МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Рузаевского муниципального района
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
учителя истории и обществознания
Митричевой Марины Борисовны
«Проектная деятельность как условие
повышения мотивации обучения учащихся»
2019 год
«Наиболее глубокий след оставляет то,
что тебе удалось открыть самому».
Джордж Пойа
Я, Митричева Марина Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» Рузаевского муниципального района. Работаю в школе 15 лет. Закончила с отличием МГУ им. Огарева, получила специальность историка. Имею высшую квалификационную категорию.
Преобразования в обществе и изменения в Российском образовании за последние годы требуют и от педагога нового подхода к процессу обучения. Вместо усвоения учащимися готовых знаний, умений и навыков требуется научить их самих приобретать эти знания и применять в реальной ситуации. И я считаю, что именно проектная деятельность позволяет ребятам приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем–то знакомым и понятным из их реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Моей главной задачей, как учителя, стало сделать процесс обучения более ярким, мотивирующим и результативным. Изучив опыт работы педагогов-практиков, остановилась на одном из эффективных методов повышения познавательной активности, это вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. Пятый год активно применяю в своей практике исследовательскую деятельность как на уроках так и во внеурочное время, учитывая, широкие возможности предмета в этом направлении.
И в данное время я работаю над темой: «Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся». Жизнь современного школьника - это процесс самопознания и саморазвития личности, где во главу угла ставится смысл действий и поступков, им совершаемых. Из опыта работы могу сказать, что важным стимулирующим фактором для обучающихся является возможность разработать и представить собственный проект по интересующей теме. К тому же проектная деятельность напрямую связана с применением новейших информационных и компьютерных технологий, а это как раз та область, которая, несомненно, интересна большинству современных учащихся. Также каждый проект предполагает изучение ряда научных и исследовательских материалов, но при этом участники проектной деятельности должны составить собственную точку зрения на рассматриваемый вопрос, обосновать собственные выводы. К этому я и стремлюсь, это и есть цель моей работы. Достигнув успеха, любой человек поверит в себя, надо только немного ему помочь. И каждый ученик может научиться учиться!
Педагогические результаты, полученные мною за последние годы, следующие: повышение мотивации, создание возможности для развития творческой личности; осознающей конкретную цель и задачи обучения; достижение действительных, а не мнимых результатов.
Мои ученики активны не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Они создают и защищают проекты на научно-практических конференциях разного уровня; участвуют в предметной олимпиаде, различных мероприятиях. Они имеют свои достижения. (Это можно увидеть в моем портфолио).
Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся:
предмет | Средний балл |
2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
история | 52 % | 55% | 58% |
обществознание | 54 % | 58% | 60% |
и их внеурочной деятельности:
Всероссийский уровень |
2017 | Конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Первый шаг к успеху» | Усик Валерия | Победитель |
2018 | Конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Первый шаг к успеху» | Лайкина Дарья | Призёр |
Республиканский уровень |
2017 | Конкурс исследовательских работ «Лучший урок письма» | Ромашова Анна | Призёр в номинации «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи» |
2017 | Конкурс исследовательских работ «Лучший урок письма» | Ромашова Анна | Победитель в номинации «Рецепты счастливой семьи» |
2018 | Конкурс сочинений «Герои рядом. 100 примеров мужества» | Ларин Ильшат | Победитель |
Муниципальный |
2015 | Конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» | Кожевникова Евгения | Призёр |
2017 | Конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» | Усик Валерия | Победитель в номинации «Школьный музей» |
2018 | Научно – практическая конференции школьников «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РЕСПУБЛИКА» | Ларин Ильшат | Победитель |
2019 | Научно – практическая конференции школьников «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РЕСПУБЛИКА» | Ларин Ильшат | Призёр |
Литература.
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.
– Народное образование. – М., 2000, № 9.
Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1.
Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11.