Обобщение опыта по теме:
«Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ СОШ №16
села Александровского
Московец Е.Ю.
2023 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаю обобщение опыта по теме: «Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
СЛАЙД Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…
Эти строки отражают проблему коммуникативного характера.
Ценность данного произведения Ивана Андреевича Крылова в том, что оно не имеет срока давности. Меняются страны, города, люди, условия жизни, но общение остается одним из основных жизненных процессов, направленных на создание общности, на соединение разных людей.
СЛАЙД Поэтому с введением Федеральных государственных образовательных стандартов приоритетной целью школьного образования стало воспитание личности, умеющей гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А это значит, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.
СЛАЙД Коммуникативные УУД включают:
-управление поведением партнера,
-разрешение конфликтов,
-постановку вопросов,
-построение речевых высказываний,
-понимание позиции другого человека,
-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
СЛАЙД
Подробно остановлюсь на формах учебного сотрудничества, к которым относятся: СЛАЙД
- сотрудничество с самим собой;
- сотрудничество со сверстниками;
- сотрудничество с учителем.
СЛАЙД Сотрудничество с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний.
Начиная с 1 класса на уроках окружающего мира, применяю метод «Пазлы». При изучении темы «Домашние животные» ученик получает части картинки, собрав которую, видит изображение домашнего животного. Работая по алгоритму, он делает вывод, к какой группе относится это животное, описывает его особенности, рассказывает об уходе за ним.
На уроках русского языка, математики использую таблицу фиксации знаний, две колонки которой учащиеся заполняют в начале урока, а оставшуюся- в конце.
СЛАЙД Сотрудничество со сверстниками предполагает их совместную учебную работу, непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. При этом дети учатся помогать товарищу, просить у друга помощи, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.
Так, на уроке русского языка по теме «Имя существительное. Род имён существительных» в 3 классе предлагаю учащимся задание для парной работы: подобрать как можно больше слов мужского, женского, среднего рода. Учащиеся работают в парах на заранее подготовленных листах. При проверке дополняют ответы детей. Такая работа позволяет обогащать словарный запас учащихся.
Во всех классах начальной школы на уроках русского языка использую алгоритм работы в паре по подготовке к словарному диктанту, когда ученики диктуют друг другу изученные словарные слова по очереди.
На уроках литературного чтения использую приём "Пресс-конференция". Ребята, прочитав произведение, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга. При этом происходит сотрудничество со сверстниками и формирование универсальных учебных действий.
СЛАЙД. Использую метод снежного кома – отличный тренажер для формирования и осмысления системных взаимосвязей изучаемого материала. Как растет снежный ком, так и этот метод помогает мне привлечь к активной работе все большее количество учащихся на различных этапах урока.
Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Например, запишите на листе , что такое, по вашему мнению, средства художественной выразительности? Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
СЛАЙД. В своей работе часто использую метод «Пила»
Класс делится на малые группы с равным числом участников.
Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему, например, «Группы животных». Тема делится на части по числу малых групп. Например, «Звери», «Рыбы» «Птицы» и т.д. Каждый участник получает материала и обязан основательно его изучить, стать «экспертом» по данному вопросу.
После изучения материала в группах выбирается представитель, который переходит в другую группу и знакомит учащихся со своей частью нового материала и отвечает на заданные вопросы. Остальные слушают, спрашивают, уточняют. Каждый «эксперт» добивается ясного понимания своего вопроса остальными участниками группы. После этого осуществляется еще раз переход. Представитель идёт в другую группу в обратном порядке, для того, чтобы и эту группу познакомить с изученным материалом. По ходу работы учащиеся общаются между собой, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы.
Таким образом, с самого начала группа имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной творческой цели, а с другой – социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Учитель отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. По окончании работы в группах учитель дает тест по всей теме. Каждый ученик выполняет этот тест индивидуально и получает оценку.
СЛАЙД Я вступаю в сотрудничество с учащимся только по инициативе школьника, по его запросу о конкретной помощи.
В случае организации сотрудничества с учителем педагог и ученики рассматриваются как равноправные партнеры. При этом педагог выступает в качестве опытного советчика и наставника, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции. Сотрудничество с учителем изменяет роль самого учителя и ученика на уроке.
Так, на уроках русского языка, математики, окружающего мира использую приём "Лови ошибку!" Даю детям правила, формулы, тексты, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор. Это позволяет ученику выступать в роли учителя.
Таким образом, использование в своей работе таких методов и приёмов дает определенные результаты (СЛАЙД при проведении исследований по определению уровня сформированности коммуникативных УУД в 1 классе 72% учащихся имели низкий и средний уровень и только 28% - высокий. В 4 классе 67 % имели высокий уровень; СЛАЙД также увеличилось количество участников, призеров и победителей различных олимпиад, конкурсов, проектов) и позволяет мне обеспечить социальную компетентность учащихся, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. И тогда «и в товарищах согласье есть», и «на лад их дело идёт», и «поклажа для них кажется лёгкой», и «воз с поклажей не будет и ныне там»…