Урок русского языка в 6 классе
Учитель: Бабкина О. Д., специалист высшей категории, учитель-методист
Тема. Обобщение и закрепление изученного по теме «Местоимение»
Цель урока. Повторение и обобщение знаний о местоимении как части речи; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи местоимений.
Задачи урока:
Образовательные
Повторение и обобщение теоретических сведений и закрепление практических навыков по теме.
Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.
Расширять лексический запас учащихся.
Развивающие
Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
Воспитательные
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
мультимедийная презентация к уроку;
раздаточный материал: задания по теме, маршрутные листы, транспорт
Тип урока: обобщение изученного
Форма урока: дидактическая игра
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
- Отправьте друг другу лучики счастья, собрав их нежно в ладошки, со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья, понимания и т. д.
- Готовы?!
- Произнесите свое желание и киньте его вверх. Начнем!
- Спасибо. Значит, сегодня и наш урок, и ваше настроение, и весь день будут наполнены добром.
Мотивация к учебной деятельности
Слайд 2
Интерактивное упражнение «Понятие о…»
Ученик достаёт из пакета предметы: машину, самолёт, поезд, автобус, корабль.
- Какие ассоциации у вас вызывают эти предметы? Назовите их одним словом. (Транспорт)
- Для чего нам необходим транспорт? (Для перемещения, путешествий).
Предлагаю сегодня отправиться в путешествие. Но вот куда и на чём, узнаем позже.
Актуализация знаний
Слайд 3
Запишите число, классная работа.
Составьте предложение со словом автобус.
(Я люблю путешествовать на двухэтажном автобусе).
- Как вы думаете, на чём мы сегодня отправимся в путешествие? (На автобусе)
- У вас на партах лежат маршрутные листы. В них мы будем отмечать остановки и фиксировать свои успехи.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их…
- Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…
– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
Определение темы урока. Целеполагание.
Слайд 4
Послушайте стихотворение
Жили-были мы с тобой,
Кто(то) с кем(то),
Некто с нами,
Кто ни (с) кем и сам (с) собой,
Этот, наш, любой, который.
Жили-были кто?
--О ком это стихотворение? Почему нельзя определить?
Слова какой части речи преобладают в этом тексте? - Сформулируйте тему урока и цель
О чём будем говорить на уроке?
Что мы сегодня на уроке должны сделать?
Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении.
Слайд 5
А отправимся мы в страну «Местоимение».
Усаживайтесь поудобнее. Поехали!
Обобщение и систематизация знаний
Слайд 6
1 остановка – «ПАСПОРТ»
- Как считаете, чей паспорт мы должны предъявить, чтобы нас впустили в страну? (местоимения).
«Паспорт» местоимения |
1. | Местоимение – это ….. |
2. | Местоимения употребляются вместо … |
3. | Местоимения изменяются по …. |
4. | Местоимения в предложении могут быть … |
В маршрутных листах поставьте по 1 баллу за каждый правильный ответ.
2 остановка – «ЭСТАФЕТА»
Слайд 7
1 Задание. Определите разряд местоимений (соедините стрелочкой)
Местоимения | Разряд |
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они | Отрицательные |
Этот, тот, такой, таков, столько | Неопределённые |
Какой-то, что-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто | Возвратное |
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего | Определительные |
Мой, твой, свой, его, наш, ваш, её, его, их | Притяжательные |
Себя | Вопросительные |
Кто? Что? Чей? Каков? Который? Сколько? | Относительные |
Весь, иной, самый, другой, каждый, любой | Личные |
Кто, что, чей, каков, который, сколько | Указательные |
Дети разбиваются на 3 команды. На доске таблица. Необходимо соединить местоимения с разрядом. Побеждает та команда, которая выполнила все задания первой и без ошибок.
1 место – 5 баллов
2 место – 4 балла
3 место – 3 балла
3 остановка – «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ»
Слайд 8
Интересные факты о местоимении
1. Во вьетнамском языке в единственном числе есть восемь местоимений для 1 лица, в то время как мы обходимся одним местоимением - Я.
2. Местоимения по частоте употребления в текстах находятся на первом месте. Лидером среди них является опять местоимение Я, которое употребляется 13839 раз на миллион слов, на втором месте ОН (13143 раза), в то время как самое популярное существительное ГОД – встречается всего лишь 2167раз на миллион слов.
За сообщение - 1 балл.
4 остановка – «ОТСЕБЯТИНА»
Слайд 9
Словарь. Значение слова «отсебятина» - эмоционально окрашенное слово, имеет негативный оттенок: «ненужная инициатива».
Задание: объяснить значения фразеологизмов.
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)
Пришёл в себя (Очнулся)
Ушёл в себя. (Замкнулся)
На себя не похож. (Плохо выглядит)
- Местоимения какого разряда употреблены? Какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (нет формы именительного падежа).
За правильный ответ – 1 балл
5 остановка – «ТЕАТРАЛЬНАЯ»
Слайд 10
Инсценировка эпизода из сказки «Золотой ключик».
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,
-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
-- Врете, ни одного...
-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-- Два.
-- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
-- Два...
-- Почему?
-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
Артисты – по 5 баллов.
- Какую ошибку совершил Буратино? (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются).
1 ученик у доски.
Образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь. (Некто, нечто, некоторый, несколько и т.д.)
6 остановка – «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ»
Слайд 11
Физкультминутка
7 остановка - «СОБЕРИ СЛОВО»
Слайд 12
(На доске и слайде) Один учащийся выходит к доске
• пригород
• тяжесть
• сделать
• удивительный
• отрицательные
Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из 3-го – суффикс, из 4-го – суффиксы, из 5-го – окончание, вы получите название разряда местоимений – притяжательные.
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
Упражнение. Самостоятельно.
Мне с ними неинтересно, мои интересы значительно шире.
Бежит, бежит тропиночка, и путь её далек.
Если вам по душе красота земная, берегите её, устали не зная.
Зеленые стебли, как сосны в лесу, на крылья его осыпают росу.
Долго раздавался смех их над рекой…
Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала и ласкала их она.
Проверка. За каждое правильное предложение 1 балл.
8 остановка – «ТВОРЧЕСКАЯ»
Слайд 13.
Упражнение 506. Выразительное чтение стихотворения
Работа в парах. Заменить местоимения подходящими по смыслу словами.
Когда-то и Где-то Какой-то там Кто-то На Что-то Задумал залезть. Ну есть у Чего-то Не то чтобы Что-то, Но что-то такое, Что есть. Поэтому Кто-то Свалился с Чего-то, Как только Залез на него. | Летом в лесу Рыжий кот На сосну Задумал залезть. Ну есть у сосны Не то чтобы ветки, Но иголки большие На дереве есть. Поэтому кот Свалился с сосны Как только Залез на неё. |
За задание – 5 баллов.
9 остановка – «КОНЕЧНАЯ»
Слайд 14
ТЕСТ
1. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными?
1) Да 2) Нет
2. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда‐нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины!
1) 1;
2) 3;
3) 2.
3. В каком ряду все слова являются местоимениями?
1) мне, кто, любой, второй;
2) себя, моего, по-моему, прежний;
3) ее, всякий, самый, каждый.
4. Какое местоимение пишется через дефис?
1) кто (то);
2) кое (с) кем;
2) ни (кто)
5. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ? 1) н..чего не говорит; 2) н..чего говорить; 3) н..сколько не раскаивается.
6. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ? 1) Что за честь, если н..чего есть. 2) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.
Раскрыть скобки, написать разряд местоимений – для детей высокого уровня.
Жили-были мы с тобой,
Кто(то) с кем(то),
Некто с нами,
Кто ни (с) кем и сам (с) собой,
Этот, наш, любой, который.
Жили-были кто?
Итог урока. Рефлексия
Слайд 15
Давайте подведём итоги. Подумайте, что произойдет, если из нашего языка исчезнут все местоимения?
Без них нам просто не обойтись.
Мы сегодня побывали в стране “МЕСТОИМЕНИЕ”, повторили и теорию, и практику, проявили себя в творчестве. Мне ваша работа очень понравилась, если вам также было интересно, скучно или совсем неинтересно, я прошу показать соответствующий жест.
Выставление отметок. (маршрутные листы). Хотелось бы отметить работу следующих ребят….
Домашнее задание
Слайд 16
Составить карточку (20 слов): правописание местоимений (слитно, раздельно через дефис).
На выбор:
Подобрать пословицы с местоимениями разных разрядов.
Сочинить сказку о местоимениях.