Тема урока:
«Обобщающие слова при однородных членах»
Цель урока:
Обобщить представление
об обобщающих словах при однородных членах предложения
и умение правильно расставлять при них знаки препинания.
Что надо знать
Что надо уметь
- находить однородные члены
- предложения;
- обобщающие слова.
-правильно ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами
1. Знать :
-что такое однородные члены;
-обобщающие слова;
- правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами
[ : , , ]
[ , , - ]
[ : , , -...]
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Орфографические
«5»
«4»
Пунктуационные
1 ИЛИ 1
2
«3»
1
4
2
3
3
0
4
0
5
4
7
Однородные
члены
предложения
1
Отвечают на
один и тот же
вопрос
Произносятся с
5
перечислительной
интонацией
4
Относятся к одному
2
и тому же члену
предложения
Являются
одним и тем же членом
предложения
Обычно выражены
одной и той же
частью речи
3
КАКИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ ОДНОРОДНЫМИ?
День был солнечный и тёплый .
На клумбах растут махровые астры и розы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
1.Ра_тв_рились в т_мноте рощи с_ды
п_ля.
2.Л_сной ручей звенит шумит.
3.Луна _свещ_ла са_ доро_ку бесе_ку.
4.П_дарила яблонька людям крупны_
соч?ные пл_ды.
5.Сне_ л_ж_лся на п_ля на кусты на
д_ревья.
Самопроверка по слайду.
Растворились в темноте рощи , сады , поля .
Лесной ручей звенит , шумит .
Луна освещала сад , дорожку, беседку .
Подарила яблонька людям крупные , сочные плоды.
Снег ложился на поля , на кусты , на деревья .
Если обобщающее
слово стоит
перед однородными
после однородных
впереди однородных
впереди однородных
после однородных
членами, а после них
членов,
членов ,
членов ,
перед однородными
членов,
предложение
членами,
то
то
то
то
продолжается,
а после них
за ними
перед однородными
то перед однородными
ставится
членами ставится
предложение
двоеточие.
тире.
продолжается,
членами
то
ставится двоеточие,
а после них перед
остальной частью
предложения – тире.
2.
1.
3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задания по выбору
1
Оценка
Расставьте знаки препинания.
2
Определите, какими членами предложения являются однородные члены предложения и обобщающее слово.
«3»
3
«4»
-Выполните на выбор синтаксический разбор одного из данных предложений.
«5»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
В с_ду в дом_ всюду ст_яла тиш_на.
Всё п_ля небо кусты м_розный туман _красились розовым цв_том.
Цв_ты цв_ли повсюду на лугу на х_лме в л_су.
САМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ
Цветы цвели повсюду: на лугу, на холме, в лесу.
В саду, в доме - всюду стояла тишина.
Всё: поля, небо, кусты, морозный
туман - окрасились розовым цветом.
ВВОДНЫЕ СЛОВА ПРИ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВАХ
[ , как-то : , , ]
[ , а именно: , , ]
[ , например : , , ]
[ , , - словом, ]
[ , , - одним словом, ]
[ , , - в общем, ]
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Всё стало жёлтым от зноя,
а именно : небо, земля, и воздух.
Небо, земля, и воздух – словом , всё стало жёлтым от зноя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3
Некоторы_ грибы очен_ ядовиты например бледная поганка мухомор.
Среди птиц насекомых в сухой тр_ве одним словом всюду ч_?ствовалос_ пр_ближение в_сны.
САМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ
Некоторые грибы очень ядовиты, например : бледная поганка, мухомор.(1б.)
Среди птиц , насекомых в сухой траве - одним словом , всюду чувствовалось приближение весны.(1б.)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1 . И гам лесной и шум нагорный
всё вторит весело громам .
2. Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
3. Всё и деревья и трава и цветы дышало
свежестью.
4. В корзинке была дичь два тетерева и
утка.
5. Звёзды тускнеют и тают в синем небе.
6. Среди птиц насекомых в сухой траве
словом всюду чувствовалось приближение
осени.
а) О: и О, и О, и О - …
б) О: О и О –
в) О: О и О
г) и О, и О – О
д) О, О – словом, О …
е) О и О
ПРОВЕРИТЬ И ОЦЕНИТЬ
1–г, 2-б, 3-а, 4-в , 5-е, 6-д
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
В начале лета в лесу появилось много цветов.
На березовых опушках показались лиловые колокольчики.
В густой траве на лесных полянках мы собирали душистые фиалки.
А у глухого ручья любовались голубыми незабудками.
Проверь себя
В начале лета в лесу появилось много цветов : лиловые колокольчики, душистые фиалки, голубые незабудки.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Спасибо
за работу