Обобщающий урок-викторина по теме «Звуки и буквы».
Цель:
- повторить и обобщить знания по пройденному материалу;
- научить использовать полученные знания в нестандартных условиях;
- повысить интерес к изучению русского языка;
- развивать коммуникативные навыки учащихся:
умение работать в группе;
способность сотрудничества с учителем и товарищами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять знания для решения нестандартных задач; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Психологический настрой
- Посмотрите в окно, какая сегодня погода?
Я хочу вам подарить кусочек солнышка,
Пусть добром наполняться
Души все , до донышка !
Давайте друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям
К уроку готовы?
Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
II.Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке сегодня гости! Встаньте и поприветствуйте их своими улыбками.
А теперь, закройте глаза, и слушайте! (звуки природы)
- Что это? Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились....(буквы)
- Ребята, сегодня мы завершаем наш раздел: «Звуки и буквы». Много интересного узнали мы с вами в этом разделе
- Внимание на доску!
(На доске «Викторина по русскому языку»).
- Что обозначает слово викторина, как вы думаете?
- Как нам проверить правильно ли мы рассуждаем? Где можно найти правильное толкование этого слова? ( Правильно в словаре)
- Я принесла на урок «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Найдите это слово в словаре.
- Как нужно работать со словарём? Как расположены слова в словаре?
(Викторина - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» с. 75).
- Совпали наши рассуждения?
- Попробуем поиграть?
- В каждой игре есть правила. Послушайте.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда не даёт ответа, у другой команды есть время на обсуждение.
(Дети выбирают капитана)
- Начинается игра. Я желаю вам удачи!
III. Проведение игры.
1-й конкурс Блиц-опрос
Чем на письме обозначаются звуки? (буквами)
Чем отличаются звуки и буквы?
Что появилось раньше звуки или буквы?
Где можно найти все буквы русского языка? (в алфавите)
Что такое алфавит? (Буквы рус. яз., запис. в определенном порядке)
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв в русском языке?(10)
Сколько гласных звуков вы знаете? Какие это звуки?(6- а,о,у,и,ы,э)
Сколько согласных букв в русском языке?(21)
Какие звуки русского языка всегда только твердые? (ж,ш,ц)
Какие звуки русского языка всегда только мягкие? (й, ч, щ)
Что такое транскрипция?( Звуковая запись слова)
Всегда ли совпадает написание и звучание слов?
Что нужно делать ,чтобы правильно писать слова?(Применять орфограммы)
Молодцы!
- А теперь прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды.
2-й конкурс
. У каждой команды на карточках напечатано задание. Прочитайте его нам пожалуйста.
- Восстановите слово, зачеркнув лишнее. Назовите, по какому признаку слово лишнее.
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД
(Карандаш, ручка, кисточка, ведро. Лишнее слово – ведро.)
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
(Клей, пластилин, краска, ветер. Лишнее слово – ветер)
(За каждое верно выполненное задание – 1 шарик.)
- А вы знаете, ребята, как называется раздел русского языка , который изучает звуки и буквы?(Фонетика)
3-й конкурс .
- Прошу подойти ко мне по одному представителю от команды, чтобы получить следующее задание .
- Какое задание вы получили?
- Сделайте транскрипцию слов.
Сосулька, ёж ,коньки, ель
IV.Физкультминутка.
Дети двигаются по классу под музыку, при остановке встают в группы в зависимости от задания.
-Молодцы, отдохнули? Сели тихо на свои места, продолжаем дальше.
4-й конкурс
- Представители команд подойдите ко мне за следующим заданием.
- Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы.
Р - с – л – ЧК – (Русалочка)
Кр – с – в – ц - - ч – д – в – щ – (Красавица и чудовище)
К – н – к – л – в Пр- с – т- кВ – ш – н – (Каникулы в Простоквашино)
Н - , п – г – д - ! (Ну, погоди!)
Молодцы! Справились с заданием.
5-й конкурс.
- Ребята, какую самую большую тему в разделе «Звуки и буквы» мы с вами прошли? (Безударная гласная в корне слова)
- Сейчас посмотрим, как вы усвоили эту тему
ПРАВИЛО РАССЫПАЛОСЬ
- Прошу подойти ко мне представителя от каждой команды. Какая команда быстрее соберёт правило, та и получит дополнительное очко.
Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова- это орфограмма. Её написание надо проверять или запомнить.
6-й конкурс
Странное письмо
Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.
V.Рефлексия.
- Было ли вам интересно?
- Какое задание было особенно интересным?
- Что показалось сложным?
VI. Подведение итогов.
(Подсчитываем количество заработанных шариков и определяем победителя).
- Какую оценку каждый из вас поставит себе за урок?
- Совпадает ли она с той оценкой, которую вы бы хотели получить?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Спасибо всем за урок!