СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта Методы мотивации учебной деятельности учащихся на современном уроке

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель проводит обобщение приёмов и методов, формирующих учебную мотивацию через различные методы: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные.  

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта Методы мотивации учебной деятельности учащихся на современном уроке»

Методы мотивации учебной деятельности обучающихся

на современном уроке географии.


В данной таблице приведены примеры мотивационных методов, используемые мной на уроках, но это не значит, что нет других, есть и другие. Я сама очень эмоциональный человек, играю на фоно, окончила музыкальную школу, увлекаюсь живописью, фотографией. Поиграть в слова, внести элемент загадочности и таинственности на уроке по географии можно практически на каждом уроке. Для меня принципиально важным является тесное взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сфер процесса обучения и развития. Психологический настрой ученика на урок играет очень важную роль, учеба должна давать детям радость и протекать на фоне положительных эмоций, при которых ребёнок чувствует себя спокойно. Поэтому эмоциональная составляющая моего урока занимает определённое место, и чаще всего, именно в начале урока. Методы проблемно-развивающего обучения являются ведущими в моей учительской деятельности. Бесконечная цепочка взаимосвязанных умозаключений, интерактивный режим диалога ученика с учителем ведёт к взаимопониманию, взаимодействию и, конечно же, являются мотивирующим фактом. В 5 классе ребята учились составлять кластеры по ключевому слову урока, а в шестом для них этот приём-норма. Рефлексия – важная составляющая процесса развития и познания, позволяет видеть динамику успешности. Самооценка – действенный стимул в достижении результата. Ученики в тетради записывают личную цель урока, а по окончании урока отмечают результат её достижения, указывают проблемы. Но работа в данном вопросе должна совершенствоваться. Мне нравятся многофункциональные уроки, требующие самых разнообразных мыслительных операций, наблюдений, включающие элементы исследования, практического применения знаний. Считаю, что всё это, позволяет не только мотивировать учеников, но и повышать результативность обучению предмету география.  

Эмоциональные   методы мотивации

Познавательные   методы мотивации

Волевые   методы мотивации

Социальные методы мотивации

Приём Удивление. Имеет ярко окрашенный эмоциональный оттенок. Это то, что зажигает, задевает и увлекает. Очень эффективный приём, мотивирует не только познавательную активность учащихся при изучении темы, но и создаёт на уроке ситуацию успеха не только сильным, но и слабым ученикам.

Чем можно удивить на уроке географии? Нестандартным началом урока. Это может быть яркий видеофрагмент, звуки природных явлений (тема Атмосфера). Репродукция картины (тема Гидросфера), музыкальный фрагмент (тема Погода и Климат). А можно поиграть в слова и внести элемент загадочности, непредсказуемости действия на уроке или отправится в увлекательное путешествие (тема Литосфера) или ввести в начало урока игровую ситуацию (тема Биосфера).

Приём свобода выбора домашнего задания.

При определении домашнего задания для учащихся предлагаю два – три варианта, с выбором задания. Данный приём разгружает ученика эмоционально, ведь есть выбор, а с другой стороны стимулирует к его выполнению, ведь выбрал сам.

Таким образом, чаще всего на своих уроках, я использую такие приёмы эмоциональной мотивации, как :

- создание ярких наглядно-образных представлений;

- создание ситуации успеха;

- учебно-познавательная игра;

- индивидуальный выбор домашнего задания.


Приём создание проблемной ситуации, требующей многофункциональной деятельности учащихся на уроке. Суть приёма заключается в том, что перед учащимися ставится некая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, которые ему необходимо усвоить согласно теме урока.

Этот приём эффективен при групповой работе на уроке, позволяющей апеллировать разными вариантами мнений и суждений. Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся.  Данный приём активно включает личные УУД учащихся класса.



Приём создание "Кластера" по изученной на уроке теме. Суть приёма заключается в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в определённом порядке в виде "грозди"-схемы. Составление кластера позволяет учащимся свободно, открыто думать по поводу какой-либо темы.

Используется при актуализации, систематизировании знаний, для стимулирования постановки собственных целей по какой-либо теме, вопросу -  на стадии Вызова. На стадии Осмысления кластер помогает фиксировать фрагменты новой информации. На стадии Рефлексии - группировать понятия, устанавливать между ними  логические связи. В начале урока дети заполняют кластер, записывают туда то,  что им известно по новой теме, а в конце урока они добавляют в кластер то, что узнали.


 Приём предъявления учебных требований. Сегодня для учителя географии имеется большой выбор нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологические диктанты, взаимопроверка номенклатуры географических названий, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля. Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии. В начале разделов и многих тем учебников приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. Мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если...» — и т.д.

Приём самооценки и рефлексии учебной деятельности. Этот приём мотивации помогает ученикам сформулировать полученные результаты в ходе учебной деятельности, определить цели для дальнейшей работы, а так же скорректировать свои последующие действия.


Приём  заинтересованности в результатах коллективной работы.

Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

На таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы. В условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.


Приём Развитие желания быть полезным обществу.

Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации.




Эмоциональные   методы мотивации

Познавательные   методы мотивации

Волевые   методы мотивации

Социальные   методы мотивации

поощрение;

порицание.

учебно-познавательная игра;

создание ситуации успеха;

свободный выбор задания;

удовлетворение желания быть значимой личностью


«мозговая атака»;

выполнение творческих заданий;

познавательный интерес;

создание проблемной ситуации;

побуждение к поиску альтернативных решений;

предъявление учебных требований;

формирование ответственного отношения к учению;

познавательные затруднения;

стимулирующее оценивание;

информирование об обязательных результатах обучения;

заинтересованность в результатах коллективной работы;

рефлексия поведения;

прогнозирование будущей деятельности;

развитие  желание быть полезным отечеству;

побуждение подражать сильной личности;

опора на жизненный опыт;

создание ситуации взаимопомощи;

поиск контактов и сотрудничества;

самооценка деятельности и коррекция;

взаимопроверка;

развивающая кооперация;

рецензирование;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!