Обобщение педагогического опыта
учителя ОБЖ первой категории Биткина В.А. МКОУ СОШ №1 г.Дигора
Тема: Патриотическое воспитание учащихся
в процессе внеурочной деятельности
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
Соответственно возрастает роль и ответственность системы образования за патриотическое воспитание подрастающего поколения в школах.
Практическая значимость опыта состоит в разработке методики воспитания патриотизма у подростков в условиях ФГОС во внеурочное время.
Теоретическая база опыта
1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23
2. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. №10. С.349-352.
3. Котруца Л.Н.Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы //2007. № 3. С.21-22.
4. Кузьмин А.В. Воспитание патриота, как педагогическая проблема // Помощник педагога: сетевой журнал. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/31_ONBG_2011/Pedagogica/6_96767.doc.htm (дата обращения: 14.02.2015).
5. Леонтьева М.А. Формирование патриотизма у старших школьников средствами исследовательской деятельности. Волгоград: Созвездие, 2010.
Технология…опыта
Исходя из современных требований, основными целями курса ОБЖ являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-нравственных качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Во все времена на высоком нравственном пьедестале стояли такие качества человека как верность долгу, отвага, мужество. И какова бы не была война – Великая, мировая или мало кем замеченный локальный конфликт; столетняя или на несколько дней - мера этих качеств едина. И основа их – патриотизм.
Как много говорится о патриотизме! Но ведь патриотизм – не пустой звук, не абстрактное понятие. Его основой является причастность человека к истории своего родного края, своего народа. Знание истории своего народа и края – необходимое качество истинного патриота. Будущего без прошлого не бывает. Поэтому мы обязаны знать и уважать свою историю.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день, на мой взгляд, заключается не только в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных школьников, но и умело изучать богатые страницы нашей истории и художественной классики.
На военно-патриотическое воспитание учащихся огромное влияние оказывает моя внеурочная деятельность. Она представляет собой целый комплекс: соревнования, эстафеты, конкурсы, викторины, походы, тактические игры на местности, Дни здоровья, которые закладывают основы морально-психологической подготовки, способствуют физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
Эффективной в данном направлении является работа по сбору материалов об участниках разных боевых действий. Один из итогов этой работы успешно представлен на мастер-классе Урок Мужества по теме «Память поколений».
Большую работу провожу с допризывной молодёжью. Ежегодными стали муниципальные и республиканские спартакиады и Дни призывников, проводимые совместно с военкоматом Дигорского района.
Результативность (устойчивые положительные результат деятельности).
- высокая активность участия во внеклассных мероприятиях;
- устойчивый интерес к истории России и РСО-Алания, к военным достижениям;
- отсутствие проблем адаптации во время службы в армии.
Обобщение и распространение педагогического опыта
- План-конспект Урока Мужества «Память поколений».
- Мастер-класс «Память поколений» для учителей ОБЖ и ветеранов в Доме-музее им.Г.Цаголова.
- Статья для публикации «Патриотическое воспитание учащихся в процессе внеурочной деятельности».
- Выступление на педчтениях.
- Организация шествия знаменосцев и «Бессмертного полка» на День Победы в Дигоре.
1