СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и закрепление изученного по теме «Местоимение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока.  Повторение и обобщение знаний о местоимении как части речи; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи местоимений.   

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и закрепление изученного по теме «Местоимение»»

Урок русского языка в 6 классе


Учитель: Бабкина О. Д., специалист высшей категории, учитель-методист


Тема. Обобщение и закрепление изученного по теме «Местоимение»


Цель урока. Повторение и обобщение знаний о местоимении как части речи; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи местоимений.

Задачи урока:

  1. Образовательные

Повторение и обобщение теоретических сведений и закрепление практических навыков по теме.

Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.

Расширять лексический запас учащихся.

  1. Развивающие

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

  1. Воспитательные

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • раздаточный материал: задания по теме, маршрутные листы, транспорт

Тип урока: обобщение изученного

Форма урока: дидактическая игра

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

- Отправьте друг другу лучики счастья, собрав их нежно в ладошки, со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья, понимания и т. д.

- Готовы?!

- Произнесите свое желание и киньте его вверх. Начнем!

- Спасибо. Значит, сегодня и наш урок, и ваше настроение, и весь день будут наполнены добром.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

Интерактивное упражнение «Понятие о…»

Ученик достаёт из пакета предметы: машину, самолёт, поезд, автобус, корабль.

- Какие ассоциации у вас вызывают эти предметы? Назовите их одним словом. (Транспорт)

- Для чего нам необходим транспорт? (Для перемещения, путешествий).

Предлагаю сегодня отправиться в путешествие. Но вот куда и на чём, узнаем позже.

  1. Актуализация знаний

Слайд 3

Запишите число, классная работа.

Составьте предложение со словом автобус.

(Я люблю путешествовать на двухэтажном автобусе).

- Как вы думаете, на чём мы сегодня отправимся в путешествие? (На автобусе)

- У вас на партах лежат маршрутные листы. В них мы будем отмечать остановки и фиксировать свои успехи.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их…

- Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

  1. Определение темы урока. Целеполагание.

Слайд 4

Послушайте стихотворение

Жили-были мы с тобой,

Кто(то) с кем(то),

Некто с нами,

Кто ни (с) кем и сам (с) собой,

Этот, наш, любой, который.

Жили-были кто?

--О ком это стихотворение? Почему нельзя определить?

Слова какой части речи преобладают в этом тексте? - Сформулируйте тему урока и цель

О чём будем говорить на уроке?

Что мы сегодня на уроке должны сделать?

Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении.

Слайд 5

А отправимся мы в страну «Местоимение».

Усаживайтесь поудобнее. Поехали!

  1. Обобщение и систематизация знаний

Слайд 6

1 остановка – «ПАСПОРТ»

- Как считаете, чей паспорт мы должны предъявить, чтобы нас впустили в страну? (местоимения).

«Паспорт» местоимения

1.

Местоимение – это …..

2.

Местоимения употребляются вместо …

3.

Местоимения изменяются по ….

4.

Местоимения в предложении могут быть …

В маршрутных листах поставьте по 1 баллу за каждый правильный ответ.

2 остановка – «ЭСТАФЕТА»

Слайд 7

1 Задание. Определите разряд местоимений (соедините стрелочкой)

Местоимения

Разряд

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Отрицательные

Этот, тот, такой, таков, столько

Неопределённые

Какой-то, что-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто

Возвратное

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Определительные

Мой, твой, свой, его, наш, ваш, её, его, их

Притяжательные

Себя

Вопросительные

Кто? Что? Чей? Каков? Который? Сколько?

Относительные

Весь, иной, самый, другой, каждый, любой

Личные

Кто, что, чей, каков, который, сколько

Указательные

Дети разбиваются на 3 команды. На доске таблица. Необходимо соединить местоимения с разрядом. Побеждает та команда, которая выполнила все задания первой и без ошибок.

1 место – 5 баллов

2 место – 4 балла

3 место – 3 балла

3 остановка – «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ»

Слайд 8

Интересные факты о местоимении

1. Во вьетнамском языке в единственном числе есть восемь местоимений для 1 лица, в то время как мы обходимся одним местоимением - Я.

2. Местоимения по частоте употребления в текстах находятся на первом месте. Лидером среди них является опять местоимение Я, которое употребляется 13839 раз на миллион слов, на втором месте ОН (13143 раза), в то время как самое популярное существительное ГОД – встречается всего лишь 2167раз на миллион слов.

За сообщение - 1 балл.

4 остановка – «ОТСЕБЯТИНА»

Слайд 9

Словарь. Значение слова «отсебятина» - эмоционально окрашенное слово, имеет негативный оттенок: «ненужная инициатива».

Задание: объяснить значения фразеологизмов.

Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)

Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

Пришёл в себя (Очнулся)

Ушёл в себя. (Замкнулся)

На себя не похож. (Плохо выглядит)

- Местоимения какого разряда употреблены? Какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (нет формы именительного падежа).

За правильный ответ – 1 балл

5 остановка – «ТЕАТРАЛЬНАЯ»

Слайд 10

Инсценировка эпизода из сказки «Золотой ключик».

-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,

-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

-- Врете, ни одного...

-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

-- Два.

-- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, -- так здорово подумал.

-- Два...

-- Почему?

-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.

Артисты – по 5 баллов.

- Какую ошибку совершил Буратино? (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются).

1 ученик у доски.

Образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь. (Некто, нечто, некоторый, несколько и т.д.)

6 остановка – «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ»

Слайд 11

Физкультминутка

7 остановка - «СОБЕРИ СЛОВО»

Слайд 12

(На доске и слайде) Один учащийся выходит к доске

• пригород

• тяжесть

• сделать

• удивительный

• отрицательные

Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из 3-го – суффикс, из 4-го – суффиксы, из 5-го – окончание, вы получите название разряда местоимений – притяжательные.

–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?

(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)

Упражнение. Самостоятельно.

Мне с ними неинтересно, мои интересы значительно шире.

Бежит, бежит тропиночка, и путь её далек.

Если вам по душе красота земная, берегите её, устали не зная.

Зеленые стебли, как сосны в лесу, на крылья его осыпают росу.

Долго раздавался смех их над рекой…

Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала и ласкала их она.

Проверка. За каждое правильное предложение 1 балл.

8 остановка – «ТВОРЧЕСКАЯ»

Слайд 13.

Упражнение 506. Выразительное чтение стихотворения

Работа в парах. Заменить местоимения подходящими по смыслу словами.

Когда-то и Где-то

Какой-то там Кто-то

На Что-то

Задумал залезть.

Ну есть у Чего-то

Не то чтобы Что-то,

Но что-то такое,

Что есть.

Поэтому Кто-то

Свалился с Чего-то,

Как только

Залез на него.

Летом в лесу

Рыжий кот

На сосну

Задумал залезть.

Ну есть у сосны

Не то чтобы ветки,

Но иголки большие

На дереве есть.

Поэтому кот

Свалился с сосны

Как только

Залез на неё.

За задание – 5 баллов.

9 остановка – «КОНЕЧНАЯ»

Слайд 14

ТЕСТ

1. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными?

1) Да 2) Нет

2. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда‐нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины!

1) 1;

2) 3;

3) 2.

3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

1) мне, кто, любой, второй;

2) себя, моего, по-моему, прежний;

3) ее, всякий, самый, каждый.

4. Какое местоимение пишется через дефис?

1) кто (то);

2) кое (с) кем;

2) ни (кто)

5. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ? 1) н..чего не говорит; 2) н..чего говорить; 3) н..сколько не раскаивается.

6. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ? 1) Что за честь, если н..чего есть. 2) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

Раскрыть скобки, написать разряд местоимений – для детей высокого уровня.

Жили-были мы с тобой,

Кто(то) с кем(то),

Некто с нами,

Кто ни (с) кем и сам (с) собой,

Этот, наш, любой, который.

Жили-были кто?

  1. Итог урока. Рефлексия

Слайд 15

Давайте подведём итоги. Подумайте, что произойдет, если из нашего языка исчезнут все местоимения?

Без них нам просто не обойтись.

Мы сегодня побывали в стране “МЕСТОИМЕНИЕ”, повторили и теорию, и практику, проявили себя в творчестве. Мне ваша работа очень понравилась, если вам также было интересно, скучно или совсем неинтересно, я прошу показать соответствующий жест.

Выставление отметок. (маршрутные листы). Хотелось бы отметить работу следующих ребят….

  1. Домашнее задание

Слайд 16

  1. Составить карточку (20 слов): правописание местоимений (слитно, раздельно через дефис).

На выбор:

  1. Подобрать пословицы с местоимениями разных разрядов.

  2. Сочинить сказку о местоимениях.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!