«Духовно – нравственное развитие и воспитание в рамках внеклассной работы
в МБОУ СОШ № 18 села Синегорск»
«Знания без воспитания –
это меч в руках сумасшедшего».
Д.И.Менделеев
Одной из приоритетных целей воспитания и развития обучающихся в рамках ФГОС второго поколения является духовно-нравственное воспитание. Это «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». [1,с. 12]
В концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России поставлены цели и задачи воспитания и социализации обучающихся,
раскрыта система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определены основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в МБОУ СОШ № 18 села Синегорск является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания МБОУ СОШ № 18 села Синегорск:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Внеурочная деятельность для 1-4 классов: 77 чел.
Охват учащихся предметным дополнительным образованием составляет 191 чел./100%.
II.Внеурочное дополнительное образование в школе:
-вокальный кружок «Голос» (2-11 кл.);
-хоровой кружок «Ступени» (2-11 кл.);
-объединение «Лидер», «Луч», «Кит» (клуб интеллектуального творчества)
-объединение «Синегорье» (спортивный клуб);
-объединение «Наследие» (историко-этнографический клуб).
ДО школы представлено следующими направлениями:
1.Художественное: а) вокальный и хоровой кружки, под руководством педагога-организатора, учителя музыки и ритмики – Расновской Т.А. (охват учащихся – 92 человека/48%);
б) кружок по изобразительному искусству «Мир глазами детей» Руководитель: Сергеева В.Н. -учитель ИЗО
в) кружок « В мире танца» Руководитель: Занаева А.Т. -учитель иностранного языка
2.Социально-педагогическое:
- объединение «Лидер», под руководством педагога-организатора, учителя музыки и ритмики – Расновской Т.А. (охват учащихся – 20 человек/10%),
- волонтёрское объединение «Луч», руководитель – учитель русского языка и литературы,– социальный педагог школы- Любушкина Л.Е.(охват учащихся – 12 человек/6%).
3. Интеллектуально-познавательное:
- объединение «Кит», руководитель - Климова Г.В., учитель английского языка (охват учащихся – 12 человек/6%).
-Экскурсионная деятельность.
4. Спортивно-оздоровительное:
- объединение «Синегорье» (спортивный клуб), руководитель – Шкапоров В.Б. и Рязанов Г.С. (охват учащихся – 10 человек/5%).
5. Историко-этнографическое:
объединение «Наследие», руководитель –
Миненко В.К., учитель русского языка и литературы (охват учащихся 16 чел./8%).
6. Патриотическое.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся МБОУ СОШ № 18 села Синегорск
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В настоящее время актуальными становятся проблемы духовности, морали, этики. В нашей школе мы стремимся сформировать духовно богатую, высоконравственную , образованную и творческую личность.
Реализация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется через интеграцию основных видов деятельности: внеурочной, внешкольной и общественно-полезной.
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Все это учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Список литературы
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения». - М., Просвещение, 2014