Конспект обобщающего урока по теме: «Металлы» - «Металлы в организме человека» (9 класс).
Учитель: Рябихина Галина Анатольевна – МБОУ Сосновская СОШ №1 Сосновского района Тамбовской области.
Цель урока: расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека; прививать навыки самостоятельной работы, учить чётко и грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов – биологии, литературы, географии, математики.
Оборудование и химические реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева, ноутбук, раствор белка, микролаборатория, пробирки.
Ход урока.
Организационный момент.
(настрой школьников на рабочую обстановку)
Актуализация знаний.
- Какую тему мы изучили? (Металлы)
- Посмотрите на слайд и прочитайте высказывание великого химика: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (Д.И.Менделеев).
- Проанализируйте это высказывание.
- Ребята! Исходя из этой мысли, предположите, о чём пойдёт речь на уроке? Какова тема нашего урока и цель?
(обобщить и расширить знания, полученные на уроках по теме: «Металлы»).
- Кто знает, каково происхождение слова «металл»? Откуда оно к нам пришло?
(См. слайд). В одной из пьес А.И.Островского изображена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое слово металлон имело значение «земляные работы, раскопки», а позднее стало означать «шахта, рудник, руда».
В латинском языке слово металлум получило значение «руда и выплавляемый из неё металл» и уже в виде французского металл перекочевало в Россию.
- Какое место занимают металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
- Каковы особенности строения их атомов?
(Организуется работа со схемой «Общая характеристика металлов). (См. слайд).
- Применяются ли чистые металлы в быту?
- В каком виде применяются металлы? (В виде сплавов - заслушиваются рассказы учащихся о сплавах).
( См. слайд)
- Какова же биологическая роль некоторых металлов в организме?
(самостоятельная работа с дополнительной информацией – 1ряд-золото, 2 ряд-медь, 3 ряд –алюминий. Обмен информацией).
- Ребята, посмотрите на стол. Что видите? (муляжи фруктов и овощей).
- Как это связано с темой нашего урока? (в них есть металлы). (См. слайд).
(Чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза – содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.)
- Какой элемент содержится в яблоках? (железо).
- Какова его биологическая роль? (В организме содержится 3г железа, из них 2г – в крови. Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли, быстрой утомляемости).
- А что же говорил академик Ферсман по поводу железа? (прочитайте доп. информацию и поделитесь).
- А теперь поработаем с таблицей (чтобы закрепить знания учащихся о роли металлов в организме человека и проводится работа с таблицей, в которой отражена биологическая роль металлов и их токсическое действие).
- Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов? (затем учащиеся проводят лабораторный опыт, цель которого экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Они смешивают белок с раствором щёлочи и медного купороса, наблюдают выпадение фиолетового осадка. Делают выводы о разрушении белка. Техника безопасности!)
- Ребята. Мы часто говорим об охране растений, животных. А надо ли охранять человека? (СЛАЙД).
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года.
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнём.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождём.
Всё вместил в себя – вёрсты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночества? Встречь?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!
(С. Островой)
- Какой вывод вы можете сделать о роли металлов (положительной и отрицательной) в жизни человека?
3. Рефлексия.
- Скажите, вы поставленной цели достигли?
- Что нового узнали на уроке?
- Эта информация полезна для вас, или нет?
- Нужны ли действительно металлы в нашей жизни? Смогли бы мы без них прожить?
4. Проверка знаний, полученных на уроке (выполняют тестовые зад и сдают работу)
5. Выставляем оценки за работу на уроке и предлагаем дом. зад.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
СХЕМА. Общая характеристика металлов.
В
Металлы – химические элементы Металлы – простые вещества
Химические свойства:
восстановители
Химическая связь-
металлическая
Положение в ПС:
s-элементы – I, II гр.
р- элементы – некоторые.
d и f – элементы - все
![]()
![]()
Положение в ПС:
S –элементы-I, II гр.
р-элементы – некоторые.
d- f-элементы – все
Аt
Кристаллическая
решётка-
металлическая
Физические свойства
Общие: электро- и
теплопроводность,
ковкость,
металлический блеск,
пластичность.
Строение атома:
малое число электронов
на внешнем уровне,
небольшая энергия ионизации
Строение атома:
малое число электронов
![]()
на внешнем уровне,
небольшая энергия ионизации.
![]()


Кубическая
гранецентрированная
(Аl, Ag) –
высокая пластичность
Кубическая объёмно-
центрированная
(Na, К, Сs,Ва) –
низкие: твёрдость, температуры кипения и плавления
Гексагональная
(Мg, Zn) – низкая
пластичность
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МЕТАЛЛОВ И ИХ ТОКСИЧЕСКОЕ
ДЕЙСТВИЕ
Металлы | Биологическая роль | Токсическое действие избытка металла |
ЛИТИЙ | Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам | Вызывает общую Заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройства зрения. |
НАТРИЙ | Ионы натрия поддерживают у животных и человека нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в регуляции сердечной деятельности, удерживают воду в организме. | Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывают дисфункцию почек, некоторые сердечно-сосудистые заболевания. |
КАЛИЙ | Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процессы фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц. | Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного , жирового и белкового обмена |
МАГНИЙ | Соли магния проявляют антисептическое, сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему. | Приводит к нарушению минерального обмена. Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта. |
СТРОНЦИЙ | Оказывает влияние на процессы костеобразования. | Поражаются костная ткань, печень, кровь; наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос. |
ЦИНК | Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене. | При высоких концентрациях цинк – мутаген и онкоген. Вызывает заболевание костно-мышечной системы. |
АЛЮМИНИЙ | Содержится в лёгких, печени, костях, головном мозге. Действует на пищеварительные ферменты и нервную систему. | Приводит к нарушению минерального обмена. |
РТУТЬ | ----------------- | Поражает центральную нервную систему, сосредотачивается в почках, нарушая их деятельность. Так же накапливается в клетках мозга и слизистой оболочке рта. |
Дополнение к уроку.
Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.
_______________________________________________________
В организме человека находится 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов. Рассмотрим биологическую роль некоторых металлов в организме человека.
ЗОЛОТО.
Средневековые алхимики считали золото совершенством, а остальные металлы – ошибкой в акте творения и, как известно, прикладывали большие усилия для ликвидации этой ошибки. Идею введения золота в медицинскую практику приписывают Парацельсу, который провозгласил, что целью химии должно быть не превращение металлов в золото, а приготовление лекарств. Лекарственные препараты из золота и его соединений пытались применять при многих заболеваниях. Им лечили проказу, волчанку, туберкулёз. У людей, чувствительных к золоту, оно может вызвать нарушение состава крови, реакцию со стороны почек, печени, влиять на настроение, рост зубов, волос.
МЕДЬ.