Обобщение опыта «Организация индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете и семьями СОП»
Каковы же причины столь бурного роста преступности несовершеннолетних?
Перечислим лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные из них:
Последовательная пропаганда средствами массовой информации культу насилия и неограниченной власти денег;
Отсутствие ориентации на духовные ценности;
Отсутствие правовой пропаганды и ее низкий уровень;
Безответственность родителей за воспитание детей;
Основными направлениями работы является:
Работа с педагогическим коллективом;
педагогическое просвещение преподавателей, классных руководителей;
организационно-методическая работа:
участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях;
участие в организации и проведении семинаров-практикумов;
подбор литературы по социально-педагогическим проблемам для участников воспитательного процесса;
работа с учащимися школы (трудоустройство, учащиеся «группы риска», семьи «группы риска»;
профилактика правонарушений среди учащихся
работа с родителями;
КДН и ЗП;
органами опеки и попечительства;
правоохранительными и правозащитными органами и т.д.
индивидуальная и групповая работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении (многодетными, неполными и т. д.);
педагогическое просвещение родителей.
Для более удобного контроля и учетности по данным направлениям разработаны и ведутся журналы:
-журнал протоколов, бесед с учащимися и их родителями;
-журнал взаимодействия специалистов с учащимися оказавшимися в социально-опасном положении;
-социальные карты на учащихся (Ф.И.О. состоящего на учете);
С помощью такой формы очень легко отслеживать ежедневную работу. Так же собирается накопительный материал (акты обследования семьи, характеристика, план индивидуальной профилактической работы, план работы педагога-психолога, выписки оценок и пропусков занятий).
Стадия сотрудничества.
Отлаженная и скоординированная работа со специалистами смежных структур, разработан план совместной профилактической работы социальных педагогов с ПДН. Также ведется тесное сотрудничество учреждениями дополнительного образования: ДШИ, ДДТ, ДЮСШ. Важную роль в организации и проведении профилактической работы с подростками оказывает Центр занятости, Органы опеки и попечительства, социальная защита населения, социальный патронаж.
Мониторинг работы социально-педагогической службы показывает снижение роста правонарушений несовершеннолетних средней общеобразовательной школы за 3 года. Разработан индивидуальный план работы с каждым учеником, состоящим на учете. Совместно с классными руководителями ведется ежедневное наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков и школы учащимися, состоящими на всех видах учета. Постоянно проводятся индивидуальные беседы о вреде курения, сквернословия. Согласно графика работы проводятся тематические беседы с детьми и их родителями на темы: «Права и обязанности родителей», «Детско-родительские отношения в семье», «Контроль за нахождением ребенка в вечернее время».
С начала учебного года и на протяжении всего года, согласно индивидуального плана работы с детьми, состоящими на учете проводятся профилактические беседы на темы:
«Устав школы», «Правила поведения в вечернее время», «Взаимоотношения с одноклассниками», «Последствия жестокого обращения», «Уголовная ответственность несовершеннолетних за нанесение телесных повреждений», «Сквернословие – вредная привычка», «Курение – это вред здоровью».
Вид учета | 2017-2018гг. | 2018-2019гг. | 2019-2020гг. |
Межведомственный учете (социально опасное положение) | 4 чел. | 4 чел. | 5 чел. |
ПДН | 2 чел. | 0 чел. | 3чел. |
Внутришкольный учет | 19 чел. | 16 чел. | 17 чел. |
Группа «риска» | 61 чел. | 81 чел. | 83 чел. |
В трудной жизненной ситуации | 5чел. | 5 чел. | 5 чел. |
С данной категорией обучающихся и их родителями, на протяжении всего учебного года проводится профилактическая работа:
- посещение семьи классными руководителями, социальными педагогами совместно с инспектором по делам несовершеннолетних;
- велся систематический контроль успеваемости и посещаемости учебных занятий;
- по результатам диагностических исследований, дети были включены в группу, с которой проводились занятия на снятие агрессивности.
- также разработаны индивидуальные планы работы с обучающимися, в которые включены: профилактические беседы, патронаж семьи, беседы с родителями.
-все дети данной категории привлечены к активному участию в школьных и классных мероприятиях (культурно-массовая, спортивно-оздоровительная работа, организация досуга), посещают учреждения дополнительного образования – 100%.
В целях предупреждения беспризорности, бродяжничества в школе работают кружки, спортивные секции, ведется внеурочная деятельность. По необходимости приглашаем инспектора ПДН для бесед с детьми и их родителями, проводятся собрания, если есть необходимость, подключаем педагога - психолога школы, где решаются различные проблемы, осуществляется психолого-педагогическая поддержка, проводятся различные тренинги.
Основные виды работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями.
В работе с детьми реализовываются следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
- обеспечение благоприятного социально- психологического климата
- способствование заполнению пробелов в знаниях.
Работа социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями основывается как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий их провоцирующих).
Проводятся беседы, консультации, посещение семьи на дому. Организация встреч со специалистами – врачами, инспектором ПДН, организация работы и отдыха школьников в летний период.
В школе социальной службой разработан план по профилактике преступлений и административных правонарушений и преступлений в работе среди несовершеннолетних.
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Июль-сентябрь | Профилактическая работа с данной категорией учащихся Акция «Помоги собраться в школу» • Участие в районной акции «Гарантии права на общее образование - каждому ребенку» | Классные руководители, социальный педагог |
Сентябрь | Участие в районной акции «Гарантии права на общее образование - каждому подростку» Составление списка детей из «группы риска», которые могут не приступить к занятиям, • Рейд «Внимание! Внешний вид!» | Классные руководители, соц.педагог, зам. директора по ВР |
Сентябрь | Операция «Подросток» выявление трудных учащихся. Районной акция «Гарантии права на общее образование-каждому подростку» Корректировка социального паспорта: трудные дети, ученики из неблагополучных семей,- учащиеся, состоящие на внутри школьном учете, в ПДН. • Составление картотеки. Составление и корректировка списков неблагополучных семей. Привлечение к участию « неделя безопасный маршрут» | Классные руководители, социальный педагог зам. директора по ВР |
Октябрь | Вовлечение учащихся с асоциальным поведением в кружки, секции.(проведение общешкольного родительского собрания на тему: «Семья и школа: мое время - мой выбор»). | Классные руководители, администрация, психолог |
Ноябрь | Закрепление наставников- учителей за учащимися. Участие в акциях: «День добрых дел», «Меняю сигарету на конфету», | Зам. дир. по ВР ,классные руководители |
Декабрь | Привлечение к участию в школьных мероприятиях «Театральный ринг», «Алкоголь за и против». Контроль посещаемости доп. Образования (мониторинг) | Зам. дир. по ВР классные руководители |
В течение года, январь | Беседа «Ты выбираешь будущее сам». «Дорогою добра». | Зам. дир. по ВР, классные Руководители, психолог |
Февраль | Операция «Домашнее задание» Участие в гражданско - патриотическом месячнике. | Зам. дир. по ВР, классные руководители |
Март | Операция «Дневник» Привлечение к участию в фестивале школьных талантов «Танцевальная мозаика » | Зам. дир. по ВР, классные руководители |
Один раз в неделю (четверг, субботу) и по необходимости | Проф. дни, административные совещания с приглашением инспектора ПДН, | Классные Руководители, соц.педагог, инспектор ПДН |
По необходимости, апрель | Участие в школьном конкурсе «Битва хоров», Акция «Помоги зимующим птицам» | Классные руководители зам. дир. по ВР |
Май | Привлечение для участия детей в школьном мероприятии «Неделя семьи». Подготовительная работа к профоперации «Подросток» Беседа о подготовке, проведении летнего оздоровительного отдыха, выпускных экзаменов проблемных детей. Организация устройства на биржу труда, площадки, загородные лагеря, в спец. учреждения в г.Хабаровск | Классные руководители, зам. дир. по ВР, соц. педагог, психолог |
Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.