СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме:"Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) для активизации познавательной деятельности студентов при изучении литературы в СПО»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации программы ФГОС III поколения и подготовки конкурентноспособных выпускников системы среднего профессионального образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях. Активизация мыслительной деятельности студентов является условием успешной социализации   в реальном социуме.

 С понятием личностно ориентированного обучения тесно связана технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме:"Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) для активизации познавательной деятельности студентов при изучении литературы в СПО»»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ











«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) для активизации познавательной деятельности студентов при изучении литературы в СПО»







Выполнила:

Адаскевич Виктория Евгеньевна,

преподаватель филологических

дисциплин,

ГАПОУ СО « ВПК им.Ф.И.Панферова»

Проверила:

Малышева Алла Владимировна

доцент кафедры профессионального

образования, к.п.н.





г. Саратов-2018 г.


Содержание

Введение………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Теоретические аспекты реализации технологии развития

критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

    1. Возникновение и распространение технологии………… 3

    2. Особенность технологии…………………………………… 3

    3. Базовая модель технологии………………………………… 5

Глава 2. Технология РКМЧП: от теории к практике…………………… 7

Заключение…………………………………………………………………. 11

Список используемой литературы…………………………………………12

Приложения………………………………………………………………… 13















Введение

Для реализации программы ФГОС III поколения и подготовки конкурентноспособных выпускников системы среднего профессионального образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях. Активизация мыслительной деятельности студентов является условием успешной социализации в реальном социуме.

С понятием личностно ориентированного обучения тесно связана технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Практика показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, поэтому привлекательность данной технологии вижу в возможности развивать у студентов критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни.

Цель работы: активизировать познавательную деятельность студентов через применение технологии РКМЧП.
Задачи работы: 1. Изучить литературу, педагогический опыт по проблеме.
2. Выбрать и апробировать элементы технологии РКМЧП, оптимальные для уроков литературы.


Глава I. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы.

    1. Возникновение и распространение технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Создатели этой технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А. Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А. В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП является универсальной, «надпредметной», открытой к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она не призвана разукрасить занятие, доставить студентам удовольствие от использования игровых профессиональных приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности, а имеет совершенно четкую структуру, в основе которой развивающие и воспитательные цели.

1.2. Особенность технологии

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой студенты совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Акценты целей технологии РКМЧП

     Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

     Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

     Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить студентов: выделять причинно-следственные связи;  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию;  понимать, как различные части информации связаны между собой;

выделять ошибки в рассуждениях;  делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;  выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

     Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

     Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основные особенности технологии РКМЧП можно сформулировать следующим образом:

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

  • Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

1.3. Базовая модель технологии

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Первая стадия – «вызов». Вторая стадия – «осмысление» - содержательная. Третья стадия – «рефлексия» - размышления.

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I. Вызов:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия:

размышление, рождение нового знания;

постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.


Таким образом, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) направлена на то, чтобы заинтересовать студента, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.



Глава II. Технология РКМЧП: от теории к практике. Особенности применения РКМЧП при смысловом чтении и работе с текстом.

2.1. Прием чтение с остановками

Заявленная технология предполагает использование таких методов обучения, которые подходят и для работы с группой, и с отдельным студентом, и побуждают к интерпретации текста, и дают возможность обогащаться, общаясь друг с другом. Студентам надо предоставить возможность испытать особые чувства рождения собственного, глубоко личного восприятия текста, ощутить, как это восприятие развивается, сравнить его с мнением товарищей и авторов. На таких уроках интерпретация становится коллективным процессом. Главная часть работы на уроках-коммуникациях – направленное чтение. Разбив текст на части, учитель предлагает учащимся предугадать, спрогнозировать дальнейший ход мыслей автора, события, которые не вошли в предлагаемый отрывок, ответить на вопросы, найти ключевые слова, составить кластеры, собрать текст из разбросанных предложений, дописать финал, поделиться своими ощущениями и переживаниями, прожить отрезок жизни за героя и другие виды работ. Важно, чтобы они были интересными и разнообразными, будили желание продолжать работу с текстом, искать подсказки в нем. Самое ценное на таких уроках – желание закончить работу собственным творчеством по теме. Это может быть сочинённый синквейн, акростих, нарисованный символ, эмблема или сочинение-рассуждение

2.2. Кластеры как форма организации мышления

Понятие кластер имеет не одну трактовку: кластер как форма или как способ организации языкового материала, как прием. В научной методической литературе чаще дается описание способа организации мышления. В качестве рабочего возьмем такое определение «кластер ‒ это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д)». Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом". Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди или цветка. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Это педагогическая стратегия, которая помогает студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений.

2.3.Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают студенты по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что студенты знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

2.4. Приём «Верные и неверные утверждения».  В начале урока студентам даются утверждения по изучаемой теме. Среди них нужно отметить верные неверные утверждения и обосновать свой выбор. На стадии рефлексии студенты могут самостоятельно составить утверждения и обменяться ими для оценки их правильности.

2.5. Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления изученного материала. Студенты высказывают свои предположения о возможных вариантах развития сюжета литературного произведения, анализируют поднятые автором проблемы, обсуждают текст.

2.6. Приём «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

2.7. Синквейн

Вспомним, слово «синквейн» обозначает «пять строк», при его написании существуют определенные правила. 1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту 5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

2.8. Ромашка «Блума»:

- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти

- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая студентов к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из студентов выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.

- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?».

Таким образом, применение технологии РКМЧП позволяет вырабатывать у студентов метапредметные умения, такие как: 
- работать в паре, группе;  графически оформить текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию; распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов).












Заключение

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста студента, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий. Данная технология позволяет создать на уроках атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, дает возможность развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. А это очень важно для современного человека, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное, не отвечает требованиям современного общества и государства. Поэтому перед нами стоит задача развития личностных качеств студентов, которые будут способствовать их социализации и самореализации.





















Список использованной литературы:

  1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Новосибирск, 2003.

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2013.

  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб., 2013.

  4. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Бишкек, 2003.

  5. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. М., 2012.




























Приложение

1) Конспект урока. Тема: «А был ли роман?» (по рассказу И.А. Бунина «Роман горбуна»)

Цель: познакомить студентов с произведением И.А. Бунина «Роман горбуна».

Задачи: проанализировать прозаическое произведение посредством применения технологии развития критического мышления через- чтение и письмо, развить умения анализировать текст, выражать свои мысли, что способствует развитию коммуникативной компетенции на понятийной основе; воспитать любовь к литературе, внимательное отношение к слову.

Технологические

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I. Вызов:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения.

Задает вопросы: 1) Сегодня я предлагаю поработать с рассказом «Роман горбуна». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

2)Как вы понимаете слово «любовь»?

Можно предположить, что в произведении И.Бунина речь пойдёт о художественных талантах горбуна, признанных или непризнанных, или о любви.

Читают отрывок.

Отвечают на проблемные вопросы.

Чтение первого отрывка.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

1 остановка

Организует работу с текстом:

1. Можно предположить, что завязывается любовная интрига: «Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание». Кто такой «горбун»?

- Кто мог влюбиться в такого человека?

-Уже название рассказа «РОМАН ГОРБУНА» наполнено тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР. Мы можем думать, что мотив тревоги формируется с первых строк. 2.Предположим, кто – то из вас получил любовное письмо без подписи (анонимное). 3.Как повели бы себя вы в подобной ситуации?

4.Предлагаю систематизировать полученную информацию посредством составления кластера.

2 остановка

5.Мы не знаем, по какой причине она написала письмо. Предлагает прочитать следующий отрывок.

Организует обсуждение:

1)Теперь о Горбуне мы знаем больше и можем предположить, что Незнакомка и Горбун, действительно, могут оказаться родственными душами. Почему?

2)Какое чувство Вы испытали, когда прочитали вторую часть?

3) Как И.А. Бунин показывает волнение героя?

4)Что означает слово «роковой?»

5) Не готовит ли автор нас к тому, что Горбун не только наряженный гость в своей квартире, но и празднике жизни?

Предлагает прочитать следующий отрывок.

3 остановка

Предлагаю создать лексико – семантический ряд, который бы показывал душевное состояние героя.

Какое слово или словосочетание вы бы определили в качестве ключевого?

Как И. А. Бунин описывает внешность героя?

Не иронизирует ли автор над своим героем: тонкие ноги и важность?

Предлагает прочитать следующий отрывок.

4 остановка

Предлагает обсудить:

Ваши впечатления от рассказа?

Рассказ называется «Роман горбуна». Я возвращаюсь к названию урока «А был ли роман?»


Работают со словарем. Дают определение из словаря С.И.Ожегова)




Отвечают на вопросы















Составляют кластер:

«Горбун», «Незнакомка»


Читают второй отрывок. Дополняют кластер.


Отвечают на вопросы, делают предположения.












В словаре С.И. Ожегова находят и объясняют слово «роковой»







Читают следующий отрывок


Работают в парах







Рассуждают, предполагают






Читают отрывок


Высказывают свои мысли.( В начале урока мы определили, что такое «роман». В прямом смысле романа не было.

Было ожидание перемен, может быть, любви.

Была влюблённость в Незнакомку, которой он не знал, а узнав, оцепенел).





На этом этапе сразу возникает дискуссия , состоящая из вопросов: «Почему молодая и свободная – и горбун?», «Откуда она давно знает его и любит? – Наблюдала и присматривалась. Почему?», «Почему родная душа? Она тоже изгой общества? Почему? Как одиночество? Как не такая?», «Почему серый костюм? – Не хочет быть заметной?», «Почему букетик фиалок, а не роз? Почему не букет? Фиалка – маленький цветок? Опять не хочет выделяться и привлекать к себе внимание!»


Составление кластера



Кластер «Горбун» дополняется









Поиск ответов на поставленные вопросы.


Обмен мнениями







Работа в парах

















Индивидуальная работа

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст) Работа ведется индивидуально или в парах

III. Рефлексия:

размышление, рождение нового знания;

постановка учеником новых целей обучения.

Предлагает практическое задание на основе изученной информации:

И.А. Бунин заканчивает произведение фразой: «Беспощаден кто-то к человеку!» Необходимо написать небольшую письменную работу по предложенным темам:

-Кто беспощаден к человеку в рассказе?

-Мои впечатления от рассказа?

-Возможен ли роман горбуна?

-Синквейн.


Составляют синквейн


Роман?

Ожидающий, мучающийся

Ждёт, томится, разочаровывается

Трагическое ошеломление одинокого человека

Желание любви


Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Написание творческих работ.



2) « Ромашка Блума»

1.Простой вопрос: Кто является автором рассказа «Роман горбуна»?

2.Уточняющий вопрос: Правильно ли я понял, что молодая и богатая незнакомка влюбилась в горбуна и написала ему письмо?

3.Объясняющий вопрос: Почему письмо было анонимное?

4. Творческий вопрос: Как буду дальше развиваться события?

5.Оценочный вопрос: Как вы относитесь к герою произведения?

6. Практический вопрос: Как бы вы поступили на месте героя?

3) Пример кластера (фрагмент урока «А был ли роман?» (по рассказу И.А. Бунина «Роман горбуна»)

Осмысление

1 остановка


Учитель: Предлагаю систематизировать полученную информацию посредством составления кластера.



































Учитель: В кластере, характеризующем Горбуна, только две прямые характеристики, а в кластере, характеризующем Незнакомку, - шесть. Связывает чувство одиночества. И то мы не знаем, по какой причине она написала письмо. Появляется интрига, и усиливается тревога, которая поддерживается всё тем же тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР: ГОРБУН, ГОРДЫЙ, ТРОСТЬ, СОДРОГНУЛСЯ…


Я предлагаю познакомиться со следующей частью рассказа «Роман горбуна» (Выдан второй отрывок из текста).

«Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел».

2 остановка

Образа Незнакомки в этом отрывке не наблюдается, зато наполняется образ Горбуна.



4) Синквейн (фрагмент урока «А был ли роман?» (по рассказу И.А. Бунина «Роман горбуна»)

Роман?

Ожидающий, мучающийся

Ждёт, томится, разочаровывается

Трагическое ошеломление одинокого человека

Желание любви




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!