СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по биологии Капшуль Ж.Г

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Я,Капшуль Жанна Геннадьевна, учитель  биологии лицея  г.Новополоцка, предлагаю описание своего педагогического опыта по теме :

« Организация обучения на повышенном уровне через использование практико-ориентированных заданий». Мой  педагогический опыт может пригодиться учителям биологии в работе как на уроках так  и во внеурочной деятельности.

Я работаю в классах  химико- биологического профиля более 20 лет и давно нашла для себя ту педагогическую нишу, в которой комфортно мне и детям.

Структура опыта включает следующие разделы:

-Практические и лабораторные работы для 10-11 классов ,составленные автором;

-авторские пособия созданные самими учащимися;

- комплексно- тренировачные  и обобщающие тесты;

-контрольные тесты ;

-контрольно-измерительные комплексы  по основным  разделам биологии;

-опорные обобщающие таблицы ;

-идеи, которые могут вам пригодиться.

+375-29-713-59-15 /МТС/

zannakapshul@gmailcom

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по биологии Капшуль Ж.Г»

ГУО «Лицей г. Новополоцк»













ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конструирование педагогической среды

в классе химико-биологического

направления для организации обучения на повышенном

уровне через использование практико-ориентированных заданий














Капшуль Жанна Геннадьевна,

учитель биологии

лицея г.Новополоцка

8 (029) 377297135915






Диагностика


Конечно, дети приходят в лицей с разным уровнем знаний, степенью обученности , своими желаниями и возможностями. Как подготовить их к работе в команде, узнать их индивидуальные особенности, склонности, интересы, то чего они ждут от учителя и то, что они сами могут предложить, чтобы стать успешными в своей деятельности, дойти до цели, ради которой они и пришли в лицей?

Первое , что делаю на диагностическом этапе -провожу заочное изучение учащихся: сравниваю и анализирую результаты вступительных испытаний и годовую оценку по своему предмету. Обращаю внимание на учащихся, получивших высокие баллы на экзамене, так как считаю это очень важным. Экзамен затрагивает вопросы из разных разделов биологии, проверяет не только уровень знаний ,но и умение сравнивать, анализировать, принимать ответственные решения, обобщать информацию, правильно распределять время на задания и справляться со стрессом, что немаловажно, особенно если такой учащийся планирует участвовать в олимпиадах.

Детей с высоким балом, участников олимпиад записываю в отдельную группу , чтобы потом подтвердить или опровергнуть для себя свои надежды и ожидания . Не оставляю без внимания и учащихся, у которых есть большие расхождения между оценкой за год и экзаменационной, также выписываю их для себя в группу 2. Наверное, их придется дотягивать до нужного в профильных классах уровня с помощью индивидуальных и групповых занятий, а также составить с ними личного плана самоподготовки.

Когда дети приходят ко мне на первый урок, мне хочется о них как можно больше узнать, расположить их к себе, разговорить и раскрепостить.

Помимо диалога, в котором дети не всегда могут сразу раскрыться из-за неуверенности или неадаптированности к новой среде , всегда даю им

простенькую анкету, которую я сама когда то и составила. После занятий обобщаю и анализирую ее для себя, выписываю: а/ тех, кто хочет участвовать в олимпиадном движении; б/ кто увлекается творчеством и кто сможет стать участником всевозможных конкурсов; в/ детей, кто возможно хочет или уже занимался исследованием, хотя чаще всего они выявляются в процессе работы гораздо позже .

На втором уроке или через неделю, когда учащиеся уже немного раззнакомились друг с другом, делаю входной контроль, в котором уже

второй раз после экзамена проверяю их уровень знаний по предмету,

выделяю «биологически» перспективных , сравниваю с результатами первой диагностики , смотрю совпадения и тех, кого еще будет нужно дополнительно исследовать и изучать.

Индивидуальные собеседования помогают мне максимально близко расположить ребенка к себе, узнать его желания, страхи, только ему присущие, особенности характера. Иногда такие беседы полностью меняют представление об этом учащемся. Приходя на урок, ты смотришь на него уже совершенно другими глазами, работая с ним, используешь совершенно другие подходы.

Большую помощь в диагностике с учащимися, поступившим в лицей, безусловно, оказывает тесное сотрудничество с воспитателем. Именно от него я узнаю те подробности ,которые не выяснила для себя. Особенно полезны советы классного руководителя о состоянии здоровья и семье поступивших учащихся, материальном достатке, наличии свободного времени и места в доме для полноценной подготовки к занятиям .Это тоже внесет свои коррективы в план работы с учащимися. Каждый год у меня бывают дети, которые вечерами работают в моем кабинете, готовятся к олимпиадам , исследованиям, делают уроки ,так как дома у них нет возможностей, условий , слишком много раздражителей и разного рода препятствий. Иногда материальные трудности не дают учащимся приобрести необходимую литературу ,заниматься самоподготовкой и самообразованием.

Работа на уроке также помогает мне разделить детей на условно-невидимые для них группы.

Я смотрю, как дети отвечают, особенно люблю проблемные вопросы и вопросы с затруднениями.

Диагностирую для себя как они выполняют домашние задания: переписывают учебник или используют, как и на уроках структурные схемы , опорные символы и сигналы. Наблюдаю, как учащийся может организовать свою работу на уроке и работу с другими учащимися.

К сожалению, этому обучены лишь единицы, большая часть уверенно считает, что на хорошем уроке нужно в основном сидеть слушать и записывать, обижаются, если учитель делает это не так.

Моя задача сломать эти стереотипы, привести детей к умению обобщать большие объёмы получаемой информацию в краткий опорный конспект, к умению задавать вопросы и не бояться на них отвечать, к умению отстаивать свою точку зрения и максимально эффективно работать в группе для достижения результата.

Актуальность.

В непрерывно развивающемся белорусском государстве в последнее время стали очень востребованы предприимчивые, образованные, инициативные молодые специалисты, которые сами способны принимать ответственные решения, внедрять их в практику своей работы и получать реально-ощутимый для общества результат. Такими качествами может и должен обладать конкурентоспособный и уверенный в себе человек, которого должна выпускать современная школа, применяя практико-ориентированные способы, приемы и методы обучения.

Особую актуальность приобретает опыт моей работы, в связи с введением в последние несколько лет новой программы по биологии ориентированной на отработку практических умений и навыков учащихся посредством выполнения лабораторных и демонстрационных опытов, проведения большого количества экспериментов на лабораторных и практических работах.

К сожалению, к сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению биологии как предмета. А ведь биология, на мой взгляд, — сложнейшая из изучаемых учащимися в школьном курсе дисциплин как по объему запоминаемого материала, так и по невероятному количеству терминов и понятий, и потому, что каждый урок – это новая тема. Но не постигнув эту науку, науку о жизни, которую необходимо видеть и даже осязать, будет сложно строить свои отношения с другими людьми, слышать язык своего тела, правильно питаться, воспитывать детей, бережно и трепетно относиться к своей природе.

Не секрет, что школьный курс биологии носит комплексный характер и включает элементы различных естественных наук. Он базируется на понятиях, представляющих собой результат обобщения многочисленных фактов окружающей действительности на основе биологических законов и теорий. В своей практике я стараюсь учебный материал преподносить так, чтобы, с одной стороны, обеспечить научность изложения, а с другой – избежать перегрузки учащихся, чтобы лицеисты не потеряли интерес к курсу биологии из-за сложности материала. Поэтому в своей работе как учителя старших классов я использую практико-ориентированные задания, помогающие учащемуся не только систематизировать, обобщить или проверить изученный материал, но и напрямую связать полученные знания с жизненным опытом и даже применять их на практике при решении посильных задач ,например для диагностики симптомов распространенных заболеваний, оказании первой доврачебной помощи, рациональном потреблении природных ресурсов.

На практику формирования моего опыта повлияли следующие условия и противоречия в профессиональной и педагогической деятельности:

-большой объем теоретического материала, необходимый для запоминания из урока в урок;

-не повторяемость материала урока, ведь каждый урок – это своя уникальная и зачастую очень сложная тема;

-введение новых тем в программу 10 класса в 2020-2021 году;

-работа в новом проекте по интеграции в 10 профильном классе с введением дополнительного часа в 2020-2021 году;

-сложность восприятия материала в 10 классе по старой программе;

- не перекликаемость «химических тем биологии» с программой по химии;

-разный уровень подготовки учащихся, поступивших в лицей;

-отсутствие разработок отдельных практических и лабораторных работ по новой программе в профильных классах и их дифференциация на варианты;

-ориентированность учащихся профильных классов на качественную подготовку к ЦТ;

-повышающийся из года в год проходной балл по биологии в медицинские ВУЗы;

-большая загруженность учащихся выпускных классов, в том числе и на подготовку к экзаменам, среди которых уже нет того предмета, который им нужно сдавать.

Работая по данной теме в течение нескольких лет ,я увидела, что большинство учащихся с трудом запоминают большие объемы теоретического материала, что им зачастую не хватает практико-ориентированных заданий, сжатых схем, опорных таблиц и структурных конспектов, что гораздо эффективнее, если запоминание материала урока и больших разделов строиться на личном опыте учащихся и полученных ранее знаниях, а при выполнении практических и лабораторных работ они будут моделировать ситуацию, связанную с практическим опытом приобретенным в жизни.

Продолжительность работы по данной теме опыта составляет четыре года. Основные этапы работы следующие:


2017 -2018 учебный год

-изучение и анализ научно-педагогической литературы по данной теме, составление картотеки на уже имеющиеся лабораторные и практические работы в 10-11 классах;

-выделение тем требующих: доработки в сторону их практической направленности, дифференциации или разделения на варианты в

профильных классах.

-ознакомление с опытом работы своих коллег, выявление проблем и трудностей, с которыми может столкнуться учитель при подготовке и проведении демонстрационных и лабораторных опытов, а также возможными путями их решения.

2018 -2019 учебный год

-разработка и апробация практико-ориентированных заданий по программе на старшей ступени обучения с последующей коррекцией и доработкой;

-формирование и пополнение собственной методической копилки практико-ориентированных заданий;

-участие в методических семинарах, педсоветах, днях педагогического мастерства, творческих конкурсах и исследованиях.

-2019 -2020 учебный год

-Обобщение и анализ материалов опыта, выдвижение практических

рекомендаций для последующей работы;

-2020 -2022 учебный год

разработка и апробация практико-ориентированных заданий ,лабораторных и практических работ по новой программе в 10 профильном классе с учетом участия в проекте по интеграции с последующей коррекцией и доработкой;

- творческий отчет по итогам собранного опыта перед учителями лицея.


В едущая идея опыта: системное использование практико-ориентированных заданий на уроках биологии помогает сформировать у учащихся такие навыки, как:

- выделять главное и отделять менее важное при запоминании большого по объему теоретического материала, что важно при подготовке к ЦТ;

- структурировать, компоновать и группировать изучаемый материал, укладывая изученный материал в опорные схемы, таблицы и структурные конспекты, что значительно экономит время, обеспечит быстрое и эффективное запоминание материала, позволит успешно конкурировать на «рынке абитуриентов»:

- сравнивать, сопоставлять и анализировать материал урока , выстраивать алгоритм своих действий;

-связывать пройденные темы с опытом приобретенным учащимися в жизни;

-выдвигать собственные инициативы, генерировать собственные идеи и воплощать их в реальность.

Опыт моей работы основывается на следующих принципах.

Принцип самоопределения. Ученик должен видеть перспективу своего развития, а то, что предлагает учитель должно быть согласованно с его потребностями в будущем.

Принцип активности. Ученик должен быть по возможности активным и деятельностным на всех этапах урока.

Принцип самостоятельности. Ученик должен сам продвигаться по линии своего развития, но конечно, не без помощи учителя.

Принцип проблемности и поиска новых решений. Деятельность на уроке необходимо рассматривать как упорядоченную цепочку познавательных затруднений .

Эти принципы не отвергают классические принципы педагогики, они лишь

дополняют их ,внося коррективы своего времени.



Цель опыта:

Формирование ЗУН учащихся на уроках биологии посредством применения практико-ориентированных заданий на старшей ступени обучения.

Задачи:

– изучить и осуществить анализ литературы по теме исследования;

– разработать дидактические и методические материалы для образовательного процесса на основе практико-ориентированных заданий;

– организовать образовательный процесс на уроке и вне урока на основе практико-ориентированных заданий с учетом корректив внесенных проектом по интеграции в 2020 году;

-обобщить и структурировать накопленный материал, включающий практико-ориентированные задания.

Описание опыта


Каждый думающий преподаватель рано или поздно спрашивает себя: почему наши учащиеся не хотят учиться, почему результаты деятельности преподавателя не высоки, хотя сил и слов приложено много? И неизменно приходишь к выводу о том, что нет мотивации к учению, не хватает методов и приемов активизации познавательной деятельности, вовлекающих учащихся в деятельность практической направленности, заставляющих думать, действовать и принимать самостоятельные решения. Наши очень современные дети перестали общаться с помощью живого слова, мыслить вслух, встречаться на природе с друзьями, творить вживую руками, как это делали мы раньше, зачем, гораздо проще сделать все с помощью компьютера, не выходя из дома. При отсутствии такой деятельности возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению.

На первый взгляд, всё просто: в триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес, мотивация и активизация познавательной деятельности являются связующими звеньями. Почему же мы иногда так мало времени уделяем проблемным и поисковым ситуациям на уроке , считая развитие интереса к учению делом второстепенным, оправдываемся большой загруженностью и нехваткой времени? Считаю, что педагог как можно чаще должен создавать проблемные ситуации на уроках и применять практико-ориентированные задания, которые напрямую заставляют наших детей думать, включаться в практическую деятельность, принимать ответственные решения, моделировать выходы из создавшихся ситуаций. Не этого ли требует от нас современная жизнь и компетентный подход в обучении ? Меняется время ,и мы как педагоги, должны тоже что-то менять в себе и в наших подходах к обучению, иначе мы просто не будем интересны нашим современным детям , нам будет сложно воспитать учащегося максимально адаптированного к современному обществу. Назову некоторые наиболее распространенные способы развития познавательного интереса: актуальность и глубина содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнения и аналогии, эффект парадоксальности, удивления, использование произведений искусства и литературы, учебные дискуссии, познавательные игры. В своей работе использую практико-ориентированную деятельность и задания той же направленности , помогающую учащемуся систематизировать новый материал ,закрепить изученное, обобщить и проверить пройденное, дать прогноз своим действиям при решении проблемных и поисковых ситуаций.


Экспериментальная деятельность

Работа в республиканском проекте по апробации экспериментальных интегрированных учебных планов и программ в условиях обновленного содержания профильного обучения, в которую я вместе с учителями лицея включилась с 2020 учебного года, позволила мне посмотреть на свой предмет в более широком диапазоне и расширить свой кругозор. При составлении календарных планов необходимо было детально изучить программу по смежным с биологией предметам, таким как химия ,география, физика, математика. Нужно было найти точки пересечения ,а именно те темы, которые одновременно изучаются по разным предметам, просмотреть учебники ,чтобы лучше понять как именно преподносится этот материал учащимся.Проведя такое мини исследование , выписав темы и вопросы, которые я реально могу

реализовать через уроки и внеклассную деятельность, я составила календарный план с включением тем по интеграции. Например в тему «Факторы среды», я включила более подробное изучение физических, химических и орографических/географических/ факторов в соответствии с программой по этим предметам ,а в теме « Основные химические загрязнители окружающей среды» подробно изучила химические вещества по тому плану по которому они изучаются только на уроках химии.

При проведении урока по теме «Свет в жизни организмов», вместе с

учащимися мы использовали приборы из кабинета физики, например дифракционную решетку для разложения волны в спектр, поляризаторы, собирающие и рассеивающие линзы применяющиеся в практической жизни и в оптике. На уроке по теме «Адаптации животных к различным температур­ным услови­ям среды, мы работали с картами по географии и истории ,на которых изучали историческую биогеографию расселения видов.

При интегрированном подходе к уроку нужно не забывать о целях и задачах, которых ты хочешь и стремишься достичь. Для урока по теме «Температура как экологи­ческий фак­тор. Пойкилотермные и гомойотермные ор­ганизмы» вполне обоснованной стала цель о том, что к концу урока учащиеся должны

обьяснять механизмы терморегуляции у теплокровных и холоднокровных животных, учитывая химические свойства воды , зависимость их теплоотдачи от размеров тела из курса физики и расселение организмов в разных географических ареалах. Приводить примеры таких организмов из окружающей их жизни.

Для углубления и погружения в несколько предметов , устранения перегрузки учащихся по одним и тем же вопросам изучаемым в разных программах очень важны интегрированные задания, которые связаны с мировоззрением учащихся, имеют практическую направленность, заставляют их думать, анализировать и перерабатывать информацию в свой собственный продукт.

Вот примеры некоторых таких заданий:

Практическая работа. Решение зкологических задач

Вопрос на 9-10 баллов.

Правило Бергмана определяет, что виды теплокровных животных, обитающих в холодных климатических зонах, имеют большие размеры тела, чем их сородичи в более теплых местообитаниях. Например ,если сравнить белого ,бурого и гималайского медведей ареалы которых сменяются с севера на юг, то самым мелким будет гималайский, а самым крупным белый медведь. Как Вы можете объяснить это правило, используя знания о явлении терморегуляции и законы физики.

Задача. Плотность популяции диких гусей составляет 124 особи/га. За период размножения (один раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,2 птенца. В популяции равное число самцов и самок. Смертность гусей постоянна, в среднем за год погибает 19 % взрослых особей. Определите, какой будет плотность популяции гусей (особей/ га) через год. Выработайте самый короткий математический алгоритм для решения данной задачи.

Тема урока :Закономерности действия факторов среды на организм

Вопрос на 9-10 баллов.

Проанализируйте изученный материал, свой жизненный опыт и назовите организмы ,которые по одному из абиотических факторов будут стенобионтами, а по другим будут эврибионтами? В каких географических ареалах обитают данные виды? Как помогают данные факторы адаптироваться организмам к окружающей среде ?

Тематический контроль по теме « Организм и среда »

1.Сравните между собой мать- и- мачеху и кислицу. Какие различия есть

между этими организмами по отношению к такому экологическому фактору как свет? Какие виды солнечного излучения изучаемые на уроках физики нужны им для процесса фотосинтеза? Обьясните почему?

2.Как такая наука как физика, изучая солнечный спектр, может обьяснить , почему растения кажутся нам зелеными? Кого кроме них можно включить в эту(эти) экологические группы?


Тема урока: Пределы выносливости

Установите соответствие между типами организмов по ширине пределов толерантности , особенностями их географических ареалов, в которых можно встретить данные виды:


Тип организации по

ширине толерантности

Характеристика и особенности

Примеры видов.

Географический ареал

1.Эврибионты

А.Существуют в относительно постоянных условиях среды.


2.Стенобионты

Б.Заселяют обширные территории.



В.Имеют узкую экологическую пластичность



Г.Хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям среды.



Д.Имеют широкие пределы толерантности.



Е.Занимают узкий ареал.



Колоссальная работа по межпредметной интеграции проделывается в исследованиях и при подготовке к олимпиадам. При написании исследования просматривается и изучается огромное количество литературы , интернет источников из всевозможных областей и дисциплин. Эта информация сравнивается, анализируется, сопоставляются с реальными фактами. При написании исследовательской работы в 2020 году «Мир шестиногих парковой зоны г.Новополоцка» нам пришлось применить методы изученные в литературе по биологии, химии и географии на местности в поимке и спиртовании насекомых, составлении топографической карты и использовать специальную формулу для подсчета видов в популяции на территории парка.. В 2021 году для исследовательской работы по изучению лжескорпионов в качестве биологического оружия в борьбе с пчелиными клещами, нам пришлось использовать точные математические расчеты и опыт полученный на уроках черчения для постройки специального улья, в который мы заселили исследуемый обьект.

Как показывает практика последних лет, при подготовке к олимпиаде по биологии уже давно недостаточно знаний по одному предмету, поскольку любой жизненный процесс , биологический обьект или явление-это уже интеграция самых разных элементов из всех возможных наук. Невозможно побеждать на олимпиаде по биологии, если ты не знаешь химии, математики,не можешь обьяснить многие явлений из физики, если ты не бываешь на природе и не исследуешь ее, если не умеешь аргументировано отстоять свою точку зрения, как этому учат на уроках литературы.

Практические и лабораторные работы :

Практические работы развивают и проверяют практические умения учащихся , а лабораторные работы позволяют углубить и более детально изучить новую тему. Особенно остро ощущалась нехватка данных работ в начале 2020-2021 учебного года, когда в новую программу 10 профильного класса добавили большое количество ранее не встречавшихся работ, а разработок этих практических и лабораторных просто негде и неоткуда было взять. Вот и пришлось проявить свои творческие способности и самой стать их автором. Такие работы (без привлечения интернет ресурсов)

для 10 профильного класса были написаны мной по темам:

-Строение эпидермиса листа;

- Внутреннее строение стебля двудольного растения;

- Внутреннее строение корня ;

- Внутреннее строение листа.

Приложение 1

К данным работам пришлось придумать цели, полезные для самих учащихся задания ,но и конечно е же вопросы по уровням для вывода .С 2018- года я составила работы по следующим темам:

-Изучение приспособленности организмов к экологическим факторам, пр.р,11 класс база;

-Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных, лабораторная 11 класс профиль

-Решение задач на составление и анализ цепей питания, практическая 11 класс профиль, база.

В таких работах составляю вопросы 4 и 5 уровня сложности, где степень самостоятельности и поиска своего решения в ответ на проблемные вопросы возрастает. Считаю, что ученик сам имеет право выбрать тот уровень, над которым он будет работать и прогнозировать успехи своей деятельности. Привожу примеры нескольких таких вопросов.

Подумайте, всегда ли распространение плодов и семян имеет с точки зрения человека положительное значение? Аргументируйте свою точку зрения убедительными доказательствами, (возможно использование знаний полученных на уроках истории и географии, вашего жизненного опыта).

Почему млекопитающие , несмотря на высокий уровень организации включают лишь несколько тысяч видов , а насекомые стоящие на более низкой ступени более 1 300 000 видов ?

Почему одни и те же виды в эволюции вынуждены сменять стабилизирующий отбор, помогавший им долгие годы на движущий? Приведите примеры таких перемен.


Может ли конкуренция, хищничество и паразитизм иметь положительное значение для сообщества или видов в целом? Аргументируйте свой ответ соответствующими доказательствами.


Авторские пособия для выпускников лицея, созданные самими лицеистами.

Кому как не выпускникам 11 профильных классов знать, каких пособий не хватает будущим абитуриентам медицинских Вузов. Поэтому в качестве подарка от них для учащихся поступивших в лицей, я предложила им создать свои авторские пособия по достаточно большим и важным разделам биологии. Пособия включают богатый иллюстративный материал, схемы, таблицы, а также тесты, проверяющие и контролирующие усвоение данной темы.

Создавая пособия, лицеисты смогли ощутить свою собственную причастность и востребованность, побыть и авторами и дизайнерами, включиться в активную практическую деятельность, проявить творческий подход и инициативу, ведь делали они их для того, чтобы кто-то после них тоже стал успешным в этой жизни. Конечное же, как это обычно и бывает в практике учителя , работы у всех получились разные, ведь кто-то серьезно отнёсся к выполнению своего авторского пособия, а кто-то и не очень. В течении 2017-2020 учебного года старшеклассники защищали свои пособия на уроках при повторении больших разделов , факультативах и групповых консультациях. В 2019 году уже прошли свою защиту следующие пособия : «Многообразие высших растений», «Черви», «Химические компоненты клетки», «Чередование жизненный циклов растений », «Нервная система», «Вегетативные органы » Приложение 2


Комплексно-тренировачные и обобщающие тесты:

Помогают выпускникам проверить уровень подготовки к сдаче ЦТ по большим разделам и даже целым курсам биологии, оценить себя , выставить свой балл и процент по выполнению заданий.

Мною разработано несколько комплексных тестов по достаточно объемным и плохо запоминаемой темам, которые я не смогла найти у наших ведущих авторов учебных пособий по предмету, а ведь они, как показала практика, крайне необходимы нашим выпускникам :

- «Представители царства растений. Семейства покрытосеменных»;

- «Знаешь ли ты отделы Высших растений?»;

- «Эволюция систем органов беспозвоночных и позвоночных животных»

(Приложение 3)

Эти тесты разнообразны , включают не только вопросы с одним или множественными ответом, но и ложные ответы, а также системные задания в виде в виде таблиц и открытых вопросов.

Контрольные тесты

Позволяют учащимся прорешать все типовые задания, которые хотя бы однажды встречались в ЦТ или РТ. Для этого мне пришлось собрать в один тест все виды заданий ,которые уже предлагались выпускникам, начиная с 2005 года и добавить свои авторские задания. Теперь учащимся, чтобы себя проверить не нужно подымать ЦТ или РТ начиная с 2005 , гораздо проще и быстрее выполнить такой контрольный тест, где будут разные группы заданий. Контрольные тесты мной созданы по темам:

-обмен веществ и энергии;

-Корень. Стебель. Лист;

-Цветок. Соцветия. Плоды. Опыление и размножение;

-Генетика и Селекция;

-Органические и неорганические вещества клетки.

-Размножение и развитие организмов;

-Зоология беспозвоночных.

В такие тесты , я обязательно включаю рисунки.

Приложение 4

5.Контрольно-измерительные комплексы по основным разделам биологии.

Помогают учителю увидеть всю глубину изучаемой темы, ее конечный результат и максимально быстро выстроить весь алгоритм работы по данной теме.

Например ,контрольно-измерительные комплекс по теме «Организм и среда» в 11 классе включает: вопросы для устного опроса учащихся, карточки к урокам

по данному разделу, опорные схемы, задания для экспериментов, промежуточный контроль в форме биологического диктанта, проверочные работы, и как итог -тематический контроль по этой главе. Приложение 5

Пример карточки к уроку по теме «Закономерности действия факторов среды на организм».

1.Дайте определение терминам: стенобионты, толерантность, экологический минимум. Приведите свои собственные примеры из разделов химии, географии и физики.

2.Выберите из перечисленных видов (а) стенобионты и (б) эврибионты по отношению к температуре:

перец, пырей, белый медведь, баклажан, одуванчик, озимая рожь, кораллы, крапива.

3.а)Если у организма по отношения к температуре экологический оптимум составляет 20 градусов, то какие пределы выносливости по отношению к температуре будет иметь организм:

а)5-20 гр. б)8-32 гр. в)20-35 гр. г)16-36 гр. Ответ поясните.

4.б) Если у организма по отношения к СО2 экологический оптимум составляет 0,04 %,то какие пределы выносливости по отношению к содержанию СО2 будет иметь этот организм: а) 0,01-0,03% б) 0,02-0,04% в) 0,03-0,05% г) 0,04-0,06% Ответ поясните.


4. Проанализируйте изученный материал, свой жизненный опыт и назовите организмы ,которые по одному из абиотических факторов будут стенобионтами, а по другим(указать каким)будут эврибионтами? Как помогают данные факторы адаптироваться организмам к окружающей среде ? В ответе должно быть не менее 3 видов организмов разных царств .

Опорные обобщающие таблицы

Позволяют сгруппировать очень большой и объемный материал, являются теоретической шпаргалкой для знающего учащегося, помогают старшеклассникам лучше запомнить и увидеть целые разделы биологии, которые излагаются в книгах и учебниках десятками и даже сотнями страниц, например это отделы высших растений, семейства цветковых, зоология беспозвоночных, сравнение особенностей Голосеменных и Покрытосеменных растений. Такие таблицы являются подготовительным этапом перед выполнением обобщающих и контрольных тестов, ими можно воспользоваться ,если нужно быстро вспомнить большой теоретический материал. Приложение 6.

Более конкретно для себя я определила некоторые методы и приемы формирования познавательной активности, вовлекающих учащихся в практико-ориентированную деятельность. а также способствующих поиску новых решений, повышающих мотивацию и закладывающих ситуацию успеха для их будущего самоопределения.:

  1. Прежде всего, эта такая организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Поэтому при проведении уроков я стараюсь создавать как можно больше поисковых и исследовательских ситуаций, предлагаю задания проблемного характера, оригинальные примеры из жизни, вопросы открытого и закрытого типа. Это самостоятельные лабораторные работы по инструктивным карточкам, эксперименты и опыты, наблюдения, творческие работы, исследования практического характера, самостоятельная работа с дополнительной литературой, дебаты, защита экологических проектов. Например, при поведении практической работы в 10 профильном классе по новой программе по теме «Изучение приспособленности растений к опылению, распространения плодов и семян в выводе я предложила учащимся ответить на вопросы:

-Почему большинство семян и плодов образовавшихся у растений осенью и попавших в почву ,все равно не прорастают даже при наличии всех благоприятных факторов?

А в качестве домашнего задания можно провести эксперимент: взять 8-9 видов семян культурных растений, попробовать прорастить уже в домашних условиях в осенний период и подтвердить или опровергнуть высказанные в ходе урока точки зрения учащихся;

2.Из своего опыта работы я убедилась, что при использовании групповой формы обучения учащийся из пассивного объекта обучения постепенно преображается - становится активной, деятельной, творческой личностью, умеющей работать в коллективе, с литературой, делать выводы, принимать решения. Так, очень интересно прошел в 2018-2019 учебном году интегрированный урок английского языка и биологии «Пути решения экологических проблем» (Приложение 7),где учащиеся по группам решали предложенные им экологические проблемы на уровне мирового сообщества, затем вырабатывали свои конкретные действия на локальном уровне, позже оценивали заданную проблему по шкале на уровне мира и своего региона. На этом уроке лицеисты смогли стать участниками Саммита во Франции и выйти на митинг со своими призывами и лозунгами, а в конце урока все группы положили в специальную капсулу свои предложения для будущих потомков, которую закопали во дворе лицея с правом вскрытия только через 10 лет.


3.Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и способы действий вызывают скуку, безразличие, очень утомляют. В обучении иногда использую интерактивные методы, подачу материала крупными блоками, опорные схемы, работу в парах сменного состава, тренинги. Я думаю, наши учащиеся любят учиться, только надо сделать этот процесс увлекательным, полезным, результативным. Например, на этапе организационного момента люблю использовать приемы:

- «Удивляй» .Удиви ребенка, и он будет ждать от тебя этого чуда еще не один урок, даже если на следующее чудо вы уже не способны. Это может быть ваш внешний вид при изучении определенной темы ,скажем, красные пятна на одежде при повторении кровеносной системы , а при изучении темы «Иммунная система» в 10 классе вы можете внезапно заболеть ,войдя в кабинет -чихать и усиленно кашлять. Чего там ,пусть дети угадывают!


НЕЛЬЗЯ БОЯТЬСЯ-НУЖНО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ!


-Сюда же можно отнести и использование приема «Кот в мешке». Пусть угадают, что вы там такое спрятали : например, глобус в грязном мешке при изучении темы «Загрязнение биосферы», энергетический напиток при изучении дыхания и т д.

-При изучении главы «Клетка» в 10 классе, сначала даю тему крупным блоком. За 2-3 урока мы с учащимися разбираем строение и функции всех органоидов клетки, заполняем итоговую таблицу, которая будет служить им в дальнейшем опорой по этой теме. Считаю ,что эта тема является одной из самых простых в курсе 10 класса и со строением клеточных органелл в курсе биологии они знакомились уже не раз, почему бы не освежить старые знания, дополнив их более серьезным профильным уровнем. Для закрепления использую творческие задания: угадать органеллу по пантомиме, провести физкультминутку, показывая органеллы и их функции.

4.Для проявления интереса к изучаемому курсу биологии необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных разделов. Я не жалею времени на вводные уроки, особенно на самые первые, чтобы рассказать, показать на примерах, убедить, что биология - наука XXI века и без биологических знаний современный человек обойтись не может. На этих же уроках использую «мягкие» входные тесты для 10 классов, проверяющие уровень знаний учащихся, ведь к нам приходят дети из разных школ и с разным багажом знаний. Всегда провожу анкетирование «Давайте познакомимся, биологи!» (Приложение 8) ,где узнаю об увлечениях, интересах пришедших старшеклассников, эффективно использую это на практике, например, в акциях и конкурсах, из этих же анкет узнаю и о скрытых проблемах, которые есть у подростков. Для чего мне это нужно? В первую очередь, чтобы правильно организовать обучение в классе с каждым учащимся. Во - вторых, подбор заданий и материала, соответствующего уровню ребенка. Слишком лёгкий или слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. Вот несколько вопросов из моей анкеты знакомства с учащимися:

-как Вы решили стать биологом и кто помог «Вам принять это решение ?

-Нужны ли вам дополнительные занятия для повторения «забытого» курса 7-9 класса. Почему?

-На какие Ваши индивидуальные особенности или трудности Вы хотите, чтобы я обратила внимание ?

-За что Вы себя иногда ругаетесь или на что Вы злитесь на себя?

5.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он более интересен для учащихся. При объяснении нового материала, я стараюсь широко использовать личный опыт учеников, метод аналогий и сравнений, примеры из жизни. Так , объясняя новую тему «Живой организм как среда жизни», вдруг вижу в глазах отдельных учащихся усталость, сонливость и скуку. Что делать и как активизировать внимание? Тогда говорю : Женя, представьте, что вы паразит, например, бычий цепень или аскарида. Вы паразитируете в теле своего друга Виктора. Какие адаптации есть у Вас для успешного существования в его организме? При изучении достаточно сложной темы « Функции белков» в 10 классе могу спросить» «Алексей, представьте, что из вашего организма исчезли все белки с вторичной структурой? Что же с вами произойдет и без чего вы можете остаться?». Все дружно помогают отвечать на этот вопрос, заодно закрепляется ранее пройденная тема Выясняется, что Леша может остаться без волос, так как это кератин , без кожи, ведь это коллаген, без мышц ведь в них есть миозин и актин и без много другого.

6.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого преподавателя с огромной силой воздействуют на учащегося, на его отношение к предмету. Надо просто увлечь их, повести за собой, предложить действовать по принципу «Делай как я!». При проведении акций «Посади дерево!», «Сбереги электроэнергию в доме», операции «Создай свой флорариум» я активно участвовала во всех этапах. Показателем интереса и увлеченности учащихся уроками и внеклассными занятиями по биологии – это создание творческой продукции самими учащимися. Например, 2017/2018году мы выпустили перекидной календарь с фотографиями наших учащихся, решающих конкретные проблемы по сбережению ресурсов в своем районе, закладки, линейки и пакеты, в которых наши дети отстаивают свою активную жизненную позицию, показывая положительные примеры своим одноклассникам, родителям, знакомым и учителям. В этом же году учащиеся 10 профильного класса выпустили видеоролик со своим участием под названием « О важности энергосбережения», за который уже в этом учебном году получили диплом от международной организации ШПИРЕ. Приложение 9

Уже в 2018-2019 учебном году мы выпустили календарь энергосберегающих дат и рациональной экономии ресурсов в своей семье, а в 2020 разработали проект «Энергосберегающая семья» ,выпустили листовки по рациональному использованию времени и пищи.


  1. Большое значение для мотивации и активизации познавательной активности имеет поддержка у наших учащихся стремления к общению, уверенности в том, что они многое могут. Важно на каждой ступени взросления принятие их как личности через создание ситуации успеха, ощущение учащимся собственного развития.

Разве мне было не приятно как учителю, получить благодарность от матери ученицы, которая в 2019 году заняла 10 место на городской олимпиаде, а уже в 2020году 2 место, поднявшись на восемь ступенек вверх в своей лестнице успеха. Конечно, все было не так и просто, тут мне пришлось уже поработать как в качестве преподавателя, так и в качестве психолога в тесном контакте с семьей. Или другая ситуация этого же года, когда вот уже старшеклассник имеет комплекс, боится говорить вслух, теряется и не может вспомнить ничего из того, что он учил, и постепенно через 2-3 месяца, когда даже я стала немного сомневаться, он начинает высказывать свою точку зрения, исправляет ответы своих товарищей.

Консультации

Огромное значение в своей работе я придаю системе групповых консультаций, по определенной тематике. Не секрет, что в 10 классы учащиеся приходят с разным багажом знаний: кто-то уже давно глубоко изучает биологию, кто-то решил для себя этот вопрос впервые. Почему бы не использовать потенциал знающего ребенка? Всем учащимся объявляется тема консультации, например, эта тема «Белки», а также консультант из числа учащихся, который будет ее проводить. Заранее с консультантом обсуждаются вопросы, на которые необходимо обратить внимание, рисунки, которые нужно рассмотреть, ему выдается раздаточный материал, с которым учащиеся будут работать на консультации и тесты для закрепления материала. Такие консультации я провожу регулярно, раз в неделю. Проведение таких консультаций в прошлом году, позволило мне параллельно изучать сразу два курса биологии: ботаники на консультациях и зоологии на факультативных занятиях. Могу сказать, что средняя наполняемость таких занятий редко составляла меньше 10-12 человек и по оценкам самих учащихся, они были не менее эффективны, чем уроки и факультативы, проводимые мной. Можно ли передать ту гордость и взрослую ответственность, которую испытывали сами консультанты после таких занятий?

Огромное значение при проведении консультаций я возлагаю на своих олимпиадников и потенциально сильных учащихся, особенно по наиболее сложным темам. Они выступают не простыми трансляторами знаний ,а выполняют роль преподавателя, объясняют и раскладывают материал по полочкам, отвечают на вопросы. Как правило, такие консультации удобно проводить в субботу и на каникулах, чтобы их посетило как можно больше учащихся. От этого сотрудничества ,как в симбиозе, все получают пользу: олимпиадников еще раз прокручивают для себя сложный материал и великолепно его запоминают, учитель выполняя лишь роль тьютера, тоже разгружает и освобождает свое время для профессионального роста. Очень люблю приглашать и делаю это регулярно, наших лучших выпускников, которые обучают старшеклассников по смежным с биологией предметам: химии, физике и спец .предметами, например такими как греческий и латынь.

Исследовательская деятельность помогает раскрыть внутренние резервы многих учащихся и проявить себя тем, кто не может этого сделать в других направления, например, в олимпиадном движении. Провести свое мини-исследование я предложила всем учащимся. Для этого перед ними были поставлены определенные цели по выбору темы, гипотез и задач их исследования. Получилось много интересных и практически значимых тем, например, использование лжескорпионов против пчелиных клещей в качестве биологического оружия, исследование метаморфоза у гусениц и выведение имаго бабочки , изучение мира шестиногих нашего парка. Оказывается, что многие вопросы, которые мы задаем себе в виде слова почему, неожиданно раскрываются в темах исследований, сначала небольшие, а затем и довольно серьезные. Приложение 10.

Заключение

Конечно, основные знания и контроль за их качеством в профильных классах учитель реализует через урок, где у него есть возможность грамотно выстроить систему повторений, применить разнообразные приемы, формы и методы взаимодействия с этой достаточно сильной категорией учащихся, есть они и в моем арсенале учебно-педагогической деятельности, также как и комплекс бонусов стимулирующих учащихся не скрывать свои знания, а наоборот демонстрировать их и даже выставлять напоказ и многое другое, впрочем, как и у других наших педагогов, неустанно повышающих качество и престиж нашего профильного образования. Высокое качество образования в нашем лицее по моему профильному предмету подтверждается не только высоким средним баллом, а это немного немало 8,8, но и высоким процентом поступаемости учащихся в то высшее учебное заведение, ради которого они выбрали профильное обучение, идя к намеченной цели и реализуя поставленные ими задачи. Мне иногда говорят: «Вы создаёте учащимся трудные условия. Вам их не жалко?». Отвечаю: «Мне их искренне жаль. Но мне ещё больше жаль выпускать их из лицея не конкурентоспособными по отношению к другим учащимся.

Я вижу свое предназначение в том, чтобы вместе с другими педагогами школы

выпускать из лицея учащихся, которые способны анализировать ситуацию, принимать самостоятельные решения, планировать свою деятельность, критически осмысливать ее результаты, быть подготовленным к жизни в современном мире. Да, действительно на моем пути не все проходит и бывает гладко. Есть сомнения и слезы, боль от предательства, страх перед будущим, волнения и тревога от надвигающихся перемен в образовании и многое другое.

Но вот я захожу в класс, вижу глаза детей, отвечаю на их вопросы, решаю их проблемы….и все сомнения уходят, становятся такими далекими-далекими, потому что жизнь она не на бумаге, она просто здесь и рядом со мной.


Литература


  • И.А. Малахова «Развитие личности: способность к творчеству, одаренность, талант», Минск 2002г.

  • Н.И .Запрудский «Моделирование и проектирование авторских дидактических систем», Минск 2008г.

  • Материалы республиканской научно-практической конференции, Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова, 2014г.

  • Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001, с. 194

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!