Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ковалькова Лариса Павловна
МКОУ Караваевская ОШ
Выявление одаренных детей, организация системной работы с такими учащимися – одна из главных задач любой современной школы и образовательной практики.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется своими яркими, очевидными, иногда даже выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, что нам необходимо выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться у детей. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает его интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с такими детьми, тем полнее, шире раскрываются их таланты.
Методы и формы работы с одаренными детьми могут быть разделены на урочные и внеурочные.
В урочной деятельности развивать математические способности помогают разноуровневыедомашние задания, занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике. В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках занимательные вопросы, задачи – шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности. Применяю на уроках математические софизмы (умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного). Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает ее от повторения в других математических рассуждениях. Разбор таких софизмов, помогает сознательному усвоению материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Развивающие задачи – минутки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки и затем все вместе разбираем решение. Также использую упражнения на развитие мышления. Учащимся предлагается ряд, состоящий из 4слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.
Примеры упражнений:
луч, интервал, отрезок, прямая;
умножение, квадрат, деление, сложение;
одночлен, многочлен, модель, множитель;
функция, уравнение, корень, неизвестная;
Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению,сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов.
Большое внимание уделяю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу.
Реализовать свои возможности одаренные дети могут в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Это способствует становлению и развитию образовательных потребностей личности ребенка, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Сознание ребенка находится на стадии становления, и поэтому, необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал его не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Благодаря системной работе одаренные дети становятся более успешными. И естественно такая работа дает свои результаты. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных, межрегиональных предметных олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру».
Протокол № 3
заседания РМО учителей математики и информатики Дата проведения: 27.01.2020
Присутствовало: 15 человек Отсутствовало:2
План заседания:
1. Выполнение решения заседания № 2 МО.
2. Выступления учителей о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
3. Выступление Гусевой Е.Б. «Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ 2018г. и 2019г. Меры по улучшению подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 2020г.
4. Выступление Ковальковой Л.П., учителя МКОУ Караваевской ОШ «Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Ход:
1. Участники заседания обсудили ход выполнения решения заседания №2 МО.
2. Учителя предметники выступили с докладами о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка к итоговой аттестации проводится в школе на протяжении всего учебного года и на уроках и на консультациях. Разбираются демоверсии и типовые варианты реальных заданий ОГЭ и ЕГЭ. В ходе подготовки учащиеся ознакомлены с нормативными документами. Рассмотрены бланки для заполнения ответов.
3. Далее Гусева Е.Б. рассказала об изменениях, произошедших в структуре ОГЭ. Главная задача - показать, что математика действительно нужна обществу, нужна каждому. Нужны конкретные математические знания, развитие мышления, которое достигается непрерывной, ежедневной математической работой.
4. Учителя предметники заслушали и обсудили выступление Ковальковой Л.П., учителя МКОУ Караваевской ОШ «Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Решение.
1. Учителям проводить работу по повышению качества образования по математике.
2. Учителям проводить работу для достижения положительной динамики результатов обучения.
3. Продолжить подготовку учащихся к предстоящей итоговой аттестации, контролировать посещаемость консультаций.
4. Учителям довести до сведений учеников о внесении изменений в структуру ЕГЭ и ОГЭ.
5. Учителям 9-х и 11-х классов проводить подготовку учащихся к итоговой аттестации.
6. Использовать материал Ковальковой Л.П., учителя МКОУ Караваевской ОШ «Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности» в своей работе.