Конспект урока №
Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________
Обобщение и систематизация знаний по теме «Личность и общество». Практикум
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Личность и общество»; соотносить понятия человек и общество; объяснять, почему ученые характеризуют общество как форму совместной деятельности людей.
Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; определять основные факторы, влияющие на становление и развитие общества и личности, конкретизировать их примерами; анализировать явления социальной действительности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления;
метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;
2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятий;
развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); овладевать способами обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Шли однажды по дороге философ и мыловар.
Что толку в вашем учении? — спросил мыловар. — Посмотрите, сколько бед и страданий в мире!
Ничего не ответил философ. Пошли они дальше и увидели грязного ребенка, играющего в сточной канаве.
Посмотрите на этого ребенка, — сказал философ. — Ваше мыло отмывает людей от грязи, а он — весь в грязи. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?
Но мыло не может помочь, если им не пользоваться! — возразил мыловар.
Верно! — ответил философ. — Так же и с учением. Оно не помогает, если не использовать его изо дня в день всю жизнь.
Вопросы к классу
Как вы поняли смысл этой притчи?
Какое отношение она имеет к теме нашего урока?
(Ответы учеников.)
Мы изучили тему «Общество и человек». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.
Работа по теме урока
Тестовый контроль
Подчеркните понятие, которое объединяет и обобщает все остальные приведенные понятия.
Социальные институты, политическая сфера, общество как система, духовная культура.
Общество в широком смысле этого слова — это:
объединение людей по сфере деятельности
исторический этап в развитии человечества
все способы и формы взаимодействия людей
специфические свойства определенного этапа развития человечества
Для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:
личность 3) деятель
индивид 4)субъект
Одна из основных подсистем общества:
государство 3) экономика
религия 4) класс предпринимателей
К социальным относится потребность в:
самовыражении
познании окружающего мира
трудовой деятельности
жилище
Процесс освоения социальных ролей и культурных норм:
социализация 3) самореализация
адаптация 4) самосознание
Социальное качество, формируемое в процессе взаимодействия человека с обществом:
общение при помощи членораздельной речи
потребность в пище и воде
способность укрываться от опасности
необходимость поддержания теплового баланса
Человека как личность, прежде всего, характеризует(ют):
биологические особенности
тип нервной системы
умение общаться с другими людьми
состояние здоровья
Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как:
Из двух суждений: а) общество является социальной организацией страны; б) общество является социальной организацией нации, народности, племени:
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Из двух суждений: а) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга; б) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием:
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Из двух суждений: а) социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными; б) социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности:
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Из двух суждений: а) духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности; б) духовность — это нравственно сориентированные воля и разум человека:
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Из двух суждений: а) деятельность человека представляет собой цепь действий; б) деятельность человека, в отличие от поведения животного, характеризуется взаимодействием с природой:
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
15. Соотнесите признаки реформы и революции.
изменяет большинство сторон общественной жизни
Б) проводится органами государственной власти
носит скачкообразный характер
Г) является видом социального прогресса
Д) представляет собой частичное усовершенствование какой- либо сферы жизни общества
Е) изменяет основы существующего социального строя
(Проверка выполнения заданий.)
Практикум
— Разделившись на четыре группы выполните задания рубрики «Практикум» на с. 44 учебника.
Первая группа выполняет задание 2.
(Группа презентует свою работу в наглядной форме (схема или таблица).)
Вторая группа — задание 3.
(Группа презентует свою работу в форме диспута между представителями трех микрогрупп, придерживающихся той или иной точки зрения.)
Третья группа — задание 4.
(Группа презентует свою работу в форме таблицы.)
Четвертая группа — задание 5.
(Группа презентует свою работу в форме сообщения. Возможно использование иллюстративного материала.)
(Обсуждение результатов работы на уроке.)
Домашнее задание
6