СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение моего педагогического опыта

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение моего педагогического опыта работы. Материал публикации был предоставлен мною методисту ИМЦ

Просмотр содержимого документа
«Обобщение моего педагогического опыта»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ГОРОДА БУЙНАКСК»

(МКУ УОГБ)

368220 г. Буйнакск ул. Хизроева, 18 тел.: 2-01-20, факс: 2-01-20 E-mail: bguo@mail.ru

http://www.http://buynakskguo.dagschool.com



Педагогический опыт





Байбулатова Асият Шарапутдиновна

учитель информатики МБОУ СОШ №2





Опыт обобщила методист ИМЦ МКУ «УОГБ» Махмудова Раиса Юсуповна








Город Буйнакск – 2019


Обобщение опыта учителя Байбулатовой Асият Шарапутдиновны


Применение программы Power Point

в качестве средства развития у учащихся интереса

к проектной деятельности


Обобщение опыта учителя

информатики высшей

квалификационной категории

Байбулатовой Асият Шарапутдиновны


«Детство есть наиболее благоприятный период для развития;

в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет,

и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода,

в дальнейшем не будет доведено до совершенства

или даже, может быть, будет утеряно».

(Ш.А. Амонашвили)


Долгое время в педагогике преобладала ЗУНовская парадигма. Ребенок, даже хорошо окончивший среднюю школу, был буквально «нафарширован» разнообразными знаниями. Полученные по разным учебным предметам, они раскладывались по соседним уголкам сознания, не соприкасаясь и не пересекаясь друг с другом, и, порой, так оставались пылиться там невостребованные жизнью.

Увидеть эти знания живыми и применимыми в жизненных ситуациях получалось далеко не у всех. Как перенести их в новые условия, как увидеть те самые пресловутые межпредметные связи? Репродукция оставалась да и порой, к сожалению, по сей день остается основным способом воспроизведения информации. Трансформация и перенос провозглашались второй ступенью обученности, доступной только части ученического коллектива.

Но время движется и меняет акценты, рынок труда диктует свои требования. Кому нужны специалисты способные только к репродукции? Необходима компетентность - умение преломить имеющееся знание к постоянно меняющимся условиям. Необходима креативность. Ведь многие современные специальности рассматривают ее как профессиональную компетенцию.

Наши дети – продукт своей эпохи, ругаем их за то, что читают мало, плохо знают классику, чаще с использованием современных гаджетов общаются при помощи сленга. Однако именно их мы просим о помощи, когда заходит речь о создании какого-либо «продвинутого» мультимедиа продукта.

Они, молодые, не хуже предыдущих поколений, они – другие! Их формы получения информации иные, другие приоритеты в выборе источников этой самой информации. Гораздо быстрее и проще учащиеся найдут ее в своих гаджетах в Интернете.

И какова же роль современного учителя информатики в этих условиях?

Во-первых, необходимо быть профессионально компетентным, быть помощником и проводником, способным реальным образом направить, показать способы и пути достижения цели, помочь организовать целенаправленную деятельность. Дать в руки «удочку, а не готовую рыбу». Развивать умение верить в свои силы, воспитывать толерантность к чужому мнению.

Во-вторых, любая деятельность будет эффективной, если она целенаправленна, учащийся, способный сформулировать цель собственной деятельности, значительно приближен к достижению ее результата. Лучше всего считает Асият Шарапутдиновна, эта роль учителя проявляется в проектной деятельности. Но в силу разных причин учащиеся занимаются данной видом работы неохотно.

Асият Шарапутдиновна в своей практике (и как учитель информатики, и как классный руководитель) столкнулась с рядом проблем:

- недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

- низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

- динамичность развития содержания курса информатики;

- кроме того, межпредметные связи в школе часто откровенно «хромают на обе ноги».

Часто наблюдая за работой учащихся за компьютерами во внеурочное время, Асият Шарапутдиновна заметила, что они очень активно используют компьютер для общения, для создания совместных работ, часто в их совместном труде используется программа Power Point. И ей пришла идея, как решить все проблемы с помощью данной программы: необходимо применять программу Power Point в проектной деятельности. Достоинства этой программы заключаются в том, что учащиеся могут разрабатывать индивидуальные либо групповые проекты по интересующей их тематике, широко используя межпредметные связи.

Учитывая все выше сказанное, целью педагогической деятельности Асият Шарапутдиновны является создание условий для развития интереса к проектной деятельности с помощью применения программы Power Point.

Для реализации поставленной цели, были намечены следующие задачи:

- изложить практические аспекты применения проектной деятельности в изучении информатики;

- проанализировать эффективность использования Power Point с точки зрения развития интереса к проектной деятельности и формирования прочных самостоятельных творческих навыков.

- воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

- создать банк презентаций не только по информатике, но и по другим предметам;

Опыт Байбулатовой Асият Шарапутдиновны можно обозначить как рационализаторско-продуктивный, поскольку использование проектной деятельности на уроках информатики рассматривался такими учеными, как Е.С. Полат, К.В. Сапегиным, В.В. Фирсовым. Она анализировала и адаптировала существующий материал в соответствии со своими целями и задачами.

Новизна опыта Асият Шарапутдиновны выражается во введении в практику проектной деятельности с выходом результата через презентацию в 7, 8, 9, 10 и 11 классах, в которых она работает, во внеурочное время, для проведения интегрированных уроков. Асият Шарапутдиновна постоянно пересматривает методику преподавания своих уроков и ищет новые пути, способы пробудить интерес к информатике и, в частности, к проектной деятельности.

Изучение компьютерных презентаций по программе информатики предусмотрено только в 7-8 классе, но Асият Шарапутдиновна, видя неподдельный интерес ребят, продолжает работать и в старших классах во время проведения стимулирующих занятий. Она знакомит учащихся с этапами работы над проектом и они вместе создают мини-проект на определенную тему (Приложение 1). Кроме того ребята должны знать правила создания презентаций. Каждый из них получает памятку для работы над созданием презентации (Приложение 2).

У Асият Шарапутдиновны уже сложилась своя система работы. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем они переходят к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого учащиеся переходят к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Чтобы еще больше заинтересовать ребят, при введении каких-то новых знаний Байбулатова Асият Шарапутдиновна всегда сама использует презентации.

Так, например, в 7 классе при изучении самой первой темы использую презентацию «Введение в информатику». Ребята с интересом относятся к просмотру и уже через некоторое время могут сами по аналогии выполнить такую же презентацию, используя информацию из учебника и Интернета. И в результате своей творческой и практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Содержание проектного задания состоит в том, что конечный результат можно получить, последовательно выполняя каждый этап. С помощью проектов учащиеся могут выбирать дифференцированные учебные задачи.

Внешний вид работ учащихся будет разным в зависимости от использованных источников для сбора данных, от творчества и трудоспособности каждого ученика. Используя проектный метод обучения, ученики постигают всю технологию решения учебных задач – от постановки проблемы до представления результата.

Работа обучаемого в среде Power Point позволяет учащимся отрабатывать навыки изложения собственных представлений для раскрытия выбранной темы, планирования своей деятельности.

После выполнения задания ведется групповое обсуждение, при котором каждый учащийся сможет дополнить свои знания, будут предотвращены ошибки, оказана помощь слабым ученикам.

Завершительным этапом становится защита проекта (оценивание внешнего вида проектной работы, уровня творчества), выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта.

Лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете информатики для их последующего использования на уроках.

Конечно, в 7 классе сначала сложно работать в приложение PowerPoint. Именно сейчас закладываются первые “кирпичики” в фундамент знания по моделированию сложных плоских и объемных конструкций. Это одна из самых любимых тем восьмиклассников. Учащимся предлагается создать рисунки из перечня, предложенного в учебнике, или придумать самим. Прежде чем начать “строительство”, учащимся необходимо подготовить элементы мозаики. А для этого необходимо вычленить каждый элемент из общей конструкции. Продумать последовательность сборки каждой фигуры. Работа эта не самая трудная, но очень кропотливая и требующая большой предварительной подготовки и терпения.

Интереснейшие работы представляют учащиеся 9 классов, работая в приложении Power Point. Освоив приемы работы в этом приложении, учащиеся легко начинают создавать собственные работы, увязывая их с любыми другими учебными предметами, а не только с информатикой. Особый интерес для них приобретает возможность создания собственного “мультика”, дети готовы целые дни проводить за компьютером.

Так, например, обучающиеся 7 классов предоставляют свои проектные работы:


  1. По линии «Компьютер»:


Проект «Аппаратное и программное обеспечение компьютера».

Тип проекта: мини-проект.

Планируемый результат: создание презентации по теме «Аппаратное и программное обеспечение компьютера»

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Аппаратное и программное обеспечение компьютера», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики.

В ходе выполнения проекта должны быть выполнены следующие задачи:

- обучиться способам поиска и использования источников информации, а также Интернет ресурсов;

- сформировать практические умения учащихся при работе с изученными информационными технологиями;

- развить творческие способности учащихся;

- развить информационную культуру;

- научить объективно оценивать творческую работу учащихся по указанным критериям.


  1. По линии «Информация и информационные процессы»


Проект «Новости компьютерного мира»

Тип проекта: информационный, общий.

Планируемый результат: создание презентации с использованием материала Интернета, газетных статей.

Цели: закрепить у учащихся навыки управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора.


  1. Проект «Тест (кроссворд) – проверь свои знания».


Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Планируемый результат: Создание и оформление тематического теста или кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: любой образовательный предмет

Ход проекта:

- определение темы вопросов для кроссворда;

- отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

- создание макета кроссворда на бумаге;

- создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.

- запись вопросов и ответов к кроссворду;

- представление результатов работы учителю.

В ходе выполнения проекта роль Асият Шарапутдиновны состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Кроме того проектная деятельность с выходом через презентацию позволяет широко использовать межпредметные связи, вовлекать учащихся во внеурочную деятельность. Учащиеся Асият Шарапутдиновны выполняют презентации для уроков физики «Гидравлические машины», «Импульс тела. Закон сохранения импульса», русской литературы «Герои произведения «Маленький принц», «Алые паруса», «В мире басен»; русского языка «Тестовая работа по теме «Числительное». Много создано презентаций для внеклассных мероприятий «Мои любимые животные», «Красота и неприглядность нашего города», «Космос», «Все о вреде курения» и множество других.

Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать, используя Power Point. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:

- проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

- оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

- появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

- метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

- освоение программных средств и компьютерной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

По мнению Асият Шарапутдиновны, широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.

Применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Если учащийся приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, он также развивается как личность, получая необходимый заряд для самоопределения в будущем, что дает ему возможность, выйдя из стен школы, стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Результативность опыта можно проследить по следующим фактам: возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждается количеством учащихся, получающим положительные оценки

Продвижение в развитии предметных компетенций по информатике, выполнение большого количества проектов с выходом через презентацию убедило Асият Шарапутдиновну в правильности выбора использования проектной деятельности.

В ее арсенале: методические разработки уроков согласно теме опыта; подборка мультимедийных презентаций.

С целью распространения педагогического опыта Асият Шарапутдиновна проводит консультации для учителей школы, города, входит в состав экспертных комиссий при проведении различных конкурсов с использованием интерактивных технологий на уровне муниципалитета. С учителями математики, химии, биологии ИЗО проводит интегрированные уроки с применением презентаций, которые выполняют учащиеся. Кроме того во внеурочной деятельности учащиеся часто пользуются методом проектов для создания презентаций на различные актуальные темы.

Внедряемый опыт Асият Шарапутдиновны вызвал неподдельный интерес у коллег по работе. Это придает ей уверенности, что активные методы обучения создают надежные предпосылки к развитию компетенций учащихся. В настоящее время она продолжает работать над формированием банка методических разработок уроков. Планирует создать каталог презентаций, выполненных учащимися на уроках информатики.

Приложение 1


Этапы работы над проектом.

1. Подготовка к работе над проектом.

2. Выбор темы.

3. Постановка цели и задачи проекта.

4. Поиск информации различными способами.

5. Поиск иллюстраций.

6. Разработка структуры презентации.

7. Разработка дизайна кадров.

8. Презентация проектов (защита).

9. Анализ проектной работы.


Этап 1.


Предложение тем (вопросов) проекта. Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и учащиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1-2 человек – «секретарей» - для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10-15 мин.


Этап 2.


Выбор одной темы проекта Он довольно сложен, так как нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесен в проект. При этом нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15-20 мин. При проведении первого в данном классе проекта учитель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются.


Этап 3.


Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта. Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк – это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится в данном классе впервые, учащимся трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос-ответ».


Этап 4.


Работа над проектом. Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем или группой («командой») учителей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели.


Этап 5.


Подготовка к защите проекта.

Оформление материала на презентации (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).


Этап 6.


Презентация проекта

Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого лучше выделить спаренные уроки, поскольку представление результатов работы, в которой участвовал целый класс, как правило, занимает больше часа.
















Приложение 2


Правила создания презентации в программе Power Point

для учащихся 7-8-х классов


Выбирая тему, помните, что ваша презентация должна содержать познавательный материал.

  1. Ваша презентация должна содержать:

- титульный слайд,

- слайд оглавление (содержание),

- последний слайд – список использованных материалов.

  1. На титульном слайде нужно указать название проекта, кто автор.

  2. Обязательно запоминайте (или записывайте) название книг или адреса сайтов, откуда вы берёте материал.

  3. Количество слайдов в вашей презентации не должно быть меньше 15.

  4. Проект должен содержать различный мультимедийный материал: тексты, рисунки, схемы, таблицы, звук, видео и другое. Весь материал нужно готовить до урока.

  5. При демонстрации проекта автор должен коротко познакомить слушателей с содержанием своей презентации.










ВАЖНЫЕ ЗАПРЕТЫ.


  1. Изображения и текст на слайдах не должны быть мелкими.

  2. Если презентация будет цветной, то следует избегать ярких тонов — алого, ярко-синего, зеленого, фиолетового (они режут глаз). Такие краски следует зарезервировать для выделения действительно ключевых моментов.

  3. Пестрота на экране (больше четырех цветов одновременно).

  4. Самый главный запрет – спецэффекты. Анимации наподобие вращающихся заголовков, переворачивающихся слайдов, любые звуки - все это лишь отвлекает слушателей и необоснованно растягивает время презентации.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!