Повторение изученного по теме
« Лексика»
( 5 класс)
Предварительное задание по группам: (омонимы, антонимы, синонимы, многозначные слова, слова в переносном значении). Учащиеся готовят рассказ о лексической группе слов по плану: 1.Дать определение. 2.Употребить в предложении или в тексте. 3.Нарисовать иллюстрацию. 4.Сделать вывод о значении словоупотребления .
Вставьте пропущенные буквы и ответьте на вопросы
- Зап…вать песню - зап…вать водой,
- скр…пить листочки - скр…петь от ветра,
- пос…деть от горя - пос…деть на скамейке,
- зал..зать рану –зал..зать на дерево,
- сп..ши домой- сп..ши с учебника
-Докажите, что одинаково звучащие корни пишутся по-разному? Как вы это будете делать?
-Что вы учитывали при выборе пропущенных букв?
-Какой раздел науки о языке помогает нам правильно написать эти слова?
- Зап е вать песню- зап и вать водой
- Скр е пить листочки- скр и петь зубами
- Пос е деть от горя- пос и деть на скамейке
- Зал и зать рану- зал е зать на дерево
- Сп е ши домой- сп и ши с учебника
Для чего нужно изучать лексику?
- На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока
Задание:
- Распределите синонимы по группам.
- В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.
Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, храбрый, великан, титан, трепетать, робеть, смелый.
- Подумайте самостоятельно, как вы будете выполнять это задание.
- Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
- Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
- Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
- Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
- Великан – гигант – титан
- Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый
- Робеть – трепетать – бояться
Сделайте вывод: для чего нужно использовать синонимы в речи?
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой.
Задание:
Отгадайте загадки. Запишите словосочетания со словами – омонимами , чтобы было понятно, о чем идет речь.
- Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.
- Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
- Меня девочки заплетают, а взрослые орудием труда называют.
- Набирать очки- купить новые очки
- Горный ключ- запирать на ключ- скрипичный ключ
- Длинная коса- острая коса
Многозначные и однозначные слова
- Прочитайте стихотворение. В каких значениях использован глагол «несет»?Выпишите это слово вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова.
Семен портфель несет в руке.
Павлуша – двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход-
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах-
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил-
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот-
Он чепуху весь день несет . (М.Яснов)
- Нести портфель
- Нести двойку в дневнике
- Нести вахту
- Нести рюкзак
- Нести потери
- Нести чепуху
Задание:
Закончите пословицы, подчеркните антонимы .
- Дело веди…
- Человек от лени болеет...
- Легко сказать…
- Вещь лучше новая…
- Ученье-свет….
- Дело веди, а безделье гони .
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- Легко сказать, да трудно доказать .
- Вещь лучше новая, а друг старый .
- Ученье – свет, а неученье - тьма
Прямое и переносное значение слов
Задание:
- Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина, найдите слова в переносном значении, выпишите их. Определите вид тропов. Для чего автор использовал эти тропы в своем стихотворении?
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
- Весел лес, звучный лес, веет ласково, березы роняют, дождь слез, тихий дождь, алмазные слезы, березы улыбаются сквозь слезы.
1. Какое словосочетание употреблено в прямом значении?
А) золотые руки Б) золотая пшеница В) золотые серьги.
2. Найдите однозначное слово:
А) айсберг, Б) земля, В) кисть .
3. С лов о « тушить» в словосочетаниях « тушить свет – тушить овощи » являются:
А) синонимами; Б) омонимами; В) антонимами.
4. Найдите лишнее слово .
А) говорить , Б) беседовать , В) молчать, Г)болтать
5. Найдите лишнее слово:
А) гора Б) горный В) горе Г) пригорок
6. Какое слово является антонимом к слову « трусливый»?
а) испуганный б) трусливый в) храбрый г)робкий
7.Слова « красный- краснеть» являются
А) синонимами Б) омонимами, в) антонимами г) однокоренными словами
- 1-в
- 2-а
- 3-б
- 4-в
- 5-в
- 6-в
- 7- г
- 0 ошибок- «молодец!»
- 1 ошибка- «хорошо!»
- 2-4ошибки «повтори!»
- 5 и более ошибок «не отчаивайся! надо подучить материал!»
Рефлексия
- На уроке я ...
- Урок мне показался…
- Материал урока мне был…
- Дать развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать лексику?» (5-6 предложений)