СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта Метод проектной деятельности как средство формирования основных компетентностей обучающихся начальных классов в МОКУ Долдыканской средней общеобразовательной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы по теме Метод  проектной деятельности как средство формирования основных компетентностей обучающихся начальных классов. Статья сопровождается презентацией с одноименным названием.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта Метод проектной деятельности как средство формирования основных компетентностей обучающихся начальных классов в МОКУ Долдыканской средней общеобразовательной школы»


Обобщение опыта работы Денисовой Анастасии Валерьевны по теме:

«Метод проектной деятельности как средство формирования основных компетентностей обучающихся начальных классов в Долдыканской средней общеобразовательной школы»


Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.

Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности. Основной целью этой работы мы ставим использование метода проектной деятельности как средство формирования основных компетентностей обучающихся.

Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент

Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению.…Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс.

Рассмотрим Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».



Проектная деятельность ставит перед собой конкретные цели и задачи.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи:

  • включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);

  • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

  • развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи, давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы сталкиваемся со многими трудностями.

Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.

Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы. Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап на кружке «Знакомство с Интеллектиком», где включаем творческие работы учащихся (рисунки, аппликации, поделки), устные рассказы, пантомимы, спектакли в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Приведу пример одного из первых кружковых занятия – краткосрочного мини-проекта «Расскажем о себе и покажем свои способности», проведённого во втором классе:




Тема: Расскажем о себе и покажем свои способности.

Цели: создавать условия для развития общеинтеллектуальных умений (операция анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей) ;

развивать познавательную сферу через развитие психологических свойств личности;

учить использовать приёмы поисковой и творческой деятельности;

создавать условия для развития навыка общения;

отрабатывать навык работы с компьютером;

создавать условия для развития навыка самостоятельной работы по «внутреннему» плану действий, анализировать, сравнивать, обобщать.

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап.

  2. Самоопределение к деятельности.

-Как называется наш кружок? (Знакомство с Интеллектиком)

-Для чего мы приходим на занятия? (Научиться чему-то новому)

-Чему учимся на этом кружке? (Создавать проекты)

-Что такое «ПРОЕКТ»? (Работа с Толковым словарём )

-Как вы думаете, чем сегодня мы займёмся? (Создание проекта)

III. Определение задач занятия.

-Прочитайте тему занятия. Расскажем о себе и покажем свои способности. Какие задачи поставим перед собой, чтобы создать новый проект по этой теме?

(Выбрать способы достижения цели: рисунок, рассказ, пантомима

Подготовиться к выступлению

Выступление)

-С чего начнём? (Подготовка к проекту)

-Из каких этапов будет состоять наша работа? (1. Определение цели. 2. Сбор информации. 3. Выбор способов достижения цели. 4. Результативная деятельность.5. Демонстрация результатов.)

IV. Физминутка.


V. Практическая работа.

1. Подготовительная работа.

-Нам понадобится много времени, чтобы его сэкономить поиграем в игру «Антонимы и синонимы».

(На доске в два столбика располагаются слова и записываются для того, чтобы помочь учащимся обогатить свою речь словами, которые помогают описать человека. Эти слова обучающиеся будут использовать для составления рассказа о себе и своих способностях)

-Я называю слово, вы называете антоним, к антониму подбираете синонимы, все слова записываем на доску.


(Примерные варианты:

Лениться-трудиться, работать…

Молчать-петь, рассказывать…

Грустить-веселиться, развлекаться…

Ненависть-любовь, доброта…

Двоечник-отличник, хорошист…

Глупый - умный, сообразительный…)

-А теперь, используя эти и другие слова, подготовьте выступление о себе. Сопровождать свою работу можно по-разному. Найдите для себя тот вариант, который поможет вам раскрыть свои таланты.


2. Составление плана.

-Давайте составим план работы. Что нужно сделать на занятии?

(Рассказать о себе)

-Какими умениями и способностями обладает человек?

(-физическими: ходить, дышать, моргать…

-умственными: думать, мечтать…

-учебными: читать, писать, считать…

-трудовыми: клеить, лепить, рисовать…

-психологическими: стыдиться, радоваться, веселиться, огорчаться…

- и другие…)

-О каких своих способностях вы бы хотели рассказать? Подумайте и постарайтесь отразить это в своих работах. Это будет I пункт плана.

-Определитесь, как рассказать другим ребятам о себе: в рассказе, пантомимой, автопортретом, коллажем, фотографиями, песней…? Выбор формы проекта – это II пункт плана.

-Затем приступим к сбору материалов, инструментов, информации и т.д.

-Третьим пунктом станет выполнение работы и подготовка к выступлению – защите проекта. И последним пунктом является само представление – выступление.


- План запишем на доске: I. Мои способности и умения, о которых

я хочу рассказать.

II.Выбор способа выполнения проекта.

III.Подготовка. Результативная деятельность.

IV.Выступление. Демонстрация результата.

-Ваша задача подготовиться рассказать о себе любым способом. Можно приступить к работе.

VI.Выступления обучающихся – защита проектов.

Из 5 учеников трое показали пантомиму, двое приготовили рассказ о себе.


VII.Итог занятия. Рефлексия.

-Давайте поделимся впечатлениями от занятия. Выберите предложение

и продолжите его:

  • На занятии я узнал…

  • На занятии я похвалил бы себя за…

  • После кружка мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…

- А теперь измените эти предложения так, чтобы можно было рассказать о работе ваших одноклассников.

(Ребята с удовольствием работали на занятии, подготовка к защите не заняла много времени, поэтому удалось на одном занятии провести и подготовку к осуществлению проекта «Расскажем о себе и о своих способностях» и увидеть результат работы. Но если бы кто-то из детей выбрал другой вид работы – песня, рисунок, аппликация, – проект был бы рассчитан на другое время.)

Из этого занятия вытекают определённые выводы: дети уже имеют некоторый навык проектной деятельности – формулировка целей, знакомство с разными формами подачи проекта (рассказ, рисунок, пантомима…).

В течение первого полугодия велась работа над такими проектами: «Алфавит», «Сказки Чуковского», во втором полугодии - «Занимательная Математика», «Сказки Пушкина». Работая над этими проектами, поэтапно решались проблемы, возникшие перед нами:

  • сбора информации – мы столкнулись с проблемой недостаточности кругозора детей, привлекали родителей для сбора информации, поиски литературы со специализированной информацией;

  • обработки информации – поиск конкретных сведений по теме проекта, дающих возможность с разных сторон исследовать тему проекта;

  • оформления собранных материалов – рисунок, стих, песня, сказка, книжка-малышка, папка-раскладка, устный рассказ, спектакль, пантомима, презентация, видеоролик, фотоальбом, мультфильм и т.д.

  • представления собственной работы – доклад, защита презентации и т.д.

  • разновидности структур проектной деятельности – коллективный проект, индивидуальный, групповой.

Важным моментом работы над первым серьёзным проектом оказалось желание обучающихся копировать деятельность других обучающихся – сам ничего не придумываю, а повторяю за другими ребятами – это тоже большая проблема – искать свои способы самовыражения.

Работа над разными проектами дала возможность к концу первого года обучения сформировать план, по которому легко выполнять работу над проектом:

План:

1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.


2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)


3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.


4. Определение цели и задач проекта.


5. Составление плана работы над проектом.


6. Сбор информации:


  • анализ предметной и дополнительной литературы;


  • опрос;


  • использование коммуникативных источников;


  • посещение музеев, выставок, библиотек.


7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.


8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).


9. Защита проекта.


Конечный этап работы над проектом – рефлексия.


Для 2 класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

Предлагаю вашему вниманию несколько проектов, созданных моими учениками: проект «Праздничный стол» - аппликация «Чаепитие» и работа из пластилина «Любимые блюда моей семьи»;

проект по русскому языку «И в шутку, и всерьёз…» - презентации на компьютере;

проект «Письмо Дедушке Морозу» - оформление открытки рисунком и написание рассказа о себе, своих родителях, о мечте, которая является главной в этом году.

Создание компьютерной презентации заняло длительное время, так как навык работы обучающихся на компьютере очень слабый. Нужно отметить, что поиск занимательных и юмористических заданий вызвал большие затруднения среди ребят: только один ребёнок сумел подготовить задания с помощью родителей, остальные ребята нуждались в помощи педагога. После совместной подготовительной работы обучающихся и педагога задания были сформулированы и напечатаны в форме презентаций. Только два ученика смогли довести работу до логического завершения и защитить свои работы, остальные ребята потеряли интерес к проекту. Работа осуществлялась на единственном компьютере и каждому ученику приходилось ждать своей очереди, работа каждого ребёнка растянулась на несколько дней, работа над проектом велась в свободное от уроков время – эти проблемы и послужили причинами неудачи в создании проекта по русскому языку «И в шутку, и всерьёз…». Причины данного неуспеха были озвучены на родительском собрании и принято решение: обучающимся нужно чаще работать на компьютере дома для развития навыка печатания текстов на клавиатуре.

Ещё одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.

Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 1—4 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Групповая работа позволяет и детям и учителю:

· организовать эффективно учебный процесс;

· приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

· использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

· органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.

Важно выработать правила работы в группах. Мы с детьми выработали правила работы в группах :


· не говорить всем сразу;


· всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);


· перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;


· не спорить зря, а доказывать, объяснять;


· стараться понять друг друга;


· возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Валера, ты не сказал, что …”.


Также есть правила, чего не стоит делать при организации групповой работы.


· Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);


· Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;


· Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.


Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава:


· чёткий инструктаж учителя;


· начало и конец работы по определенному сигналу;


· подведение итога самостоятельной работы;


· учить разговаривать (общаться) вполголоса.


Работа над проектными задачами в начальной школе это первая ступень работы над проектами, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе. В основной школе формы и виды сотрудничества детей многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по-прежнему большие возможности представляет организация совместной деятельности школьников на уроках, поскольку она предполагает успешно ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников.


О том, как мы формируем основные компетентности в начальной школе мы вам показали, но, задача основной школы соблюсти принцип преемственности. ФГОСами второго поколения предусмотрена система заданий направленная на развитие УУД в основной школе. Хочу обратить ваше внимание, что речь идёт о специальных заданиях, направленных на формирование компетентностей, т. к. формирование УУД происходит на каждом уроке, занятии .

В рамках любых учебных дисциплин или внеурочных занятий можно детям предложить задания по созданию проектов. Таким образом ФГОСами предусмотрено непрерывное формирование УУД, формирование основных компетентностей,принципы преемственности являются основополагающими на всех ступенях обучения.