СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение материалов наблюдений за погодой за 2019 год в России. Построение графика температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение материалов наблюдений за погодой за 2019 год в России. Построение графика температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 ГОРОДА ДОНЕЦКА»









Практическая работа.

«Обобщение материалов наблюдений

за погодой за 2019 год в России.

Построение графика температур,

диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров»





Подготовила

учитель географии

высшей квалификационной

категории

Демидова Наталья Евгеньевна











Донецк


Тема. Практическая работа. «Обобщение материалов наблюдений

за погодой за 2019 год в России. Построение графика температур,

диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров»


Цели:

Обучающие:

  • Отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов.

  • Формирование умений обрабатывать материалы наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описания погоды.

  • Отработка навыков правильного оформления результатов работы с диаграммами.

  • Оценить уровень освоения способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретной задачи.

Развивающие:

  • Развитие навыков групповой практической работы.

  • Развитие способности логически рассуждать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитание творческого подхода к выполнению практической работы.

  • Развитие познавательного интереса.

  • Воспитание информационной культуры.

Тип урока. Систематизация знаний, умений и навыков учащихся.


Оборудование. Календарь погоды, линейка, карандаш.















Ход урока


І. Организационный момент.

           Проверка, с каким настроением пришли ученики на урок.

Сегодня наш урок пройдёт необычно. Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем).

Так темно осенней ночью, 
Что не видно даже кошке,
Только точки-огонечки
В небе светятся немножко (звезды)


Голубое, голубое!
Голубее не бывает!
И неспешною гурьбою

Облака на нем летают (небо)


Он может лить и сеять,
И просто так идет,
Летать он не умеет,

А в небе ведь живет! (дождь)


Дождь не шел сегодня ночью,
Звездочки мерцали,
А на травке и листочках
Капли засверкали! (роса)


О, наше яркое светило,
Источник жизни на Земле!
Все без тебя бы камнем было
И пребывало бы во мгле! (солнце)


Если новости идут,
То, в обычной моде,
Что в конце передают?
Точно! – О ...! (погоде)


Послушайте стихотворение. Я читаю первую строчку, а вы отвечаете да или нет.

Что такое Атмосфера?

Может это литосфера? – нет!

Может это гидросфера? – нет

Может, это просто точка? –нет

Значит это оболочка? –да

Из чего она? из камня? –нет!

Состоит из смеси газов? –да!

Той, что воздухом зовут,

Они жизнь для нас дают!

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Климат — это то, чего вы

ожидаете, а погода — то,

что вы получаете.

Практически каждый день в нашей жизни мы слышим это слово – погода. Что же такое погода? Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно ответить на этот вопрос. При ответе обратите внимание на то, что мы не зря вспомнили о том, что такое атмосфера.

  • Дать определение понятию “климат”, “погода”, “ветер”.

  • Вспомнить причины, влияющие на формирование разных типов погоды;

  • Что такое визуализация числовых данных;

  • Какие данные нужны для построения диаграмм;

  • Какие типы диаграмм вы знаете;

  • Вспомнить элементы графиков.

  • От чего зависит температура воздуха?

  • Что такое амплитуда колебания температуры? Как ее можно определить?

  • Как вычислить среднесуточные, среднемесячные и среднегодовые температуры воздуха?

  • Что такое ветер? Каким прибором определяют ветер?

  • Что такое облачность?

  • Что такое атмосферные осадки?

  • Что называют погодой?

  • По каким показателям определяют состояние погоды?

  • Почему человек должен знать и уметь предсказывать погоду? (урожай, отдых, работа аэропортов, дорожных служб и др.)

  • Климат – многолетний режим погоды в определённой местности.

  • А как называется климат нашей местности? (умеренный).

  • Какими признаками он характеризуется? (смена времён года (сезонов)

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.

Основные признаки погоды: температура, облачность, ветер, атмосферное давление. К погодным явлениям, например, относится дождь, молния, град, снег, иней, роса.

Погода изменчива. Сегодняшняя погода может резко отличаться от завтрашней. Но её научились предсказывать. В давние времена её предсказывали по местным признакам: форме дыма из труб, цвету закатного солнца, поведению животных. Сейчас для этого существует целая наука – метеорология. Учёные, занимающиеся предсказанием погоды, называются метеорологи, а станции, на которых они работают – метеорологические станции. Благодаря их работе мы по телевизионным программам узнаём прогнозы погоды на каждый день, неделю и даже более длительные сроки. Иногда наблюдения за погодой проводят с помощью спутников.


В давние времена наши предки предсказывали погоду по Луне, по календарным датам, цвету закатного солнца. Погоду могут предсказать насекомые, птицы, растения.

– ­­­Если воробьи купаются в пыли, говорят – быть дождю. Муравьи и пауки усиленно работают – быть хорошей погоде и теплу. Но если пчёлы сидят в улье и гудят – ожидайте дождь. Если петухи поют рано с вечера, – к потеплению. Листья конского каштана перед дождём выделяют большое количество липкого сока.

Растения – предсказатели погоды.

Человек давно заметил, что у многих растений перед изменением погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут улавливать то, что не подвластно нашим органам чувств. Такая способность объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а так же от солнечного света.

Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Лёгкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождём же ветер никак не может сорвать словно приклеенные семена.

Предсказатели погоды среди животных.

Некоторые народы как живой барометр используют рыбу голец. В ясную погоду он лежит на дне аквариума неподвижно, но вот, виляя длинным телом, он начинает сновать вдоль стенок аквариума, и через какое-то время небо затягивается тучами. А теперь голец уже бросается по аквариуму вверх – вниз, справа – налево, значит, вскоре забарабанят капли дождя.

Замечательные метеорологи – пауки. Известно, что они не переносят влажности, поэтому крайне редко выходят на охоту утром. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы, а отсутствие росы – один из признаков близкого ненастья. Жары пауки также боятся, поэтому, когда паук выходит на охоту в знойный полдень, это значит, что он чувствует сильный ветер или грозу, которая, порвав паутину, может лишить его еды. Вечером пауки охотно оставляют своё жильё, если не чувствуют приближение дождя. Увидев паука вечером, можно смело ожидать хорошей погоды на следующий день. Давно известна способность пчёл предчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюду слетаются к пасеке.

Блестящий «прогнозист» – лягушка. Она тонко реагирует на самые малые изменения в атмосфере. Люди издавна заметили: озёрные лягушки взлезают на берег – к дождю.

Немало примет связаны с поведением вездесущих воробьёв. В хорошую погоду они весёлые, подвижные. Если же воробьи собираются стайками на земле, становятся вялыми, сидят затопорщив – к дождю.

Большой пёстрый дятел сообщает об изменении погоды своей барабанной дробью на суках. Если дятел стучит клювом в ясный летний день, – значит, будет дождь.

В народе существует точная примета: ласточки летают высоко – к хорошей погоде, низко – к дождю.

Вопросы к учащимся: Можно ли по одному какому-нибудь признаку или примете строить прогноз погоды?

Климат – многолетний режим погоды в определённой местности.

Вопросы к учащимся: А как называется климат нашей местности? (умеренный).

Какими признаками он характеризуется? (смена времён года (сезонов))

ІІІ. Выполнение практической работы.

На столах – календари погоды за ноябрь, калькуляторы, распечатки практических работ, ученики проводят работу и вносят полученные данные в свою распечатку

1. Самостоятельно записать цель практической работы.

2. Постройте график суточного хода температур и опишите его.


Для того чтобы усвоить прием вычисления средних арифметических величин, необходимо выполнить следующие действия:

1) сложи числа – показатели температур воздуха;

2) раздели на количество измерений.

Если сложить результаты всех измерений температуры за сутки и разделить на количество этих измерений, то получим среднесуточную температуру. Если сложить все среднесуточные температуры за месяц и разделить полученную сумму на количество дней в месяце, получим среднемесячную температуру. Если сложить среднемесячные температуры за разные годы для какого-то определенного месяца (например, января) и разделить полученную сумму на количество лет, получим среднюю многолетнюю температуру для этого месяца. Если сложить средние многолетние температуры за все месяцы года и разделить на 12, то получим среднюю годовую температуру для того места, где проводились наблюдения за температурой.
















- Рассчитайте среднесуточную температуру.

- В какое время суток наблюдается самая высокая температура? Сама низкая?

 - Объясните.

- Постройте график месячного хода температур.

- Самый теплый месяц.

- Самый холодный месяц.

- В течении какого времени температура быстро повышалась?

- Снижалась?

- Рассчитайте среднюю температуру месяца.

- Рассчитайте амплитуду температуры.

3.Постройте розу ветров. Опишите ее.

Роза ветров – диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений для какого – либо пункта. Строится обычно по средним многолетним данным для месяца, сезона, года. Диаграмма представляет собой пучок лучей, исходящих из одной точки и направленных по румбам горизонта. На каждом луче от центра в сторону, откуда дует ветер, откладывают в определенном масштабе отрезок, пропорциональный повторяемости ветра данного направления. Концы отрезков обычно соединяются прямыми линиями. Рядом с розой ветров или в ее центре указывается повторяемость безветренной погоды.

Для правильного оформления работы используй данную таблицу:


Направление ветра

Количество дней с ветром этого направления




Для того чтобы усвоить прием построения розы ветров, необходимо выполнить следующие действия:

1) начерти линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта;

2) нанеси на каждой линии, начиная от центра, деления по 1 см или по 0,5см.

3) отметь, считая, что одно деление – это один день, на каждой линии такое количество делений, сколько дней в месяце ветер имел именно это направление.

4) соедини концы получившихся отрезков, когда по всем сторонам горизонта отложено число соответствующих дней.













- Какие ветры преобладали в течение месяца?

4. Постройте диаграмму осадков. Проанализируйте результаты.


5. Постройте диаграмму облачности. Проанализируйте результаты.

6.Опишите погоду в месяц по плану.

План описания погоды

месяц ____________________________________

Максимальная, минимальная и средняя температуры месяца.

Амплитуда температур, изменения температуры.

Количество дней с осадками.

Количество и виды осадков.

Преобладающее направление ветра.

Количество безоблачных дней.

Половина неба покрыта облаками.

Сплошная облачность.

6. Явления природы

Вывод.

7. Проведение физкультминутки.

ІV. Подведение итогов

Обучающиеся сдают работу содержащую выводы, анализ построенных графиков.

V.Домашнее задание:

-          Выучить материал урока, прочитать параграф, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

-          Творческое задание (на выбор, по желанию)

 № 1 Подберите и запишите отрывки из произведений художественной литературы с описанием погоды; выделите и прокомментируйте строки, повествующие об особенностях погоды той или иной местности; объясните причины изменения погоды.

№ 2 Красиво оформите листы с описанием погоды за день (продолжение практической работы);

  • подберите, используя материалы сайта «Метеоновости», «Гидрометцентр» интересные факты о погоде в вашем городе в этот конкретный день (например, в каком году зарегистрирована самая высокая или низкая температура воздуха, какие природные явления и процессы наблюдали жители вашего города?),

  •  подберите и запишите, используя различные источники географических знаний, пословицы, поговорки, приметы (народный календарь), иллюстрирующие состояние погоды по месяцам в вашей местности. Сравните данные ваших наблюдений с многолетними наблюдениями погоды вашей местности.

VІ. Итог урока

Рефлексия

Сегодня на уроке я чувствовал себя …

Больше всего сегодня мне понравилось …

Сложнее всего для меня было …


После изучения темы «Погода» учащиеся будут:

  • знать определение «погода» и причины ее изменения,

  • знать связи между элементами и явлениями погоды, их изменение в зависимости от высоты Солнца в течение суток;

  • иметь  элементарное представление о «типе погоды»;

  • знать воздушные массы, влияющие на погоду в своей местности в течение года;

  • знать влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение;

  • уметь строить графики изменения температуры воздуха за месяц, «розу ветров», диаграммы осадков, читать и анализировать ее;

  • уметь анализировать данные в календаре погоды, применять их для составления описания погоды;

  • объяснять и выявлять причинно-следственные связи;

  • уметь составлять прогноз погоды.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!