СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 5 класса при повторении темы "Лексика"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация по теме "Лексика"»

 Повторение изученного по теме  « Лексика»  ( 5 класс)

Повторение изученного по теме

« Лексика»

( 5 класс)

            Предварительное задание по группам:   (омонимы, антонимы, синонимы, многозначные слова, слова в переносном значении).  Учащиеся готовят рассказ о лексической группе слов по плану:  1.Дать определение.  2.Употребить в предложении или в тексте.  3.Нарисовать иллюстрацию.  4.Сделать вывод о значении словоупотребления .

Предварительное задание по группам: (омонимы, антонимы, синонимы, многозначные слова, слова в переносном значении). Учащиеся готовят рассказ о лексической группе слов по плану: 1.Дать определение. 2.Употребить в предложении или в тексте. 3.Нарисовать иллюстрацию. 4.Сделать вывод о значении словоупотребления .

Вставьте пропущенные буквы и ответьте на вопросы Зап…вать песню - зап…вать водой, скр…пить листочки - скр…петь от ветра, пос…деть от горя - пос…деть на скамейке, зал..зать рану –зал..зать на дерево, сп..ши домой- сп..ши с учебника  -Докажите, что одинаково звучащие корни пишутся по-разному? Как вы это будете делать? -Что вы учитывали при выборе пропущенных букв?   -Какой раздел науки о языке помогает нам правильно написать эти слова?

Вставьте пропущенные буквы и ответьте на вопросы

  • Зап…вать песню - зап…вать водой,
  • скр…пить листочки - скр…петь от ветра,
  • пос…деть от горя - пос…деть на скамейке,
  • зал..зать рану –зал..зать на дерево,
  • сп..ши домой- сп..ши с учебника

-Докажите, что одинаково звучащие корни пишутся по-разному? Как вы это будете делать?

-Что вы учитывали при выборе пропущенных букв?

  -Какой раздел науки о языке помогает нам правильно написать эти слова?

Зап е вать песню- зап и вать водой Скр е пить листочки- скр и петь зубами Пос е деть от горя- пос и деть на скамейке Зал и зать рану- зал е зать на дерево Сп е ши домой- сп и ши с учебника
  • Зап е вать песню- зап и вать водой
  • Скр е пить листочки- скр и петь зубами
  • Пос е деть от горя- пос и деть на скамейке
  • Зал и зать рану- зал е зать на дерево
  • Сп е ши домой- сп и ши с учебника
Для чего нужно изучать лексику?   На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока

Для чего нужно изучать лексику?

    • На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока
     Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, храбрый, великан, титан, трепетать, робеть, смелый.  Подумайте самостоятельно, как вы будете выполнять это задание.

    Задание:

    • Распределите синонимы по группам.
    • В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

    Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, храбрый, великан, титан, трепетать, робеть, смелый.

    • Подумайте самостоятельно, как вы будете выполнять это задание.
    Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться   Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться   Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться   Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться   Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться   Сделайте вывод: для чего нужно использовать синонимы в речи?
    • Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
    • Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
    • Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
    • Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – бояться
    • Великан – гигант – титан
    • Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый
    • Робеть – трепетать – бояться

    Сделайте вывод: для чего нужно использовать синонимы в речи?

    - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как с одной-то лапкой? - Нет, еще со шляпкой.

    - Кто вы?

    - Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же?

    - Мы лисички тоже.

    - Как с одной-то лапкой?

    - Нет, еще со шляпкой.

     Задание: Отгадайте загадки. Запишите словосочетания со словами – омонимами , чтобы было понятно, о чем идет речь. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. Меня девочки заплетают, а взрослые орудием труда называют.

    Задание:

    Отгадайте загадки. Запишите словосочетания со словами – омонимами , чтобы было понятно, о чем идет речь.

    • Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.
    • Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
    • Меня девочки заплетают, а взрослые орудием труда называют.
    Набирать очки- купить новые очки Горный ключ- запирать на ключ- скрипичный ключ Длинная коса- острая коса
    • Набирать очки- купить новые очки
    • Горный ключ- запирать на ключ- скрипичный ключ
    • Длинная коса- острая коса
    Многозначные и однозначные слова Прочитайте стихотворение. В каких значениях использован глагол «несет»?Выпишите это слово вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова. Семен портфель несет в руке. Павлуша – двойку в дневнике. Сережа сел на пароход- Морскую вахту он несет. Андрюша ходит в силачах- Рюкзак несет он на плечах. Задиру Мишу Петр побил- Несет потери Михаил. Степан не закрывает рот- Он чепуху весь день несет . (М.Яснов)

    Многозначные и однозначные слова

    • Прочитайте стихотворение. В каких значениях использован глагол «несет»?Выпишите это слово вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова.

    Семен портфель несет в руке.

    Павлуша – двойку в дневнике.

    Сережа сел на пароход-

    Морскую вахту он несет.

    Андрюша ходит в силачах-

    Рюкзак несет он на плечах.

    Задиру Мишу Петр побил-

    Несет потери Михаил.

    Степан не закрывает рот-

    Он чепуху весь день несет . (М.Яснов)

    Нести портфель Нести двойку в дневнике Нести вахту Нести рюкзак Нести потери Нести чепуху
    • Нести портфель
    • Нести двойку в дневнике
    • Нести вахту
    • Нести рюкзак
    • Нести потери
    • Нести чепуху
    Задание:  Закончите пословицы, подчеркните антонимы . Дело веди… Человек от лени болеет... Легко сказать… Вещь лучше новая… Ученье-свет….

    Задание:

    Закончите пословицы, подчеркните антонимы .

    • Дело веди…
    • Человек от лени болеет...
    • Легко сказать…
    • Вещь лучше новая…
    • Ученье-свет….
    Дело веди, а безделье гони . Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Легко сказать, да трудно доказать . Вещь лучше новая, а друг старый . Ученье – свет, а неученье - тьма
    • Дело веди, а безделье гони .
    • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
    • Легко сказать, да трудно доказать .
    • Вещь лучше новая, а друг старый .
    • Ученье – свет, а неученье - тьма
    Прямое и переносное значение слов  Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина, найдите слова в переносном значении, выпишите их. Определите вид тропов. Для чего автор использовал эти тропы в своем стихотворении? И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы.

    Прямое и переносное значение слов

    Задание:

    • Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина, найдите слова в переносном значении, выпишите их. Определите вид тропов. Для чего автор использовал эти тропы в своем стихотворении?

    И весел звучный лес, и ветер меж берез

    Уж веет ласково, а белые березы

    Роняют тихий дождь своих алмазных слез

    И улыбаются сквозь слезы.

    Весел лес, звучный лес, веет ласково, березы роняют, дождь слез, тихий дождь, алмазные слезы, березы улыбаются сквозь слезы.
    • Весел лес, звучный лес, веет ласково, березы роняют, дождь слез, тихий дождь, алмазные слезы, березы улыбаются сквозь слезы.
    1. Какое словосочетание употреблено в прямом значении? А) золотые руки Б) золотая пшеница В) золотые серьги. 2. Найдите однозначное слово:  А) айсберг, Б) земля, В) кисть .  3. С лов о « тушить» в словосочетаниях « тушить свет –  тушить овощи » являются: А) синонимами;  Б) омонимами;  В) антонимами. 4. Найдите лишнее слово .  А) говорить , Б) беседовать , В) молчать, Г)болтать 5. Найдите лишнее слово:  А) гора Б) горный В) горе Г) пригорок 6.   Какое слово является антонимом к слову « трусливый»?  а) испуганный б) трусливый в) храбрый г)робкий   7.Слова « красный- краснеть» являются   А) синонимами Б) омонимами, в) антонимами г) однокоренными  словами  

    1. Какое словосочетание употреблено в прямом значении?

    А) золотые руки Б) золотая пшеница В) золотые серьги.

    2. Найдите однозначное слово:

    А) айсберг, Б) земля, В) кисть . 

    3. С лов о « тушить» в словосочетаниях « тушить свет –  тушить овощи » являются:

    А) синонимами;  Б) омонимами;  В) антонимами.

    4. Найдите лишнее слово .

    А) говорить , Б) беседовать , В) молчать, Г)болтать

    5. Найдите лишнее слово:

    А) гора Б) горный В) горе Г) пригорок

    6.   Какое слово является антонимом к слову « трусливый»?

    а) испуганный б) трусливый в) храбрый г)робкий

      7.Слова « красный- краснеть» являются

    А) синонимами Б) омонимами, в) антонимами г) однокоренными словами

     

    1-в 2-а 3-б 4-в 5-в 6-в 7- г  0 ошибок- «молодец!» 1 ошибка- «хорошо!» 2-4ошибки «повтори!» 5 и более ошибок «не отчаивайся! надо подучить материал!»
    • 1-в
    • 2-а
    • 3-б
    • 4-в
    • 5-в
    • 6-в
    • 7- г
    • 0 ошибок- «молодец!»
    • 1 ошибка- «хорошо!»
    • 2-4ошибки «повтори!»
    • 5 и более ошибок «не отчаивайся! надо подучить материал!»
    Рефлексия На уроке я ... Урок мне показался… Материал урока мне был…

    Рефлексия

    • На уроке я ...
    • Урок мне показался…
    • Материал урока мне был…
    Дать развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать лексику?» (5-6 предложений)
    • Дать развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать лексику?» (5-6 предложений)


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!