Предмет: математика
Дата 18.02. Урок № 111 6 класс.
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: закрепить изученные ранее понятия, научить применять и пользоваться полученными знаниями, продолжить формирование навыков работы с целыми числами, познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории математики, привить интерес к науке.
Планируемые результаты:
Предметные – выполнять арифметические действия чисел с разными знаками для нахождения значения выражений и решения задач.
Метапредметные
Коммуникативные УУД: анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные УУД: находить информацию, сравнение своих ответов с образцом, создание модели с выделением существенных характеристик объекта, выполнять анализ, производить синтез, выстраивать логическую цепь рассуждений; расшифровывать логические действия.
Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями, тетради, письменные принадлежности.
Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2023.
Ход урока:
Организационный момент. (10 минут)
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите на экран и постарайтесь угадать тему сегодняшнего урока. Выберите те слова, которые мы с вами использовали на предыдущих уроках. (фиксирую ответы детей) (Слайд№1) И так записываем в тетради 18 февраля Классная работа. Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел». (Слайд№2)
Подумайте и обсудите ответ на вопрос:
– Какие темы мы изучили, в частности изучаю главу « Действия с рациональными числами ? ( Положительные и отрицательные числа, Противоположные числа, Сравнение положительных и отрицательных чисел, Действие умножения » и т. д.
Время на обдумывание 1 минута каждому подумать и сформулировать цель нашего урока, можно обсудить с соседом по парте и подняв руку ответить.
Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока:
приблизительный ответ детей (обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел».)
(Слайд №3) Цели урока. Вот такую цель я поставил на этот урок.
Мне бы хотелось связать наш урок с историей отрицательных чисел, рассказать где появились первые сведения об отрицательных числах и кто и когда стал их использовать.
Мы сейчас с вами в 6 классе считаем отрицательные числа чем-то естественным, но так было далеко не всегда. Впервые отрицательные числа были узаконены в Китае в III веке, но использовались лишь для исключительных случаев, так как считались, в общем, бессмысленными.(Слайд №4 )
В Древнем Египте, Вавилоне и Древней Греции отрицательные числа не прижились.(Слайд№5)
В Европе отрицательные числа появились благодаря Леонардо Пизанскому (Фибоначчи), который тоже ввёл их для решения финансовых задач с долгами – в 1202 году он впервые использовал отрицательные числа для подсчёта своих убытков. (Слайд №6 )
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского ученого Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637г.). (Слайд №7 )
Полная и вполне строгая теория отрицательных чисел была создана только в XIX веке выдающимся ирландским математиком Уильямом Гамильтоном и немецким ученым Германом Грассманом. (Слайд №8)
А для того чтобы знать больше о числах я предлагаю вам посмотреть дома видео фильм «Математика и расцвет цивилизации» о возникновении чисел как отрицательных так и положительных .
Следующий этап нашей работы. Устный счет. Повторение. (5 минут)
Внимание на экран посмотрите на слайд и быстро считаем в уме, поднимаем руки и говорим ответы. (Слайд№9)
Проверка домашнего задания. (5 минут)
На прошлом уроке я вам задал опережающее домашнее задание.
Домашним заданием было подготовить по одному вопросу и примеру по пройденной теме. На одном листочке написан любой пример и вопрос, а на втором листочке – ответ. Теперь используя обучающую структуру (ОПРОСИ – ОПРОСИ – ОБМЕНЯЙСЯ КАРТОЧКАМИ) вы будете проверять, и обучать друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами. Ребята, встаньте, задвиньте стулья, (по одному ученику с парты) возьмите свои карточки в руки и найдите ближайшую пару, для которой вы приготовили свой вопрос.
Ребята вы же воспитанные дети , обычно воспитанные люди благодарят за работу и высказывают похвалу.
Ученики меняются карточками и благодарят друг друга. (Спасибо за вопрос и в ответ спасибо за ответ)
Скажите пожалуйста какое перед нами число? ( Слайд №10)
{Число – 32}
Как называется это число? {Это число отрицательное}
А где расположено это число на координатной прямой? {Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}
А какие числа называются отрицательными? {Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}
Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной?
{Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}
Назовите два целых соседних с данным числа.
{- 31 и – 33}
А какое число будет противоположно данному?
{Число 32}
А какие числа называются противоположными?
{Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}
Чему равен модуль данного числа?
{Модуль данного числа равен 32}
А что называется модулем числа?
{Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}
4. Математический диктант. У вас на партах листочки с математическим диктантом.
(выполняем задания на листочках по вариантам, с последующей взаимопроверкой. )
(6 минут + 1 минута на проверку и оценивание) (Слайд №11) )
В-1
1. Выберите неверное утверждение.
а) каждому числу соответствует два противоположных числа;
б) 0 не является ни положительным, ни отрицательным;
в) модуль числа – неотрицательное число;
г) положительное число всегда больше отрицательного;
д) изменение величины можно выразить как положительным, так и отрицательным числом.
2. Вычислите: 2+4–6+8+(–10)–(–12)
а) 10; б) 8; в) 12; г) свой ответ
3. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами -4 и 11?
а) 5; б) 6; в) 8; г) 7; д) 4.
4. Выберите пару противоположных чисел.
а) 2 и 0,5; б) 2 и -2; в) -2 и 0,5; г) -2 и -2; д) -2 и -0,5.
5. Расположите числа 6; ; -8; ; ; 0 в порядке возрастания.
а) 6; ; 0; ; ; -8; б) 0; ; ; ; 6; -8;
в) -8; ; ; 0; ; 6; г) -8; 6; ; ; ; 0; д) другой ответ.
6. Утром в воскресенье температура воздуха была -20С, затем она понизилась на 50С. Какой стала температура воздуха?
а) определить нельзя; б) 30С; в) 70С; г) -30С; д) -70С.
7. Решите уравнение: х · (–4,5)=–16,02
а) 3,56; б) –3,56; в) 35,6; г) –35,6
В – 2
1. Выберите неверное утверждение.
а) положительное число меньше нуля;
б) два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами;
в) натуральные числа, им противоположные и нуль называют целыми числами; г) ; д) положительные числа находятся на координатной прямой правее отрицательных.
2. Вычислите: –10+(–11)+12+13+(–14)+15+(–16)
а) –10; б) –11; в) –12; г) свой ответ
3. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами -5 и 9?
а) 4; б) 3; в) 8; г) 9; д) 5.
4. Выберите пару чисел, не являющихся противоположными.
а) 2 и -2; б) 4 и -4; в) –(-8) и 8; г) -2 и –(-2); д) -0,5 и 0,5.
5. Расположите числа -5; 2,26; -9; ; 6; 0 в порядке убывания.
а)-9; -5; 0; ; ; 6; б) -9; 6; -5; 2,26; ; 0;
в) 0; ; 2,26; -5; 6; -9; г) 6; 2,26; ; 0; -5; -9; д) другой ответ.
6. Утром в воскресенье температура воздуха была -20С, затем она повысилась на 30С. Какой стала температура воздуха?
а) определить нельзя; б) -10С; в) -50С; г) 50С; д) 10С.
7. Решите уравнение: х · 2,6= – 17,03
а) 6,55; б) 1,6; в) –5,65; г) –6,55
Поменяйтесь листочками с рядом сидящим по парте и оцените работу одноклассника по критериям оценивания. Будьте честны и справедливы.
(Слайд№12) ( с правильными ответами)
5.Физминутка (3 минуты) (Слайд №13)
Работа с учебником
Открываем учебник страница 44 № 4.211, 4.212, 4.213
6. Обобщение (информация на слайде№14,15) – продолжите предложение, блиц – опрос,
Рефлексия. (Слайд №16) У, вас на партах есть приготовленные кружочки. Предлагаю выбрать цвет сигнала светофора, соответствующий предложенным критериям: красный, желтый, зеленый.
- Красный – я активно работал (ла) на уроке, поэтому у меня всё получилось.
- Жёлтый – у меня не всё получилось, но в целом с работой справился (лась).
- Зелёный – мне было интересно работать на уроке, но у меня ни все получилось.
7. Домашнее задание. (Слайд №17)
Повторить §4 п.24-34, выполнить Упр. №4.336,4.337 Стр. 61
Составить ребус применяя при составлении положительные и отрицательные числа (оформить на листе А4).
Итоги урока выставляю оценки по самостоятельной работе и работе у доски.