СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие». Русский язык, 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в условиях модульной системы обучения в рамках темы «Причастие» по учебнику, который входит в линию УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Это заключительный модуль в теме, на котором необходимо повторить и обобщить изученный материал. Поскольку он достаточно объемный и сложный для семиклассников, была выбрана игровая форма урока. Ребятам было предложено стать участниками детективного агенства и расследовать «преступление». Урок построен как путешествие по станциям в поисках условного преступника – причастия, которое маскировалось то под прилагательное, то под глагол и постоянно путало следы. Для перехода с одной станции на другую необходимо было выполнить определенные задания, связанные с повторением темы. В основе урока – системно-деятельностный подход и элементы геймификации, ИКТ, интерактивной технологии, технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие». Русский язык, 7 класс»

Русский язык, 7 класс

Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие».

Цели:

  • образовательная: повторить и систематизировать изученное по теме «Причастие»;

  • развивающая: обеспечить условия для развития речи учащихся, логического и абстрактного мышления, умения сопоставлять, обобщать, делать выводы, навыков работы с учебником, формирования ключевых компетентностей;

  • воспитательная: воспитывать культуру речи, познавательный интерес, к мировой культуре, повышения уровня духовных потребностей личности.

Тип модулясистемно-обобщающий.

Форма урока - игра «Детективное агентство»

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, ДМ на магнитных носителях.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому совершенствованию; формирование познавательного интереса к работе на уроках, формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности, к аналитической и творческой деятельности; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; преобразование визуальной информации в текстовую; поиск информации и её преобразование; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств.

Предметные:

Знание характеристики причастия и его места в системе частей речи русского языка; грамматических признаков причастий, способов образования действительных и страдательных причастий, употребления причастий в речи с учётом речевой ситуации, правильного построения предложения с ПО, функции ПО в предложении; полных и кратких форм причастий, способов образования от полных причастий кратких форм, морфологического разбора причастия; формирование навыков употребления причастий в речи, усвоение правил пунктуации при ПО; умения определять синтаксическую роль причастия. Усвоение основных правил правописания гласных в суффиксах причастий -ущ, - ющ,- ащ,- ящ; н - и -нн- в суффиксах страдательных причастий в полной и краткой форме, правописание не с причастиями; правил пунктуации при ПО; графически обозначать условия выбора правильного написания изученных орфограмм, умения определять синтаксическую роль причастия.


Методы и приемы:

1х30

2х30

3х30

Слово учителя

Беседа

«Лови ошибку»

Взаимопроверка

Игра «Детективное агентство»

Структурирование учебного материала

Составление опорной схемы – «Фоторобота»


Игра «Детективное агентство»

«Дырявые паруса»

Цифровой распределительный диктант

«Шифровка»

Самооценка

«Ожерелье впечатлений»

Формы работы:

фронтальная, парная, индивидуальная

Формы работы:

групповая, парная, индивидуальная

Формы работы:

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Сценарий урока


1 мини-модуль


І. Организационный этап. ІІ. Мотивационный этап. Постановка целей и задач, определение темы урока. Слово учителя с элементами беседы.
  • Ребята, вы любите детективы?
  • Почему? Чем вас привлекает этот жанр?
  • Вспомните определение этого понятия. (Слайд)
  • Без чего и без кого не бывает детектива? (Слайд)
  • Каких литературных героев-сыщиков вы знаете? Известны ли вам имена их «родителей»? (Слайд)
  • Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать сыщик?
Сегодня вы можете стать непосредственными участниками расследования, потому что в стране Лингвания произошло страшное преступление: из сокровищницы пропала вековая мудрость. Есть подозреваемый, но чтобы найти преступника, нам нужен сыщик. Сыщиком может быть каждый из вас. Кто же преступник? Предварительное следствие установило, что он скрылся на электричке, и определило маршрут его продвижения, поэтому у нас есть карта. Известно и то, что подозреваемый выходил на 5 станциях и снимал номер в гостинице под разными именами, называя себя то Глаголом, то Прилагательным. Нет ли у вас предположений, кто бы это мог быть? (Учащиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что это Причастие). Однако мало знать имя преступника, надо его найти! Предлагаю открыть детективное агентство и объявляю набор детективов. Но сначала скажите, кого из известных детективов-литературных героев вы знаете? Индивидуальное сообщение (опережающее задание) ІІІ. Этап актуализации. Актуализация опорных знаний
  1. Слово учителя. Детективы (сыщики) должны быть очень внимательными. Давайте проверим, присуще ли вам это качество?
  2. Тест «Лови ошибку».
Я утверждаю, что…
  1. …причастие – это особая форма прилагательного?
  2. …причастие имеет признаки глагола и наречия?
  3. …все причастия делятся на два разряда : действительные и страдательные?
  4. … причастия изменяются по временам и имеют три категории времени?
  5. …причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму?
  6. …причастия образуются с помощью приставок?
  7. …суффиксы -ущ-(-ющ-) – это суффиксы действительных причастий настоящего времени?
  8. …причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида?
  9. …в предложении причастия выполняют роль обстоятельства?
  10. …причастия могут быть возвратными и невозвратными?
  1. Взаимопроверка с комментированием ответов. (Слайд)
  2. Слово учителя.
Молодцы! Очень хорошо справились с работой! Это значит, что вы можете работать детективами. Предлагаю вам объединиться в группы – детективные агентства. Придумайте название своего агентства, распределите роли: ведущий детектив, секретарь, генератор идей, помощник. Итак, расследование начинается! Отправимся по следам подозреваемого и попробуем решить головоломки, которые он нам оставил. Получите маршрутные листы (листы самооценки)

2 мини-модуль

ІV. Ход игры.
  1. Станция «Морфологическая».
  1. «Составь фоторобот». (Группа должна составить опорную схему «Морфологические признаки причастия».) (Слайд)
  1. «Свидетельские показания». (Работа с текстом. Задание: найти причастия, разобрать их морфологически. Самопроверка с помощью контрольной карточки «Проверь себя».)
Утро было серое, пасмурное. Внимание прохожих привлек странный человек, быстро передвигающийся по тротуару, постоянно оглядывающийся и сталкивающийся с идущими навстречу людьми. Лицо его разглядеть было трудно, потому что высокий воротник пальто был поднят. Бегающие по сторонам глаза, выглядывающие из-под низко надвинутого козырька кепки, выдавали его волнение и даже страх.


  1. Станция «Синтаксическая».
Определить синтаксическую роль причастий в тексте из предыдущего задания, объяснить знаки препинания. Обозначить границы причастных оборотов, составить схемы предложений с ПО.
  1. Станция «Словообразовательная».
«Происхождение». (Рассказать об образовании причастий. Каждая группа рассказывает о каком-то одном виде причастий – определяется жеребьёвкой.) Задание. Образовать все возможные формы причастий от данных глаголов: прятаться – прячущийся; написать – написавший, написанный; сочинять – сочиняющий, сочинявший, сочиняемый, сочиненный. (Слайд)
  1. Станция «Орфоэпическая».
«Перекличка» Задание. Образовать от данных причастий краткую форму, выделить окончания, проставить ударения, правильно произнести: осужден, примерен, создан, принят.


3 мини-модуль


  1. Станция «Орфографическая».
  1. Погоня «На всех парусах!» (Прием «Дырявые паруса»)
Каждый ряд получает лист (текст одинаковый), на котором написаны в столбик слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет букву в одном слове и передает лист сидящему ссади. Последний приносит работу учителю. Проверяется работа путем прокалывания бумаги в месте ошибки. (Далеко ли можно уплыть под дырявыми парусами?) (Слайд) Размеш…нный раствор, размеш…нное тесто, развеш…нное бельё, развеш…нный сахар, реж…щий инструмент, кол…щий дрова, руб…щий дерево, сожж…нная бумага, чита…мый журнал, взращ…нный цветок.
  1. Цифровой диктант «Шифровка» (1 – одна Н, 2 – две Н).
Поджаренный, жареный гусь, жаренный на масле, крученая нитка, желанный гость, прокованный к постели, кованая решетка, вещи погружены, священный союз, некошеная трава, выкошенное поле, кошенный серпом участок. Взаимопроверка.
  1. Инд. задание. Работа с карточкой 7.1.5.е (ДМ на магнитных носителях).

7.1.5.е. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать раздельно

7.1.5.ж. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать слитно

7.1.5.е.

  1. В классе стоял протяжный (не) умолкающий гул

  2. Мальчик смотрел на нас (не) доумевающими глазами

  3. Воспоминания – это (не) засохшие цветы, а живой, полный поэзии мир

  4. Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна


7.1.5.ж

    1. (Не) годующий возглас вырвался у одного из споривших со мной

    2. По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветерок

    3. Радость труда (не) сравнима ни с какими другими радостями

    4. (Не) напечатанная, но написанная статья передана в редакцию.

    5. (Не) подготовленный ученик молча стоял у доски и смотрел в пол

    6. Количество (не)успевающих по химии в классе было невелико

Ключ: 3, 4

Ключ: 1, 5, 6

  1. «Тайна раскрыта!» (Прием «Шифровка»)
Задание. Вставить пропущенные буквы. Если работа выполнена правильно, то по вставленным буквам можно будет прочесть «похищенную» мудрость: «Дорогу одолеет идущий». Бонусный балл получает тот, кто объяснит правописание. Огород, полет, перрон, ворота, пирог, везущий, корова, город, коса, солнце, исполняемый, проверенный, радостный, замирать, ледоход, чудище, ещё, привлекательный, прийти.  Объясните, как вы понимаете эти слова? Почему эта мысль так важна для человека?  Почему «преступником» оказалось причастие? (Идущий – причастие) V. Подведение итогов урока. Рефлексия
  1. Заполнение листа самоконтроля. Самооценка.
  2. Прием «Ожерелье впечатлений».
  • Поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего урока.
  • Какое задание понравилось на уроке больше всего? Почему?
  • Что не понравилось? Почему?
VІ. Этап информирования о домашнем задании
  1. Повторить §22-27, подготовиться к контрольному диктанту.
  2. Выполнить дифференцированное задание:
А – придумать свою историю (лингвистическую сказку) о причастии. Б – упр. 174,176 (письменно); В – упр. 173,177 (письменно).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!