СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обобщение моего педагогического опыта по применению проектной технологии на уроках географии.
Тема: « Влияние проектной
технологии на развитие творческой личности».
Автор опыта:
Пузевич Ирина Викторовна.
Содержание:
1. Информационная карта ППО ………………………………………………………..…………………3-5
2. Целостное описание опыта………………………………………………………….………..6-35
3. Результативность опыта………………………………………………………………......35-45
4.Внеурочная работа по развитию исследовательских навыков учащихся ................................................................................................................46-47
5.Система внеурочной деятельности по географии…………………48
6. Приложение к опыту…………………………………………………54-57
7. Библиографический список……………………………………………………………..........61
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф. И. О. автора Пузевич Ирина Викторовна
2. Город (район) г. Оренбург, Северный округ.
3. Образовательное учреждение муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56».
4. Занимаемая должность учитель географии
5. Педагогический стаж и квалификационная категория 30 лет, высшая квалификационная категория.
6. Тема педагогического опыта Влияние проектной деятельности на развитие творческой личности.
7.Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод исследовательского проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности.
8.Цель педагогического опыта- воспитание творческой личности, способной к творчеству, самостоятельной деятельности через современные информационные технологии.
9.Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов): Накопленный опыт по данной тематике позволил, начиная с 2007 года проводить исследовательскую работу в области проектного метода обучения учащихся. Проведенный анализ выявил трудности при организации проектной деятельности:
Постановка ведущих целей и задач проекта;
Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативных;
Осуществление и аргументация выбора;
Самостоятельные действия;
Сравнения полученного с требуемым;
Корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
Объективная оценка деятельности и результат проектирования.
Метод проекта позволяет решить эти трудности, так как он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проекта всегда предлагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает с одной стороны использование в совокупности разносторонних методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений, применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Это технология предлагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческих по самой своей сути.
В данном опыте представлена система целенаправленных технологических приёмов, позволяющих формировать у школьников навыки, необходимые учащимся для успешной творческой и исследовательской деятельности. Данная система работы учителя способствует нравственному и эмоциональному становлению, воспитанию личности путём развития индивидуальных качеств при условии обеспечения гуманного взаимодействия учителя и ученика.
Основные компоненты исследовательских проектов:
- посильность;
- преемственность;
- технологичность;
- экономичность;
- экологичность;
- безопасность;
- эргономичность;
- системность;
- творческая направленность
- дизайн;
- общественно-личностная значимость.
Исследовательские проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике : определение потребности; исследование (анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (презентация, репортаж, видеофильм и др.)
10. Эффективность опыта - опыт эффективен, о чем свидетельствуют его результативность, актуальность и востребованность педагогами географии и окружающим социумом.
11.Экспертное заключение - уроки построены на проектном методе обучения, сотрудничества и сотворчества учителя с учеником, способствуют стимулированию интереса к изучению предмета, настраивает на глубокое изучение географии, развитию творческих задатков личности учащегося.
12. Кто и когда изучал - опыт работы изучен на школьном методическом объединении учителей, преподающих естественные науки, методическом объединении учителей географии Северного округа.
13.Выводы, рекомендации - представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность. Опыт может быть использован в массовой практике.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к приобретению необходимых в жизни умений и навыков
Условия возникновения опыта
Одна из форм воспитания в школе является метод исследовательских проектов. Проектная деятельность является инновационной, так как предлагает преобразование реальности, строиться на базе соответствующих технологий. Во-первых, данная технология предусматривает самостоятельную разработку от идеи до ее выполнения, обладающая субъективной или объективной новинкой, выполненная под контролем и консультированием учителя. Во-вторых, проектные технологии – это процесс обобщенного и опосредального познания действительности, в ходе которой учащийся использует географические, технические, экономические знания для выполнения проектов.
Именно поэтому этот метод может помочь адаптироваться учащимся в сегодняшних условиях рынка.
Актуальность опыта
Современный выпускник должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той ситуации неопределенности, в которую он попадает, выходя из школы. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Он должен развивать в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи, которые перед ним ставит рынок. Формирование необходимых для этого качеств личности преобразование знаний и практического опыта, их применения способствует выполнению школьником исследовательских проектов – как один из наиболее продуктивных и интенсивных методов, которые способствуют достижению высоких результатов обучения и воспитания творческой личности.
Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности. Ведущие положения проектной методики основаны:
на учете особенностей личности учащихся;
на связи идеи проекта с реальной жизнью;
на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
Проектная методика является:
альтернативным подходом в современной системе образования;
новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;
продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.
Теоретическое обоснование опыта
Научной основой метода проектов принято считать идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), философское наследие, которого и в настоящий момент является предметом пристального интереса педагогов.
Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей детей и считал, что обучение должно приносить пользу каждому учащемуся, что школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические «импульсы» ученика. Обучение, как считал Дьюи, необходимо организовывать вокруг какого-либо дела, задания. При этом знания извлекаются из самостоятельной практической деятельности учащихся и из их личного жизненного опыта. Роль учителя сводится к руководству этой деятельностью и побуждению любознательности школьников.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн -проекты, бизнес - проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект? Обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать -
– 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план». Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…
Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метод проектов - концепция прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи).
В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции М. П. применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) М. П. был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Технология опыта
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. полем инновационной образовательной практики.
Метод проектов – это принципиально новый подход к организации школьного обучения. Учеба строится не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка. Метод проектов – понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. Проектная деятельность – категория психологическая. Именно в подростковом возрасте ученик должен научиться работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, при этом находя способы воплощения в жизнь своего проекта. Почему используется термин «проектная», а не «практическая работа»? Дело в том, что стержень проектирования – связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. У подростка возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, которая и составляет суть ответственности за предмет своей деятельности. Таким образом, для решения главной для этого задачи, школа должна представить подростку возможности экспериментировать с собственным действием, пробовать, меняя позицию от ориентации на замысел к достижению результата и потом обязательно вновь обращаться к замыслу. Цель проектной деятельности – формирование творческой активности личности.
Уильям Килпатрик, американский педагог, основоположник метода проектов, определил сущность данного подхода, как метод целесообразной деятельности в связи с решением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке. Иными словами, проектный метод – форма учебной деятельности, когда ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, анализирует результаты работы, делает выводы, приобретая при этом учебный и жизненный опыт.
При организации проектной деятельности учащихся необходимо: указать этапы работы, определить цели и задачи.
Далее идет планирование и организаций всей работы;
получение результатов (продукта);
его презентации;
публичная экспертиза;
получение отзывов;
анализ, итоговое оценивание и внесение в портфолио.
Внедрение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс внесет за собой изменения классно-урочной системы.
Под проектным обучением понимают весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащихся, т.е. научить школьника проектировать.
В процессе опыта были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы: воспитание личности, способной к исследовательской, самостоятельной деятельности через современные информационные технологии
Задачи:
1. Раскрыть творческие способности учащихся.
2.Формировать способность учащихся к познавательному интересу, к исследовательской деятельности.
3.Развить логическое мышление, умение анализировать, систематизировать и обобщать в процессе творческой работы.
4. Подготовить учащихся к применению на практике теоретических и практических знаний.
Применялись следующие формы обучения:
-традиционные и нетрадиционные творческие;
-самостоятельная работа;
-уроки – семинары, деловые игры, конференции, путешествия и так далее.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в повседневной жизни, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время
Характеристика методов по И.Я. Лернеру.
Проблемное изложение.
Суть его в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы познания, научного решения проблем, а учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем.
Своеобразие этого метода состоит в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следит за логикой доказательства, за движением мысли учителя, контролирует ее убедительность.
Частично-поисковый метод.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. Учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя намеченные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования исследования (решения), самостоятельного соотнесения этапов между собой. Все это делается учителем.
Исследовательский метод.
Сущность этого метода следует определять как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность необходимых черт творческой деятельности.
Решение поисковых задач осуществляется в несколько этапов: наблюдение и изучение фактов и явлений, выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы);
выдвижение гипотез, построение плана исследования;
осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями;
формирование решения, объяснения;
проверка решения;
практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Исследовательский метод связан с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. Это лучше обеспечивается во внеклассных занятиях и не всегда возможно и целесообразно в условиях классно-урочной системы.
Таким образом, исследовательский метод используется для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся предполагает использование разных методов исследования.
Методы исследования географической науки:
исторический, сравнительный, картографический, статистический, математический, лабораторный, экспериментальный, аудиовизуальный, наблюдения в природе и пр. При этом и физико-географы (Д.Л. Арманд, В.С. Преображенский), и экономико-географы (В.В. Покшишевский, Ю.Г. Саушкин, П.А. Алампиев) подчеркивают, что все эти методы не специфичны для географии, так как их применяют и в других науках. Так, например, картографический метод, казалось бы, наиболее свойственный географии, стал важным средством научного анализа в истории, геологии, биологии. Сравнительный метод, зародившийся в рамках географии и биологии, теперь широко применяют и в других науках. Однако одни и те же методы в разных науках используют в разных сочетаниях в зависимости от проблематики и предмета исследования. Это позволяет географам говорить о специфической для этой науки методике исследования (В.С. Преображенский) или о характерном комплексе методов (Д.Л. Арманд, Ю.Г. Саушкин). Характерен для географии территориальный подход при использовании всех методов исследования.
Имеется в виду систематизация методов исследования по этапам научного изыскания. Д.Л. Арманд для физической географии выделяет методы сбора фактического материала (наблюдения в природе, аэрофотосъемка, эксперимент, изучение кинофондовых и архивных материалов и прочие методы его систематизации (описание, кинофотографирование, классификация, типологическое картографирование, статистический и др.) и методы обобщения, направленные на построение теории или рабочей гипотезы (количественные методы, балансовый метод и др.).
Особенно большое внимание в географической литературе уделяется характеристике новых методов исследования, их применения в решении отдельных научных проблем. Обобщенно эти новые методы, значение которых для географической науки существенно возросло во второй половине ХХ в., называют математическими методами. Широко осуществляется моделирование природных, технических, демографических, экономических, социальных и других объектов, систем, процессов, связей.
В последние десятилетия значительное распространение получили аэрокосмические методы. Все более широкое применение, особенно в физической географии, получают экспериментальный и лабораторный методы.
С учетом изложенного в школьной географии должны найти место такие темы заданий:
1) задания, выполнение которых связано с применением (на доступном для учащихся уровне сложности) отдельных методов исследования географической науки, включая и так называемые новые методы;
2) задания, выполнение которых требует использования сочетания нескольких методов (исходя из требований поставленной задачи);
3) задания, требующие использование разных этапов исследования. В школе чаще ученикам предлагают осуществить новый этап исследования, т.е. собрать необходимый фактический материал на основе разных источников географических знаний или в процессе краеведческой работы. Особенно редко в школах дают задания, требующие использования нескольких этапов исследования, т.е. систематизации собранных данных и теоретических обобщений на их основе.
Проблемное обучение рассматривается как развивающее.
Эффективным способом развивающего (проблемного) обучения является проектная деятельность учащихся. На сегодняшний день метод проектов и проектная деятельность стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики.
Роль и значение учебного проекта для школьника:
- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
- это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей;
- это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично - достигнутый результат.
Среди разных видов проектов для развития навыков исследовательской деятельности наиболее эффективны исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.
Для реализации проекта были определены критерии оценивания навыков исследовательской деятельности учащихся:
сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
применять знания в новой ситуации;
умение аргументировать свою точку зрения;
выявлять причинно-следственные связи;
выявлять противоречие, вырабатывать гипотезу;
умение видеть проблему;
умение адекватно выбирать источники информации;
умение структурировать материал.
Развитие этих умений и навыков способствуют как общему образованию, так и формированию индивидуальных особенностей личности – исследовательских способностей.
Для развития навыков исследовательской деятельности на уроках географии во внеурочное время нами были использованы следующие технологии:
проблемное обучение;
групповое самостоятельное обучение;
ролевая игра;
проектное обучение;
дифференцированное обучение;
информационно-коммуникативные технологии.
Ключевым элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации и постановка учебной проблемы.
Проблемная ситуация создается, если:
- ученик испытывает интеллектуальное затруднение;
- ученик испытывает потребность в новых знаниях и способе действия;
- побуждает искать неизвестное, используя раннее усвоенные знания и умения.
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
Методические приемы создания проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация создается в процессе предварительного развертывания проблемы. Учитель подводит школьников к противоречию.
Учитель ставит конкретные вопросы ( на обобщение; обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Учитель определяет проблемные теоретические (практические) задания, например, исследовательские.
Учитель предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (географа, финансиста, эколога и т. д.).
Учитель ставит проблемные задачи: с недостающими или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
Пример. Тема: Средняя и Северо-Восточная Сибирь.
Для создания проблемной ситуации зачитывается небольшой рассказ о взрывах бугров и курганов зимой в Забайкалье.
Учитель: Какие вопросы возникают у вас после знакомства с этой информацией?
Ученик: Почему образуются бугры и почему они взрываются?
Учитель: Как образуются наледи? Не связано ли это явление с многолетней мерзлотой? Что происходит с водой, когда она замерзает?
Два последних вопроса и являются постановкой проблемы, которая выражает сущность того нового знания, которое было заложено в информационно-познавательном противоречии учебного материала. В ходе решения творческой задачи возникает еще один проблемный вопрос, который формулирует учитель: «Почему бугров и наледей нет на европейском севере страны, хотя там тоже есть многолетняя мерзлота?»
Проблема в процессе учения возникает в том случае, когда ученик осознает невозможность в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знания.
Правила постановки проблемы.
Отделение (отграничение) известного от неизвестного.
Локализация (ограничение) неизвестного.
Определение возможных условий для успешного решения.
Наличие в формулировке проблемы неопределенности.
Требования к постановке проблемы
Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия целого класса или большой группы.
Проблема должна отвечать возрастным особенностям и возможностям учащихся и учитывать наличие необходимых материалов для её решения.
Проблема должна быть достаточно серьёзной, чтобы заинтересовать всех учащихся.
Необходимо подбирать такие проблемные задачи, которые могут подготовить учащихся к встрече с неожиданностями, помогут совершать открытия для себя.
Примеры некоторых проблемных задач:
Задачи с неопределённостью исходных данных (недостающие данные получаются в процессе выдвижения возможных путей решения).
- Почему тундра безлесна, а в Восточной Сибири, где ещё холоднее и многолетняя мерзлота мощнее, растёт тайга – лиственничные и сосновые леса?
Задачи с избыточными и ненужными для решения исходными данными (когда из множества имеющихся сведений надо отобрать лишь самые важные, необходимые для решения).
- Село Ташла Тюльганского района расположено в лесном краю. Со всех сторон его окружает лиственный лес из берёзы, вяза, дуба, осины и богатым подлеском. Там, где лес особенно густой, люди называют его «Мокрым углом». Лес дает жителям грибы, ягоды, лекарственные травы, является прекрасным местом для охоты. Кажется, всем должны быть довольны жители села. Однако их беспокоит проблема.
Задачи с противоречивыми, частично не верными сведениями в условии (для того, чтобы учащиеся научились сопоставлять данные между собой и решать вопрос о достоверности полученных сведений).
Задачи с ограниченным временем решения.
- Смог – явление природы или продукт создания человеческой деятельности?
Проблемы (или творческие) задания требуют от учащихся применения знаний в новой учебной ситуации. В этом заключается их отличие от типовых заданий для самостоятельной работы, выполняя которые учащиеся действуют в знакомой учебной ситуации «по образу» (руководствуясь во многих случаях типовыми планами физико-географической характеристики территории, инструкцией о порядке умственных действий и т.п.).
Для более успешного усвоения учащимися способов действия в решении учебной проблемы предлагается инструкция.
Инструкция по решению проблемной задачи.
Осознай проблемную задачу.
Выдвини гипотезу (предположение) объяснения задачи.
Сформулируй несколько вопросов, которые помогут тебе проверить гипотезу.
Используя разные источники информации, проверь гипотезу.
Сделай выводы по решению проблемной задачи.
Для развития навыков исследовательской деятельности учащихся можно использовать разные методические приёмы:
«Мозговой штурм».
Приём учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных общеучебных навыков от учеников. Наиболее эффективен при выдвижении гипотез и предположений. Обязателен «договор на берегу»: некий свод правил для предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку, а учителя - в смотрителя за порядком. Но востребуя эти навыки, данный вид работы их развивает.
Правила участия в «мозговом штурме».
Памятка для учеников
Формулируй свои мысли точно, но кратко.
Стремись решить проблему , а не демонстрируй свои знания.
Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
До конца обсуждения запрещается критиковать идеи.
Чем больше идей тем вероятнее правильное решение ситуации.
Приветствуются все дополнения и уточнения.
Разрешаются вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.
Данный приём можно применять во всех курсах физической и экономической географии.
Практическая работа на единую цель.
Такая форма работы очень эффективна при уяснении закономерностей сложного процесса, например, при изучении понятия «климат», или для обеспечения статистически достоверных результатов, например при построении демографических диаграмм, или при изучении одного и того же объекта в разных аспектах, с разных точек зрения.
Пример: Изучение материалов учебного модуля «Австралия» в курсе изучения материков и океанов. (См. Приложении В)
3.Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста-географа.
(См. Приложении Г))
4. Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме с вопросами обязательного уровня. (См. Приложении Д)
5.Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что..»), ученики сигнализируют о своём согласии или несогласии с помощью обратной связи и сразу корректируют свой ответ.
Форма утверждений в цифровом диктанте может нести функцию развивающего задания. Сравните: «Я утверждаю, что центр происхождения табака находится на Американском континенте» - это уровень простого воспроизведения знаний. Но более сложные вопросы потребуют и анализа, и других мыслительных операций.
Когда и зачем может быть использован. Приём позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности (ответ на слуховое восприятие), обучает концепции внимания.
6.Упражнение «перевод с русского на русский» (на слух).
Такие упражнения хорошо использовать в качестве паузы между двумя видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведённые» на язык терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления, и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая и чувство юмора.
Пример:
Сбился с азимута среди тёх голосеменных. (Заблудился в трёх соснах.)
7.Сравните два близких понятия по смыслу, найдите сходство или различия.
Что общего в экономике двух стран?
Назовите различия между паводком и половодьем?
8.Найти смысловую ошибку в тематическом тексте.
Пример смотри в приложении: Рассказ бывалого моряка.
9.Найти «лишнее» слово из списка , дать объяснение выбору. (См. Приложении Е)
«Починить цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями. (См. Приложении Ж)
10. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним).(См. Приложении З)
11. Решить развивающий канон – «прочитать» его решение устно. (См. Приложении И)
Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых и одним из самых эффективных развивающих приёмов, развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения.
12. Проанализировать информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы, карты, сделать вывод.
Пример анализа информации по таблице:
Определите по таблице среднюю годовую температуру воздуха и годовую амплитуду (6 класс тема «Температура воздуха»).
13. Решить задачу с географическим содержанием на основе изученных алгоритмов. (См. Приложении К)
14. Преобразовать объект, свойство, условие среды - проследить, какие изменения и с чем произойдут.
Пример:
Как изменится климат Южной Америки, если Анды будут располагаться не на западе материка, а на востоке?
15. «Решить» географическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту.
Примеры:
Существует теория, согласно которой материки дрейфуют. Приведите факты, свидетельствующие в пользу этой теории.
16. Написать сочинение «от имени…(горной вершины, капельки, реки, моря и др.)», можно в форме репортажа, интервью.
17. Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы , правила, изучаемые на уроке.
18. Собрать, оформить и описать коллекцию.
Пример: Коллекция монет географической тематики.
19. Найти информацию по проблемному вопросу, оформить в виде карточки или списка с аннотированными ссылками, при поиске использовать ПК (Интернет), ресурсы школьной и районной библиотек.
Пример:
1-Почему в лесу суточные колебания температур меньше, чем на открытых, безлесных участках.
2- Известно, что коалы нет ни в одном зоопарке мира. Почему?
3- Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды для приготовления пищи или для питья. Они используют лёд, который образуется из морской горько-солёной воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда?
20. Подготовить публичное выступление по теме определённой продолжительности.
Пример:
«Моё турагентство»
Название турфирмы.
Способы доставки туристов к месту и способ их перемещения.
Продолжительность туров.
Описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется.
Место ночлега, если продолжительность тура более 1 дня.
Оборудование и снаряжение, которым располагает турфирма.
Стоимость экскурсии с обоснованием.
21. Написать реферат по определённой теме.
22. Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.
Пример:
Провести наблюдения за погодой. По данным своих наблюдений описать погоду.
23. Предсказать погоду по приметам, связанным с живыми организмами.
24. Составить задание для викторины, интеллектуальной игры интегрированное с содержанием других школьных предметов.
25. Написать и оформить отчёт об экскурсии с фотографиями, с использованием ПК.
26. Создать презентацию к изучаемой теме по плану.
Таким образом учебно-исследовательская деятельность формирует у учащихся умение решать проблемы в познании объяснений явлений действительности. Опыт решения жизненных проблем поможет воспитанникам выполнять различные социальные роли и функции, т.е. быть компетентным.
Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее. Проектное обучение можно внедрять в уже существующую классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса. Выполнение проекта требует инициативного самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер урока.
Что же определяет характер современного урока, способствующий формированию исследовательских навыков учащихся?
1. Состав содержания, которое выносится на урок, а это не только современные географические знания, но и обязательно включённые в содержание оценочные и методологические знания.
2. Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.
3. Выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развития интереса школьников к обучению в целом и к предмету географии в частности.
4. Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения, о котором школьникам сообщается в начале урока.
5. Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне
учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель.
Чтобы урок был более эффективным, следует:
1. Чётко определять цели каждого урока с учётом места его в системе уроков по теме и курсу в целом, т.е. планировать не один урок, а все уроки по теме и курсу во взаимосвязи.
При планирование урока необходимо чётко выделить:
- образовательно-воспитательные задачи, решаемые на уроке;
- знания и умения, которые приобретут учащиеся, т.е. планируемый
результат обучения;
- отдельные знания и умения, без активизации которых трудно усвоить
новый материал;
- методы обучения, адекватные изучаемому материалу;
- необходимые средства обучения;
- содержание, объём, способы выполнения и формы фиксации
результатов домашней работы.
При выборе типа урока, при планировании способов изучения и закрепления нового материала необходимо учитывать уровень подготовки учащихся.
Желательно предусмотреть сочетание различных видов и уровней деятельности. Такой подход к организации урока поможет обеспечить рациональное использование учебного времени и нормальную учебную нагрузку ученика в классе и дома.
2. Чётко знать из каких элементов состоит урок, чтобы найти оптимальные
взаимодействие между элементами урока. Существуют следующие основные элементы урока:
- проверка знаний и умений;
- изучение нового материала;
-закрепление пройденного;
- контроль и оценка знаний и умений учащихся;
- обобщение и систематизация знаний.
Как показывает практика, попытка исключать при модернизации урока какой – либо из его элементов как недостаточно творческий и развивающий, и развивающей, например закрепление пройденного или выявление уровня предшествующей подготовки, приводит к снижению качества обучения.
Поэтому на уроках географии чаще всего присутствуют все названные выше элементы урока, и преобладающим является урок комбинированный.
3. Выбор адекватных целям и содержанию методов обучения. Например, если урок посвящен изучению нового материала, включающего объективно трудные теоретически знания, целесообразно использовать рассказ или лекцию учителя с обязательным последующим закреплением основных вопросов.
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Уроки – беседы,
уроки – исследования, уроки – конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т.д. позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока.
Нельзя увлекаться технологическими подходами, направленными на творчество исключая репродукцию. Доказательством является наблюдаемое невысокое качество знаний и умений. Такой обширный по своим фактическим сведениям предмет, как география, нуждается в организации
репродуктивной деятельности.
Новая технология обучения, реализовать которую можно с помощью новых учебников, являет собой единство четырёх основных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного, оценочно-результативного.
При подготовке к уроку нужно помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом.
Методика организации работы предусматривает 6 этапов, которые представлены в таблице:
Этапы организации проектной деятельности учащихся
Стадия работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителей |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию |
|
Планирование | а)Определение источников информации, б)Определение способов сбора и анализа информации, в)Определение способа представления результатов (формы отчета) г)Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, д)Распределение задач (обязанностей) между членами команды | Устанавливают план действий. Формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты | Выполняют исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Результаты и/или выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
Представление или отчет | Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса |
| Участвуют в оценке путем коллективного осуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, креа-тивность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета |
Выбирая различные приёмы на разных этапах учебно-познавательной деятельности, я придерживаюсь концепции личностно-ориентированного обучения, в которой личность ученика в центре внимания.
Принципы этой концепции:
- признание индивидуальности ученика;
- создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Необходимо создать свою систему, стиль, технику работы, где сочетаются разные методы и приёмы.
Выбор различных приёмов направлен на достижение целей и отвечает принципам педагогической технологии.
1. Принцип выбора
В любом обучающем или управляющем действие, где только можно предоставлять ученику право выбора с одним условием – право выбора всегда уравновешивает осознание ответственности за свой выбор.
А) в рамках современной системы обучения
Б) в начале урока предоставлять выбор роли на данном уроке
В) во время урока предоставлять выбор последовательности выполнения заданий, самостоятельно или в парах, форма выполнения задания, выбор источника информации, в конце урока выбор домашнего задания.
2. Принцип открытости
А) не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами решения которые лежат за пределами изучаемого курса.
Б) открытость информации для детей: план темы, раздела, указание основного содержания, в совершенном виде это совместное с детьми проектирование урока. Для этого необходимо обучить детей приёмам обработки информации, разным видам деятельности, коммуникации взаимодействия.
3. Принцип деятельности
Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, чтобы знания становились инструментом с ними нужно работать, применять любые знания, где ученик действует сам или в паре, делает для себя или для других, даже во время лекции, учащиеся составляют свою опору, то есть не просто слушают, а обрабатывают информацию, выделяют главное, фиксируют, то есть работают со знаниями преобразуя их в другую форму.
4. Принцип обратной связи
Регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Учитель отслеживает на уроке выполнение домашнего задания, понимание и усвоение, овладение умениями и навыками, участие ученика в процессе обучения, его настроение, мотивация на каждом уроке с помощью нескольких приёмов проверять теоретические знания и уровень сформировавшихся практических умений.
5. Принцип идеальности или высокий К.П.Д.
Максимально использовать знания, интересы учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования от взаимоопроса до составления контрольных работ и взаимопроверки. Активное вовлечение учащихся в процесс управления своим коллективом, собой, тогда они сами обучают друг друга, чувствуют свою успешность и сами стремятся её подкрепить.
Результат применения педагогических принципов это хорошо организованный труд учителя и учеников, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Умение осуществлять работу в исследовательском режиме необходимо каждому учителю, работающему в школе. Это связано с тем, что, руководя научно- исследовательской деятельностью школьников, мы даём им образец организации исследовательской деятельности.
Учитель – это, прежде всего практик. Функционально он не может и не должен заниматься научной работой. С переходом школы в инновационный режим, педагог нуждается в грамотной организации своей исследовательской деятельности.
Я считаю, что развитие исследовательских навыков, как и всех остальных, начинается на уроке. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя, позволяющая судить о методическом стиле, качестве работы и потенциале работы. От того насколько правильно определить цели, отобрать необходимый материал, определить метод и средства обучения зависит качество обучения и воспитания, успех достижения конечного результата.
Каждый урок имеет большой воспитательный потенциал, каждый урок должен быть личностно-ориентирован.
Трудности при организации проектной деятельности:
постановка ведущих и текущих целей и задач;
поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
осуществление и аргументация выбора;
самостоятельные действия;
сравнение полученного с требуемым;
корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
В процессе работы учащиеся школы выполняли все виды проектов, но некоторые виды проектов учащимися выбираются редко, например, ролевые. Отчасти это происходит из-за того, что такие проекты затратные по времени, а отчасти из-за того, что такой проект под силу только достаточно большой по численности группе (5-7 человек), и организовать совместную работу ребятам сложно, особенно в старших классах, хотя такой серьезный проект как раз ориентирован в большей степени именно на старшеклассников.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6-8 классе. В 6 классе на одном из уроков в начале года учитель рассказывается ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом, и предлагает им сделать творческий проект, например, написать сказку «Путешествие маленькой капельки» о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе «Power Point», и ребята стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.
Основными критериями выбора проектов являются:
оригинальность, доступность, надежность;
техническое совершенство;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобства эксплуатации;
технологичность;
материалоемкость;
стоимость и т. д.
Схема выполнения учащимися творческих проектов
Проблема Осознание проблемной I мини- исследование
области Выявление конкретной потребности
1
2
3
Определение
22
4
конкретной
Защита проекта задачи и ее формулировка
21
Самооценка Выявление основных параметров
5
20
Оформление II исследование
6
Выявление традиций, истории, тенденций
19
Записки, реклама
18
7
Контроль, III исследование
испытание Построение звездочки обдумывания
Коррекция IV исследование
17
8
Выработка идей,
вариантов, альтернатив
Контроль качества
16
Выполнение тех-
нологических
15
операций V исследование
9
Анализ и синтез идей.
Выбор оптимального варианта
Экономическое и
10-0
14
экологическое
обоснование Выбор материалов. обдумывания
11
122
13
Организация Выбор инструмента,
рабочего места оборудования
Разработка технологического процесса
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает:
Постановка проблемы. Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания.
Исследование, заимствование идей. Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.).
Обоснование темы проекта. Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «опорной схемы размышления» (схематичное изображение составляющих творческого проекта).
Исследование объекта проектирования. Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей), изготовление наглядных рисунков, чертежей, таблиц, схем. Дизайн – анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов.
Развитие идей. Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых): выбор материалов, инструментов, оборудования; предварительные экономические расчеты себестоимости; экологические ограничения и достоинства проекта, и т.п.
Планирование. Разработка рациональной технологии исследований с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт.
Организация и технология изготовления проекта. Организация рабочего места. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе доработки.
Подведение итогов. Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы .
Защита проекта. Доклад и демонстрация; ответы на вопросы.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет.
Диапазон опыта
Опыт работы реализуется через систему уроков географии в 6 –11 классах , внеклассную работу, участие в районных и школьных олимпиадах, конкурсах, в работе практических конференциях.
Результативность опыта
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Учащиеся видят перед собой конечный результат- опыт , которой они могут использовать в жизни, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание проекта своими руками возвышает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного .
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения .
Можно предложить следующие темы проектов:
6 класс
Тема проекта | Краткое описание проекта |
| Представления людей о Земле в разные исторические эпохи |
| Как и когда появились первые карты, виды карт, их значение в жизни человека |
| Разные точки зрения на внутреннее строение Земли |
| Причины вращения Земли, ее место среди планет Солнечной системы, на что влияет вращение Земли |
| Земля как планета, ее положение в Солнечной системе, представления древних астрономов |
В 7 классе ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования.
7 класс
Тема проекта | Краткое описание проекта |
Географические открытия | Знаменитые географические открытия |
По следам Робинзона Крузо | Остров Робинзона – миф или реальность? Где находится остров Робинзона? Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам? Остров Робинзона Крузо сегодня. |
На острове сокровищ | Где находится остров пиратов из романа «Остров сокровищ»? Остров сокровищ сегодня. |
Глобальное потепление – | Причины, точки зрения, проблемы, последствия. |
Тайны ледяного континента | Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь? |
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
8 класс
Тема проекта | Краткое описание проекта |
Морские ресурсы России | Можно ли исчерпать морские ресурсы? Чем грозит человечеству истощение морских ресурсов? Есть ли способы восстановления морских ресурсов |
Экологические проблемы морей | Причины экологических проблем, последствия, способы их решения |
Открытие и освоение территории России | Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кем были первооткрыватели земли русской? |
Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия | Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу |
Климатические ресурсы России | Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления? |
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на городскую конференцию «Шаг в будущее». Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.
Требования к проекту:
проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав, то есть должны быть ссылки на источник информации, на автора цитатируемой фразы и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетике оформления;
если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;
отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
использование в проекте соответствующей научной терминологии;
в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
название темы проекта;
актуальность проекта, проблема;
основополагающий и проблемные вопросы;
цели и задачи проекта;
гипотеза решения проблемы;
форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
использованная литература и информационные ресурсы;
сведения об авторе/авторах проекта;
проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников). Для учащихся 6-8 классов проводится детальный разбор проектов при защите.
Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на олимпиадах и конкурсах.
Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и исследовательских работ на уроке. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение информационных и исследовательских проектов является важнейшим элементом процесса обучения географии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует научному образованию. Опираясь на повышенный интерес к практической деятельности на уроках географии, позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих, информационных проектов.
Главным механизмом подготовки учащимися проектов является мотивация к изучению географии. При диагностике мотивации учебной деятельности ставились следующие задачи:
определить уровень познавательных активности учащихся 6-11 классов;
оценить степень устойчивости учебно-познавательной активности учащихся: являются ли эпизодическими, ситуационными или побуждают их к самостоятельному расширению знаний.
При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. В исследовании участвовали 22 учащихся 8—9 классов.
Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:
1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.
Путем сравнительного анализа было получено следующее.
Уровень мотивации учения | Высокая познавательная активность | Средняя познавательная активность | Низкая познавательная активность |
1 уровень | 7 % |
|
|
2 уровень | 7 % | 18 % |
|
3 уровень | 13% | 19 % | 7 % |
4 уровень |
| 13 % | 5 % |
5 уровень |
| 5% | 6 % |
Таким образом, получен следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:
Высокая познавательная активность - 27 %
Средняя познавательная активность - 55 %
Низкая познавательная активность - 18 %.
После выполнения творческих работ учащимися была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты.
Уровень мотивации учения | Высокая познавательная активность | Средняя познавательная активность | Низкая познавательная активность |
1 уровень | 7% |
|
|
2 уровень | 15% | 3% |
|
3 уровень | 17% | 19% | 4% |
4 уровень |
| 16% | 3% |
5 уровень |
| | 3% |
Таким образом, получен следующий показатель познавательной активности:
Высокая познавательная активность - 39%
Средняя познавательная активность - 51%
Низкая познавательная активность - 10 %
В результате использования метода проектов уменьшилось количество учащихся с низкой познавательной активностью на 8% и увеличилось с высокой познавательной активностью на 12% Что позволит учащимся адаптироваться в условиях конкуренции и различных жизненных ситуациях.
Для развития познавательной активности учащихся реализуется система внеклассной работы по географии.
Внеурочная работа по развитию исследовательских навыков учащихся
Практика показала, что заниматься исследовательской деятельностью со школьниками эффективнее в старшем подростковом возрасте. По мнению таких ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.П., старшие подростки 14-15 лет относятся к верхней границе подросткового возраста. Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, жадной деятельности. В этот период начинают формироваться волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Важная особенность этого возраста – формирование активного самостоятельного творческого мышления.
Учитывая возрастные особенности подростков, вовлечение их во внеурочную исследовательскую деятельность позволяет автору данного проекта более эффективно развивать исследовательские навыки. Круг интересов учителя и воспитанников это географическое краеведение. Вот перечень творческих исследовательских работ, которые были выполнены учащимися в последние годы:
Угольный разрез «Тюльганский» Вчера. Сегодня. Завтра;
Забытые хутора Оренбургского района;
Социально-экономическое развитие поселка Кушкуль;
Происхождение географических названий Оренбургской области;
Демографическая ситуация казачьих станиц.
При организации исследовательской деятельности во внеурочное время автором работы используются методические рекомендации:
областного ЦДЮТ по организации исследовательской работы;
Оренбургского ОГУ,ОГПУ «К ведению исследовательских работ»;
- материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Памятка участнику конкурса, выступающему с докладом об исследовательской или опытнической работе».
Важным моментом в организации исследовательской деятельности во внеурочное время является выявление учащихся, склонных к научно-исследовательской работе. Для этого автором проекта используются такие методы, как срезы по выявлению уровня развития исследовательских навыков, наблюдение, анкеты.
Обязательным условием развития исследовательских способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя: научиться быть консультантом.
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
Этапы организации исследовательской деятельности
I этап. Диагностика. Выявление детей предрасположенных исследовательской работе. Роль учителя на данном этапе является доминирующей. Имеет место тесное взаимодействие учителя и учащихся.
II этап. Определение темы, постановка проблемы, цели и задачи. Роль учителя не является доминирующей, учитель выступает в роли консультанта.
III этап. Выполнение работы. Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры, проводится самоанализ, учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Система внеурочной деятельности по географии представлена на схеме 1.
Личность
активная, самостоятельная, компетентная в области географии
Принципы:
-научность,
-наглядность,
-проблемность,
-мотивации,
-индивидуализации,
-рефлексивность и др.
Научное общество «Вокруг света»
Работа с одаренными учащимися
Творческие самостоятельные работы учащихся
Условия:
-материально-техническая база кабинета;
-технологическое оборудование,
-изготовленное учащимися;
-творческие работы учащихся;
Реализация через инновационные методы и технологии
Диагностика знаний, умений и навыков
В течение года традиционно проводится «Интеллектуалы 21 века» где ребята представляют к защите свои проекты.
Критерии оценивания проектов учащихся
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов |
Актуальность поставленной | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 |
Насколько работа является новой? Обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1 | |
Верно ли определил автор актуальность работы? | От 0 до 1 | |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | |
Теоретическая и/или |
| От 0 до 2 |
| От 0 до 2 | |
| От 0 до 1 | |
Методы исследования |
| 1 |
| 1 | |
Качество содержания |
| 2 |
| 2 | |
| 1 | |
| 2 | |
| 1 | |
Качество продукта проекта |
| От 0 до 2 |
| От 0 до 2 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 |
Продолжение
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов |
Компетентность участника |
| От 0 до 2 |
| От 0 до 2 | |
| От 0 до 2 | |
| От 0 до 2 | |
| От 0 до 2 | |
Итого | Сумма баллов | Максимум |
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
65-80% – оценка «3»;
80-90% – оценка «4»;
90-100% – оценка «5».
ВЫВОДЫ: Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к работе на следующем этапе.
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.
Заключение
Организация исследовательской работы учащихся на уроках географии способствует формированию аналитического и критического мышления, развитию умений работать с дополнительной, в т.ч. научной литературой, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, развивать у учащихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.
Исследовательская деятельность помогает ученику активно включаться в самостоятельный процесс добывания знаний, роль учителя вести, сопровождать и направлять его. Учитель получает возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому ученику, организуя взаимодействие. Таким образом осознание учеником значимости своей работы, как исследования определённой темы формирует самоуспешность, способность к нестандартному мышлению, поиску самостоятельного решения поставленных проблем и задач в исследованиях.
Продолжением урочной деятельности служит внеурочная исследовательская деятельность учащихся. Занятие учебно-исследовательской деятельностью во внеурочное время трудоемкое. Трудозатраты выражаются в выделении дополнительного времени на консультации, на поиски нужной информации, на работу с дополнительной литературой, на проведение исследования.
При выполнении исследовательских работ школьники учатся выявлять проблемы, осуществлять сбор информации и наблюдений и использовать их в различных видах деятельности, оценивать свои результаты и делать выводы. Учатся ориентироваться в информационном пространстве, без чего сейчас нельзя обойтись.
Обучение учащихся, руководство исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время строятся на принципах взаимного уважения, доброжелательности, деловых отношений, поощрения инициативы и самостоятельности.
Опыт работы показал, что те дети, которые активно занимались исследовательской деятельностью, при прохождении итоговой аттестации в виде ЕГЭ, показывают более высокий результат. Опрос школьников доказывает, что организация самостоятельной познавательной деятельности позволит им в дальнейшем успешно обучаться и поможет в выборе профессии.
Задача учителя – выявить учащихся, способных к исследованию, трудолюбивых, целеустремленных.
Задача ученика – максимально проявить эти качества, показать результат своей работы, самоутвердиться. Учащиеся самосовершенствуются, определяются в выборе учебной деятельности.
Практика нашей школы убедительно показывает, что исследовательская деятельность создаёт условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и помогает дальнейшему самоопределению. Приобретаемые качества личности учащиеся могут применить во многих жизненных ситуациях.
Приложение 1
Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста-географа.
ПримерА
«Подъём был едва заметен. Около 11 часов утра пришлось обогнуть небольшое озеро… Над озером поднимались в гору льяносы – обширные, поросшие злаковыми растениями пространства, где пасся скот индейцев.
Вскоре отряд наткнулся на болото, тянувшиеся к югу и северу. Дорога становилась круче и каменистее; камни шумным каскадом скатывались из – под мулов… Дальше дорога стала не только трудной, но даже опасной. Подъёмы сделались более крутыми, пропасти угрожающе глубокими, тропинки по их краю становились всё уже и уже. Здесь трава ещё боролась с камнями, но уже чувствовалась победа минерального царства над растительным.»
(Жюль Верн «Дети капитана Гранта»)
Ответ: В отрывке описана высотная поясность в Андах.
ПримерА
Ветер с моря дул,
Разгонял беду.
И сказал ты мне:
Больше не приду.
- В какое время суток он это сказал?
Ответ: Днём, т.к. бриз дует в дневное время с моря на сушу.
Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что..»), ученики сигнализируют о своём согласии или несогласии с помощью обратной связи и сразу корректируют свой ответ.
Пример Б
1. К внутренним водам относятся моря, реки, озёра, ледники, болота и искусственные водоёмы.
2. Распределение речной сети зависит от рельефа и климатических условий.
3. Большинство рек Африки относятся к бассейну Индийского океана.
4. Самая полноводная река Африки – Замбези.
5. Водопад Виктория на реке Замбези был открыт английским путешественником Ливингстоном.
6. Вторая река Африки – Нигер, полноводна круглый год и дважды пересекает экватор.
7. В Африке много озёр ледникового происхождения, крупнейшее из них - Танганьика.
8. Чад – озеро, имеющее свои размеры в зависимости от времени года.
9. Подсчёты учёных показали, что запасы подземных вод в центральной части Сахары незначительны.
Ответ: 010 010 010
Да- 1, нет- 0
Найти смысловую ошибку в тематическом тексте.
ПримерВ: Рассказ бывалого моряка.
По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь.
Громадная волна – цунами – то поднимала нас , то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.
Найти «лишнее» слово из списка , дать объяснение выбору.
ПримерГ
Верхнее, Мичиган, Виннипег, Эри, Онтарио.
( Виннипег не входит в систему Великих озёр)
«Починить цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями.
Пример Д
Тема: «Внутренние воды»
1. Уменьшилось количество планктона.
2. На берегу Байкала построили 2 ЦБК.
3. Уменьшилось количество хищной рыбы, питающейся рыбой, которая питается планктоном.
4. Ухудшилось качество воды.
5. Резко снизились уловы рыбы в озере.
6. Уменьшилось количество рыбы, питающейся планктоном.
Ответ: 2-4-1-6-3-5
Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним).
ПримерЕ
- Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи -… (горы)
Пример2 В этой стране.
*В этой стране действует старейшая в мире конституция
* В этой стране был открыт первый в мире заповедник, прославленный своими гейзерами и разнообразием животного мира.
* Оскар Уайльд говорил о данном государстве: «Молодость – самая старая традиция этой страны, этой традиции уже 300 лет».
Ответ: США
Решить развивающий канон – «прочитать» его решение устно.
ПримерЗ: Россия – Москва
Египет - ?
Франция - Париж
Решить задачу с географическим содержанием на основе изученных алгоритмов.
ПримерИ
1. У подножья горы Народной нормальное атмосферное давление. Какое давление испытывает геолог на её вершине?
2. Рассчитать уклон падения реки Волга.
Заключение
Организация исследовательской работы учащихся на уроках географии способствует формированию аналитического и критического мышления, развитию умений работать с дополнительной, в т.ч. научной литературой, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, развивать у учащихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.
Исследовательская деятельность помогает ученику активно включаться в самостоятельный процесс добывания знаний, роль учителя вести, сопровождать и направлять его. Учитель получает возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому ученику, организуя взаимодействие. Таким образом осознание учеником значимости своей работы, как исследования определённой темы формирует самоуспешность, способность к нестандартному мышлению, поиску самостоятельного решения поставленных проблем и задач в исследованиях.
Продолжением урочной деятельности служит внеурочная исследовательская деятельность учащихся. Занятие учебно-исследовательской деятельностью во внеурочное время трудоемкое. Трудозатраты выражаются в выделении дополнительного времени на консультации, на поиски нужной информации, на работу с дополнительной литературой, на проведение исследования.
При выполнении исследовательских работ школьники учатся выявлять проблемы, осуществлять сбор информации и наблюдений и использовать их в различных видах деятельности, оценивать свои результаты и делать выводы. Учатся ориентироваться в информационном пространстве, без чего сейчас нельзя обойтись.
Обучение учащихся, руководство исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время строятся на принципах взаимного уважения, доброжелательности, деловых отношений, поощрения инициативы и самостоятельности.
Опыт работы показал, что те дети, которые активно занимались исследовательской деятельностью, при прохождении итоговой аттестации в виде ЕГЭ, показывают более высокий результат. Опрос школьников доказывает, что организация самостоятельной познавательной деятельности позволит им в дальнейшем успешно обучаться и поможет в выборе профессии.
Задача учителя – выявить учащихся, способных к исследованию, трудолюбивых, целеустремленных.
Задача ученика – максимально проявить эти качества, показать результат своей работы, самоутвердиться. Учащиеся самосовершенствуются, определяются в выборе учебной деятельности.
Практика нашей школы убедительно показывает, что исследовательская деятельность создаёт условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и помогает дальнейшему самоопределению. Приобретаемые качества личности учащиеся могут применить во многих жизненных ситуациях.
Список используемой литературы
Гечелев И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы. – 1998. - № 4. - с.3-16.
Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании. // Школьные технологии. – 1997. - № 1. – с.3-10.
Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе – условие развития познавательной активности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3.
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1991.
Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании. // География в школе. – 2002. - № 6. – с. 37-43.
Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. // География в школе. – 2006. - № 1. – с.55-61.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. // Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Фридман Л. Проблемная организация учебного процесса. – М.: Просвещение, 1990.
Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности. 6 -9 классы. – М.: Дрофа,1997.
Добровольский В.В. Практикм по географии почв с основами почвоведения. Учеб. Пособие для вузов. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacil/htm
http://www.andtcs.ru
http://www.orenipk.ru
http://www.pervoesentaebra.ru
http://www.apkro.redline.ru