Обобщение моего опыта по программе внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
Актуальность курса
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Одним из необходимых условий для решения поставленных задач – является создание системы духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
Идея программы «Социокультурные истоки» позволяет объединить содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития личности как ребенка, так его родителей и педагогов.
Основной целью программы является воспитание грамотного, творчески активного обучающегося, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
-
Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
-
Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
-
Развивать образное и логическое мышление;
-
Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
-
Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
-
Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.
-
Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей социокультурного развития личности – приобщение к Истокам.
Отличительной особенностью программы является то, что она разработана на основе авторской программы И. А. Кузьмина, А.В. Камкина «Истоки» - авторов социокультурного системного подхода в образовании.
Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.
В 1 - м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе.
На занятиях можно использовать такие формы работы как :
теоретические (беседа, анализ ситуации)
работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)
практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).
Также в работе использую ТСО :
презентации
видео (Сказка В. Катаева "Цветик-семицветик". Уроки доброты тетушки Совы, православные мультфильмы и д.р)
Занятия проходят по группам, парами, в «круге». Целесообразно сочетать на занятии практические и теоретические формы работы.
В работу стараюсь привлекать родителей, они помогают детям в организации выставок и конкурсов ( рецепты русской кухни, пошив кукол в национальной одежде, изготовление народных музыкальных инструментов, книжек со считалками, потешками и народными играми и др.) , фольклорных праздников, изготовлении атрибутов для народных игр. Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре стало проведение на занятиях русских народных праздников «Осенняя ярмарка», «Осенние посиделки», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Весна лето встречает – детвору забавляет», «Троица».
Интересно и увлекательно прошло занятие «Пасха радость нам несет». Дети принимали активное участие в играх, познакомились с традициями праздника,его историей. В конце занятия ребята христосывались и пили чай с куличами ,сладостями .