1.1. Актуальность методической разработки
Важным компонентом моей деятельности является система работы по формированию орфографической грамотности учащихся начальной школы.
Обобщён опыт моей деятельности по проблеме: «Работа с непроверяемыми написаниями как средство повышения орфографической грамотности учащихся в начальной школе».
Актуальность методической разработки заключается в том, что она будет интересна учителям, уделяющим большое внимание формированию орфографической грамотности учащихся начальных классов. Новая методика способствует активному формированию всего спектра универсальных учебных действий.
Практикоориентированность методической разработки заключается в том, что ею могут воспользоваться учителя начальных классов, реализующие различные учебно-методические комплекты.
Обобщение опыта представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Актуальность и перспективность опыта | В русском языке встречается много слов с непроверяемыми написаниями в корне слова. Проблема усвоения таких слов знакома всем учителям начальных классов. Для достижения хороших результатов, высокой орфографической грамотности учащихся нужен системный подход к изучению слов, которые в школе называют «словарными». Это возможно только определив цели обучения, последовательность изучения, взаимосвязь компонентов знаний, постепенное усложнение упражнений |
Ведущая педагогическая идея Решаемые задачи | Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка является необходимым условием развития языковой культуры учащихся. Решаемые задачи: - повышение орфографической грамотности; - овладение способом объяснения значения слов; - расширение лексикона учащихся; - повышение культуры речи |
Новизна опыта | Учёт как специфики орфограммы, так и индивидуальных особенностей учащихся. Способом усвоения слова является запоминание орфографического облика с учётом особенностей памяти учащихся, а способом объяснения лексического значения слова является установление родовидовых отношений. Данный способ объяснения значения слова можно использовать не только в процессе обучения русскому языку |
Теоретическая база опыта | Система комплексного интеллектуального развития младших школьников (Бакулина Г.А.) Теория перспективно-опережающего обучения с использованием схем при комментировании (Лысенкова С.Н.) Теория оптимизации УВП (Бабанский Ю.К.) Тоерия коллективного способа обучения (Ревин А.Г., Дьяченко В.) Теория активизации учебной деятельности учащихся (Шамова Т.И.) Теория развития познавательного интереса (Щукина Г.И.) |
Компоненты технологии | Поставленные задачи достигаются через: - применение технологии опыта, включающей в себя следующие компоненты: - использование групп слов с непроверяемыми написаниями; - опора на ведущий тип памяти учащихся; - системы упражнений, словарных диктантов; - организацию индивидуальной работы с учащимися |
Результативность | - расширение лексикона учащихся начальной школы; - повышение орфографической грамотности учащихся; - устойчивый интерес к урокам русского языка; - развитие познавательных процессов учащихся; - повышение культуры речи |
Проработанность (программа, система занятий, разработка уроков, методические рекомендации)
Технология опыта
Модуль 1. Группы слов с непроверяемыми написаниями
Распределила все слова, написание которых учащиеся должны запомнить, по группам в соответствии с программой каждого класса начальной школы по русскому языку. Каждая группа состоит из пяти слов, так как объем кратковременной памяти человека равен 7+2, то это их оптимальное количество. Работа над каждой группой проходит 1-2 недели, в зависимости от сложности правописания слов и от особенностей уроков, запланированных на этот период. Распределение слов на группы, работа над группой слов в течение определенного времени делает процесс усвоения слов из программных списков управляемым, учитывая нужное количество «встреч» с каждым на уроках.
(Приложение 1.1.)
Модуль 2. Ведущий тип памяти
При помощи теста учитель определяет объем и главный тип памяти у учащихся. Им предлагается запомнить постепенно увеличивающиеся ряды чисел, используя различные типы запоминания: зрительный (без проговаривания), моторный (с обязательным проговариванием), слуховой (без проговаривания и зрительного восприятия). Школьники сидят по одному за партой. Цифры для проверки зрительной и моторной памяти записаны на доске. Время ограничено. Для определения ведущего типа памяти за основу берется последний ряд цифр, который воспроизведен полностью и без ошибок. Полученные результаты очень важны для учителя при организации работы на уроке. Это способствует более быстрому и качественному запоминанию информации учащимися.
(Приложение 1.2.)
Модуль 3. Система упражнений, реализуемая на этапах работы по теме: «Правописание слов с непроверяемыми написаниями»
Сформировала систему упражнений, распределенных по этапам работы над словом и по классам. Система упражнений подобрана в соответствии с приемами, используемыми при работе со словами с непроверяемыми написаниями, в строго определенной последовательности. В них представлены различные виды работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом. Используются упражнения, направленные не только на запоминание слов с непроверяемыми написаниями, но и на развитие речи. В работе используются ребусы, кроссворды.
На первом уроке (понедельник) вводятся упражнения, напрвленные только на запоминание графического образа слова. Учитель дает установку на сознательное запоминание группы слов. Слова представлены на отдельных карточках на доске. Работа складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий. На втором, третьем уроках (вторник, среда) – упражнения, направленные как на запоминание, так и на развитие речи. Учитель обеспечивает повторное восприятие изучаемой группы слов. С целью более эффективного и прочного запоминания, каждое новое восприятие осуществляется в процессе решения фонетических, лексических, речевых задач. На четвертом уроке (четверг) учащиеся работают с упражнениями, направленными большей частью на развитие речи.
Упражнения могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой, фронтальной работе на уроке и при выполнении домашних заданий. Ежедневно после домашней работы в тетрадях записывается группа прорабатываемых на неделе слов.
Система упражнений обеспечивает запоминание «словарных» слов, формирование у школьников устойчивых навыков грамотного письма и развитие речи. Помимо обучающей цели, упражнения напрвлены на развитие памяти, внимания, наблюдательности, творческих способностей учащихся.
(Приложение 1.3.)
Модуль 4. Контроль знаний учащихся
При проверке знаний учитель применяет различные виды словарных диктантов, тесты, перфокарты. Учитывается этап работы с группой «словарных» слов. На пятом уроке (пятница) проходит промежуточный контроль.
Контрольные диктанты проводятся по мере накопления определенного программой количества изученных слов. Во втором классе – 8-10 слов, в третьем – 1-12 слов, в четвертом классе – 12-15 слов. Следовательно во втором и третьем классе – один раз в две недели, в четвертом классе – один раз в три недели. Диктанты проводятся на уроке.
Систематическая проверка знаний позволяет вовремя увидеть затруднения, которые испытывают младшие школьники. Результаты анализируются, выявленные недочеты устраняются на следующих уроках, а также путем индивидуальной работы с учащимися.
(Приложение 1.4.)
Модуль 5. Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими затруднения в усвоении материала
После проверки работ учащихся учитель тщательно анализирует результаты, выявляя слова, в которых допускаются ошибки. На следующих уроках и через индивидуальную работу выявленные затруднения устраняются. Для этого корректируется состав слов последующих групп. Эти слова включаются в новые группы слов для повторного изучения или продлевается этап закрепления группы слов в целом.
В индивидуальной работе используются различные приемы и упражнения, направленные на запоминание правописания слов и развития речи, игры-лото со словами. Данные упражнения помогают преодолевать затруднения, которые испытывают учащиеся.
(Приложение 1.5)