапе урока о питании? (ответы учащихся)
Вывод: Питание должно быть разнообразным. Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.
Ситуация 1. (слайд 18)
Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов. Для чего? К чему может привести пренебрежение данным правилом? Что же делать, если все же употребили не свежий продукт?
Предполагаемый ответ учащихся: «Нужно убедиться в том, что срок хранения пищевого продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт). Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению. Первая помощь отравлении пищевыми продуктами – вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка».
Ситуация 2. (слайд 19)
Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)? К чему может привести пренебрежение данным правилом? Как этого избежать?
Предполагаемый ответ учащихся: «В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровия. Чтобы избежать заражения, нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу».
Ситуация 3. (слайд 20)
Почему нельзя употреблять в пищу немытые продукты фрукты и овощи? К чему приводит пренебрежение элементарными гигиеническими правилами? Как этого избежать?
Предполагаемый ответ учащихся: «С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глист, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям. Чтобы избежать заражения, нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты, готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды».
На решение данных ситуационных задач группам дается 5 – 7 минут, после чего представитель от каждой группы отвечает.
Плакаты вывешиваются на доску. Ребята должны объяснить пословицы с точки зрения гигиены питания.
Рефлексия.
Учитель: Теперь, когда мы с вами повторили и обобщили знания о питательных веществах и поговорили о гигиене питания, я предлагаю вам составить основные правила здорового питания.
Учащиеся называют правила, а учитель записывает их маркером на ватманский лист.
Правила здорового питания:
Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.
Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.
Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.
Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
Мой овощи и фрукты, чтобы избежать заражения.
Мясо и рыбу необходимо предварительно термически обработать, чтобы избежать заражения паразитами.
Употребляй в пищу только свежие продукты, чтобы избежать отравления.
Заключение.
Притча: В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”
Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: «Все в твоих руках!»[4]
Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!
Итог урока. Оценка деятельности учащихся.
Учитель: Итак, пришло время подвести итог сегодняшнего урока. Достигли ли мы цели урока? (ответ учащихся) Я с вами согласна, цель урока достигнута.
(слайд 21) Главный вывод нашего урока: Здоровый образ жизни – это в первую очередь правильное и здоровое питание. А неправильное питание – это основная причина многих болезней.
Я хочу поблагодарить вас за активную работу на сегодняшнем уроке. Особенно хочу отметить работу ребят, которые подготовили интересные сообщения, а также редколлегию за подготовку мини-проектов.
Домашнее задание. (слайд 22)
Подготовить сообщения по теме «Влияние питания школьника на нервную систему».
Список литературы и Интернет-ресурсов
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2005
http://www.medglav.com/poslovicy-i-pogovorki/pitanie.html
http://www.stihi.ru/diary/zlatovlaska2/2010-06-12