СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок-викторина по теме «Звуки и буквы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -викторина обобщает раздел по теме "Звуки и буквы"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок-викторина по теме «Звуки и буквы».»

Обобщающий урок-викторина по теме «Звуки и буквы».

Цель:

- повторить и обобщить знания по пройденному материалу;

- научить использовать полученные знания в нестандартных условиях;

- повысить интерес к изучению русского языка;

- развивать коммуникативные навыки учащихся:

  • умение работать в группе;

  • способность сотрудничества с учителем и товарищами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять знания для решения нестандартных задач; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.


Ход урока

I. Психологический настрой

- Посмотрите в окно, какая сегодня погода?

Я хочу вам подарить кусочек солнышка,

Пусть добром наполняться

Души все , до донышка !

Давайте друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям

К уроку готовы?

Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

II.Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке сегодня гости! Встаньте и поприветствуйте их своими улыбками.

А теперь, закройте глаза, и слушайте! (звуки природы)

- Что это? Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились....(буквы)

- Ребята, сегодня мы завершаем наш раздел: «Звуки и буквы». Много интересного узнали мы с вами в этом разделе

- Внимание на доску!

(На  доске  «Викторина по русскому языку»).

- Что обозначает слово викторина, как вы думаете?

- Как нам проверить правильно ли мы рассуждаем? Где можно найти правильное толкование этого слова? ( Правильно в словаре)

- Я принесла на урок «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Найдите это слово в словаре.

- Как нужно работать со словарём? Как расположены слова в словаре?

(Викторина - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» с. 75).

- Совпали наши рассуждения?

- Попробуем поиграть?

- В каждой игре  есть правила. Послушайте.

1.  На обсуждение вопроса даётся время.

2.  До истечения этого времени команда должна найти ответ, а  капитан – поднять руку.

3.  Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.                                      

4. Если команда  не даёт ответа, у другой команды есть время на обсуждение.

(Дети выбирают капитана)

- Начинается игра. Я желаю вам удачи!


III. Проведение игры.

1-й конкурс Блиц-опрос

  1. Чем на письме обозначаются звуки? (буквами)

  2. Чем отличаются звуки и буквы?

  3. Что появилось раньше звуки или буквы?

  4. Где можно найти все буквы русского языка? (в алфавите)

  5. Что такое алфавит? (Буквы рус. яз., запис. в определенном порядке)

  6. Сколько букв в русском алфавите?

  7. Сколько гласных букв в русском языке?(10)

  8. Сколько гласных звуков вы знаете? Какие это звуки?(6- а,о,у,и,ы,э)

  9. Сколько согласных букв в русском языке?(21)

  10. Какие звуки русского языка всегда только твердые? (ж,ш,ц)

  11. Какие звуки русского языка всегда только мягкие? (й, ч, щ)

  12. Что такое транскрипция?( Звуковая запись слова)

  13. Всегда ли совпадает написание и звучание слов?

  14. Что нужно делать ,чтобы правильно писать слова?(Применять орфограммы)

Молодцы!

- А теперь прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды.

2-й конкурс

. У каждой команды на карточках напечатано задание. Прочитайте его нам пожалуйста.

- Восстановите слово, зачеркнув лишнее. Назовите, по какому признаку слово лишнее.

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД

(Карандаш, ручка, кисточка, ведро. Лишнее слово – ведро.)

ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ

(Клей, пластилин, краска, ветер. Лишнее слово – ветер)

(За каждое верно выполненное задание – 1 шарик.)

- А вы знаете, ребята, как называется раздел русского языка , который изучает звуки и буквы?(Фонетика)

3-й конкурс .

- Прошу подойти ко мне по одному представителю от команды, чтобы получить следующее задание .

- Какое задание вы получили?

- Сделайте транскрипцию слов.

Сосулька, ёж ,коньки, ель

IV.Физкультминутка.

Дети двигаются по классу под музыку, при остановке встают в группы в зависимости от задания.

-Молодцы, отдохнули? Сели тихо на свои места, продолжаем дальше.

4-й конкурс

- Представители команд подойдите ко мне за следующим заданием.

- Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы.

Р - с – л – ЧК – (Русалочка)

Кр – с – в – ц - - ч – д – в – щ – (Красавица и чудовище)

К – н – к – л – в Пр- с – т- кВ – ш – н – (Каникулы в Простоквашино)

Н - , п – г – д - ! (Ну, погоди!)

Молодцы! Справились с заданием.

5-й конкурс.

- Ребята, какую самую большую тему в разделе «Звуки и буквы» мы с вами прошли? (Безударная гласная в корне слова)

- Сейчас посмотрим, как вы усвоили эту тему

ПРАВИЛО РАССЫПАЛОСЬ

- Прошу подойти ко мне представителя от каждой команды. Какая команда быстрее соберёт правило, та и получит дополнительное очко.

Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова- это орфограмма. Её написание надо проверять или запомнить.


6-й конкурс

Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

V.Рефлексия.

- Было   ли  вам  интересно?

- Какое задание было особенно интересным?

- Что показалось сложным?

VI. Подведение итогов.

(Подсчитываем   количество  заработанных  шариков и  определяем  победителя).

- Какую   оценку  каждый  из   вас  поставит  себе   за  урок?

- Совпадает   ли  она с  той  оценкой, которую  вы   бы  хотели  получить?

- С   каким  настроением  вы   уходите  с  урока?

Спасибо  всем  за   урок!