Тема « Обобщение и систематизация изученного о местоимении» Цели урока: образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи; развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность; воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения. оборудование: презентация, , раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, Организационный момент. Я рада видеть каждого из вас, И пусть весна прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Уже в начале урока я решила вас озадачить. Все вы знаете и любите сказку «Буратино». Скажите, кто автор этой замечательной детской книжки? Вспомним весёлый эпизод о том, как кукла Мальвина обучает Буратино началам наук. Она говорит: - Предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? - Я же не отдам же Некту яблоко, хоть он дерись! Мне стало интересно, а как вы ответите на вопрос «Как должна отреагировать Мальвина?» - Молодцы, справились с проблемой. Как вы думаете, а почему я выбрала именно эту ситуацию? Правильно, сегодня мы вспомним всё, что изучили о местоимении, повторим и обобщим изученное, выполняя различные упражнение, задания и кроссворды. (Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях). Повторение теоретических сведений о местоимении, (формирование умения использовать на практике изученный теоретический материал). Что называется местоимением? Какой раздел науки изучает местоимение? На какие разряды делится местоимение? Как изменяется местоимение? Чем является в предложении местоимение? Игра «Вопрос на засыпку» Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их.- зелёный Местоимение у тебя – личное в род. падеже – зелёный Мой, твой, наш, ваш – определительные местоимения – красный У меня нет ошибки в предложении: О этих событиях написано много интересного. – красный Личное местоимение 1 лица, ед. ч. дательного падежа – со мной- красный Местоимение себя – возвратное, не имеет формы имен. падежа – зелёный Собери слово: возьми приставку из слова приусадебный, корень – тяжесть, суффикс из слова сделать, суффикс из слова удивительный, окончание в слове отрицательные, вы получите название разряда местоимений. – притяжательные составь слово: буква алфавита, стоящая после С, глагол есть в 1 лице, ед.ч, наст. времени – тем Коллективная работа. Выразительно прочитать стихотворение. Найти местоимения, сколько их? Мой щенок. Вдруг какой-то страшный зверь открывает лапой дверь, Прыгает через порог... Кто же это? Мой щенок... Весь укутанный В постели Мой щенок лежит пластом И виляет еле-еле Забинтованным хвостом. Я не бегаю к врачу — Я сама его лечу. Групповая работа: Определить и записать соответствия между группами местоимений и разрядами. 6. Индивидуальная работа у доски: 1. Синтаксический разбор предложения: Кто без кисти и белил крыши города белил? Задание «Исправь ошибку» Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу. Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх. Гид ознакомил нас с темой экскурсии, и от нее мы узнали много интересного. Физкультминутка – упражнения для мобилизации внимания: Индивидуальная работа по тестам. Работа с текстом, записанным на доске. Найти и исправить речевую ошибку. В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради). Групповая работа: Кто больше найдёт зашифрованных местоимений среди записанных букв. В, а, ш, я, о, н, ы. Выполнение творческого задания. (творческий проект) 13. Домашнее задание: 1. Написать 5 пословиц с местоимениями 3. Составить, ребусы, кроссворды по данной теме 14. Рефлексия: (использование сигнальных карточек) 1.Понравился ли вам урок? Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет. 2.Довольны ли вы своей работой в течение урока? Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет. 3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки? Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет. 4.Какая форма работы вам понравилась больше? 5.Что вызвало затруднения? |