Приём Удивление. Имеет ярко окрашенный эмоциональный оттенок. Это то, что зажигает, задевает и увлекает. Очень эффективный приём, мотивирует не только познавательную активность учащихся при изучении темы, но и создаёт на уроке ситуацию успеха не только сильным, но и слабым ученикам. Чем можно удивить на уроке географии? Нестандартным началом урока. Это может быть яркий видеофрагмент, звуки природных явлений (тема Атмосфера). Репродукция картины (тема Гидросфера), музыкальный фрагмент (тема Погода и Климат). А можно поиграть в слова и внести элемент загадочности, непредсказуемости действия на уроке или отправится в увлекательное путешествие (тема Литосфера) или ввести в начало урока игровую ситуацию (тема Биосфера). Приём свобода выбора домашнего задания. При определении домашнего задания для учащихся предлагаю два – три варианта, с выбором задания. Данный приём разгружает ученика эмоционально, ведь есть выбор, а с другой стороны стимулирует к его выполнению, ведь выбрал сам. Таким образом, чаще всего на своих уроках, я использую такие приёмы эмоциональной мотивации, как : - создание ярких наглядно-образных представлений; - создание ситуации успеха; - учебно-познавательная игра; - индивидуальный выбор домашнего задания. | Приём создание проблемной ситуации, требующей многофункциональной деятельности учащихся на уроке. Суть приёма заключается в том, что перед учащимися ставится некая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, которые ему необходимо усвоить согласно теме урока. Этот приём эффективен при групповой работе на уроке, позволяющей апеллировать разными вариантами мнений и суждений. Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся. Данный приём активно включает личные УУД учащихся класса.
Приём создание "Кластера" по изученной на уроке теме. Суть приёма заключается в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в определённом порядке в виде "грозди"-схемы. Составление кластера позволяет учащимся свободно, открыто думать по поводу какой-либо темы. Используется при актуализации, систематизировании знаний, для стимулирования постановки собственных целей по какой-либо теме, вопросу - на стадии Вызова. На стадии Осмысления кластер помогает фиксировать фрагменты новой информации. На стадии Рефлексии - группировать понятия, устанавливать между ними логические связи. В начале урока дети заполняют кластер, записывают туда то, что им известно по новой теме, а в конце урока они добавляют в кластер то, что узнали. | Приём предъявления учебных требований. Сегодня для учителя географии имеется большой выбор нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологические диктанты, взаимопроверка номенклатуры географических названий, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля. Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии. В начале разделов и многих тем учебников приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. Мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если...» — и т.д. Приём самооценки и рефлексии учебной деятельности. Этот приём мотивации помогает ученикам сформулировать полученные результаты в ходе учебной деятельности, определить цели для дальнейшей работы, а так же скорректировать свои последующие действия. | Приём заинтересованности в результатах коллективной работы. Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. На таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы. В условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес. Приём Развитие желания быть полезным обществу. Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации. |