От курсовых работ к индивидуальному проекту как основа формирования проектно-исследовательской компетенции старшеклассников
в условиях перехода на ФГОС СОО
Скрутелев Сергей Егорович
учитель физики МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова»
Социально-экономические изменения, характерные для современной России, привели к тому, что в нашем обществе поменялись ориентиры, и в первую очередь в российском образовании. Сейчас основной целью и задачей образования является формирование индивидуальной траектории развития и способность учащихся к успешной адаптации в современном инновационном обществе. На старшей ступени обучения заканчивается общее образование школьников, и поэтому данный период формирования успешной личности очень важен. Именно в этот период учащемуся предоставляется возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
17 мая 2012 г. министр образования и науки РФ (на тот период А. А. Фурсенко) подписал приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). По всей стране переход на ФГОС СРР произойдет с 2020 года, когда в старшую школу придут первоклашки 2011 года, пришедшие в школу вместе с новым образовательным стандартом и обучившиеся согласно ему в начальной и средней школе. Но в качестве эксперимента он начал вводиться по мере готовности ОУ, с сентября 2013 года. Начался этот эксперимент и в Мурманской области и «Лицей имени В.Г. Сизова» стал пилотной площадкой по введению ФГОС СОО.
В стандартах старшей школы кроме всех прочих отличий от предыдущего прописаны также требования к индивидуальному проекту, который должен будет выполнять каждый учащийся:
- Это особая форма организации деятельности учащегося, которая выполняется в течение одного или двух лет согласно учебному плану.
- Работа должна быть в рамках одного или нескольких изучаемых предметов
- Работа может выполняться как самостоятельно, так и под руководством тьютора
- Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта. Для того чтобы старшеклассник осмысленно и с учётом своих индивидуальных способностей подошёл к проектированию своего будущего, необходимо в первую очередь создать необходимые условия в ОУ.
Любой вид деятельности в современной школе происходит под руководством учителя. И в большинстве случаев учитель вместе с учениками делает проекты, зачастую выполняя основное: выбирает тему, планирует шаги по разработке проекта, реализовывает его и оформляет с ребятами результаты для представления работы более широкому кругу сообщества (школьного, предметно- го и т. д.). Согласно новым ФГОС СОО, роль учителя при выполнении индивидуального проекта должна в корне измениться. Учитель не должен будет давать готовых ответов и алгоритмов действий. Он должен будет стать сопровождающим и направляющим наставником для ребят, то есть, говоря современным языком, «тьютором». А где взять грамотных тьюторов в школе?
Каждый педагог, который понимает, что формирование проектно - исследовательской деятельности учащегося формируется системно и поэтапно, начиная с начальной школы, и выработал систему формирования УУД на уроках, во внеурочной деятельности, тот и может являться тьютором.
Для себя я определил, что в соответствии с возрастом, компоненты творческой исследовательской деятельности формируются поэтапно:
5 – 7 классы
- определение объекта и предмета ИР;
- формулирование темы, цели и задачи исследования, выдвижение гипотезы;
- осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию для решения проблемы;
- сбор и обработка, систематизация информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений;
- интегрирование содержания сразу нескольких областей знания;
- самостоятельное проведение эксперимента;
- соблюдение последовательности действий по достижению цели деятельности;
8 – 9 класс
- составление плана и разработка методики проведения исследования;
- подбор и применение на практике различных методов исследования;
- определение причинно-следственных отношений;
- реферированию научно-популярных текстов;
- прогнозирование;
- оценивание различных вариантов решения проблемы;
- оформление и представление ИР
Как реализовать данную систему?
- в первую очередь – уроки. Уроки проблемные, Уроки – ролевые игры, лабораторные работы, практические работы, учебные исследования и др.
- Практика решения проектных задач в рамках Единого дня развивающего обучения «От теории к практике» так же зарекомендовала себя как эффективная форма формирования УУД, в том числе и проектно – исследовательских.
- В конце учебного года обучающиеся проходят аттестацию по предметам: русский язык, математика и один предмет по выбору. Ежегодно обучающиеся 8 классов выбирают физику для прохождения промежуточной аттестации. Она проходит в форме защиты индивидуальных проектов или проектных задач.
Данная система приводит к тому, что в 10 классе учащиеся готовы к самостоятельной работе, в ходе которой могут развить и продемонстрировать компетенции:
- самостоятельная организация исследования;
- аккумулирование и использование опыта;
- генерирование идей;
- самостоятельное проведение эксперимента;
- нахождение аргументации при решении ИЗ;
- отстаивание своей точки зрения, проведение дискуссии;
- представление научного отчета;
- оценивание результатов деятельности;
- предложение путей улучшения, коррекции или перестройки своих действий;
- анализ продуктов деятельности другого, придавая анализу законченную форму.
Зачётная система как форма организации учебного процесса в 10-11 классах в лицее существует восемь лет, пять лет одним из обязательных зачётов – индивидуальная курсовая работа.
Мне бы хотелось кратко представить одну их курсовых работ, руководителем которой я был.
Тема работы «Экспериментальное определение индуктивности катушки в колебательном контуре»
Автор исследования определил объект исследования - катушка индуктивности. Прежде всего, потому, что в радиолюбительской практике она встречается довольно часто в виде элемента колебательного контура, обмотки дросселя или трансформатора, звуковой катушки. При изготовлении разного вида устройств, катушку приходится подбирать по ее индуктивности – её одной их основных характеристик. Конечно, для определения этих параметров существуют промышленные и самодельные измерительные приборы, но они либо сложны в повторении, либо недоступны для начинающего радиолюбителя. Это один из аргументов почему актуально исследовать возможность применять для определения параметров катушки более простые методы с использованием доступных материалов и приборов, известных из школьного курса физики формул.
Как измерить индуктивность катушки в школьных или домашних условиях? На данный проблемный вопрос ищет ответ в результате своего исследования автор работы.
В поисках решения проблемы ставит перед собой цель - экспериментально определить индуктивность катушки в колебательном контуре. И для выполнения этой цели определяет задачи, сгруппировав их в два блока. Первый - это создание теоретического фундамента работы, а именно: разобраться в понятии, что такое колебательный контур, рассмотреть явление, лежащие в его основе, и рассмотреть принцип его действия, выявить физическую величину, по которой можно определить индуктивность катушки колебательного контура. Второй блок - это моделирование метода нахождение индуктивности катушки, экспериментальная проверка его точности и достоверности, и далее уже применение этого метода на катушках неизвестной индуктивности.
Выдвигает гипотезу: если при разряжении конденсатора контура напряжение на обкладках конденсатора будет изменяться со временем по гармоническому закону с постепенным затуханием амплитуд, то определить индуктивность катушки контура можно по периоду колебаний.
Правильно выбирает оборудование (цифровая лаборатория «Эйнштейн» с датчиками напряжения (0-5 В), катушки индуктивности, конденсатор, источник напряжения) и метод исследования - критериальный эксперимент.
Проводя теоретическое исследование, автор работы продемонстрировал умение отобрать точно соответствующую цели и задачам информацию, реферирования научно- популярных текстов.
Проведя эксперименты, ученик выявил, что его гипотеза полностью подтвердилась и предложенный им метод определения индуктивности по периоду колебаний прост, эффективен.
А в заключении определяет очень широкие возможности применения своего метода в науке и в быту.
В ходе выполнения своего исследовательского проекта Сизов Кирилл действительно продемонстрировал все компетенции на высоком уровне, сумел грамотно оформить результаты, представить их на конкурсе «Интеллект – 2016», отстоять свой метод в ходе обсуждения и дискуссии с членами жюри и стать победителем в своей номинации.
Если вспомнить названные мной в начале требования индивидуальному проекту, предъявляемые ФГОС СОО, можно сделать вывод, что курсовая работа им полностью соответствует, а значит, в данном аспекте ФГОС мы к нему готовы.