СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме самообразования: «Проблема запоминания новых лексических единиц на уроках иностранного языка в рамках ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме самообразования: «Проблема запоминания новых лексических единиц на уроках иностранного языка в рамках ФГОС»»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Песчанская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области











Обобщение опыта

по теме самообразования:

«Проблема запоминания новых лексических единиц на уроках иностранного языка в рамках ФГОС»






Подготовила:

Березовская Елена Ивановна,

учитель английского языка

I квалификационной категории












2020-2021 учебный год

Высокая подвижность и развитие методов в рамках ФГОС обогащают теорию и практику обучения иностранному языку новыми эффективными приёмами, позволяют в известной степени прогнозировать пути новых поисков, открытий, а значит и проблему запоминания лексических единиц на уроках иностранного языка, можно разрешить.

Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что существуют следующие проблемы:

  • не всегда учитываются возрастные особенности учащихся учителем;

  • отсутствие смены деятельности (например: от учебного процесса к игре) на уроке влечет за собой ослабление внимания и мотивации;

  • не учитываются индивидуальные особенности учащихся (низкая способность к произвольному запоминанию, недостаточно сформированная логическая память, неосознавание мнемонической задачи, невладение мнемонической деятельностью, неумение пользоваться приемами смыслового запоминания и т.д.)

Таким образом, я пришла к выводу, что многое зависит от организации самого учебного процесса, а значит, в свою очередь необходимо применять интересные методы и приемы запоминания лексических единиц на уроке при этом учитывая, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Цель работы: Выявить и использовать эффективные способы и приёмы запоминания английских слов, что расширит и пополнит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.

Гипотеза исследования: При условии, что будут использованы эффективные способы и приёмы запоминания слов при изучении английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком, пониманию современной повседневной речи.

Задачи:

  1. Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память», на какие виды подразделяется память человека.

  2. Определить какие способы и приёмы запоминания слов используют мои одноклассники при изучении английского языка.

Ожидаемый результат

Использование существующих способов и приёмов запоминания слов поможет расширить словарный запас как на английском, так и на русском языках у участников исследования и других школьников, которые смогут использовать материалы исследования для своих целей.



Многие люди осознают и пытаются выучить английский язык, который является самым популярным на сегодняшний день, понимают его практически в любой стране мира. Но, пытаетесь ли вы освоить язык самостоятельно, либо обратились за помощью к специалистам, в любом случае основной проблемой, с которой сталкивается человек, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов.

Понятно, что знание лексики является необходимым при изучении любого языка, но именно ее изучение и представляет основную проблему.

Некоторые ученики с удовольствием изучают английский язык, им нравится, как он звучит, они любят слушать стихи и петь песни на английском языке. Но проблема состоит в том, что обучающиеся испытывают трудности в запоминании слов, изучая иностранный язык.

Память имеет большое значение для изучения иностранного языка. Память - это психологический процесс, развитие которого происходит в течение всей жизни.

С точки зрения современной психологии выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словесно - логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет, т.е. то, что мы видим. Словесно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.

Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но если бы не было словесно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти чувства.

В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но ненадолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы.

Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности, но т.к. мы, в основном, не тренируем память, то это способствует забыванию.

Возрастные особенности в структуре развития памяти.

В школу дети приходят с определенным уровнем развития памяти. У некоторых из них память развита, а у некоторых недостаточно. Решение проблемы памяти в младшем школьном возрасте возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности. Для этого учитель должен научить школьника таким способам заучивания, как смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов, смысловое соотнесение того, что запоминается и т.д. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом.

В старшем же возрасте запоминание происходит более осмысленно. У обучающихся этого возраста преобладает словесно-логическая и эмоциональная память. Они легко запоминают формулы, схемы, термины. Если говорить об эмоциональной памяти, то следует отметить, что у обучающихся эмоциональная память более яркая и долговременная, а чувства, которые были пережиты глубоко и бурно, надолго остаются в памяти, а, следовательно, детям этого возраста будет легко вспомнить прочувствованный материал.

Описание существующих способов и приёмов запоминания иностранных слов

Существуют несколько способов и приёмов запоминания иностранных слов. На запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип личности, способности, предыдущая тренированность памяти и мотивация, то есть настрой на запоминание. Кроме этого, важно уяснить, ученик визуал, аудиал, или кинестетик. Например, кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Кинестетик - тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видеозаписи (даже намеренно закрыв глаза). Аудиалы - это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Главные органы, через которые аудиалы познают мир - это органы слуха. В первую очередь аудиал услышит, а лишь потом почувствует и увидит. Чаще всего можно заметить человека данного типа во время общения, он даже может позволить себе отвернуться от собеседника, но это не будет означать, что он не слушает, а наоборот прислушивается к каждому слову. Настоящий аудиал имеет плохую память на местность и лица, но он хорошо распознает голос, движение и стук.

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Визуалы - это те, кто видит мир через призму "картинок". Он видит мир как видео, изображения.

Существует большое количество интересных методов, которые облегчают процесс запоминания иноязычной лексики.

1. Метод ассоциаций.

Ассоциативный метод или метод ассоциаций основан на том, что к изучаемому иностранному слову подбирается созвучное слово в родном языке и создаётся смысловая связка. Желательно, если эта связка будет нелепая и красочная - такой образ легче запомнить. Например, запоминаем слово “red”, означающее «красный». Слово созвучно русскому слову «вред». Представляем себе человека, который кричит, соответственно разозлённый человек начинает краснеть, соответственно наносит вред психологическому здоровью человека. Когда нам потребуется вспомнить, как по-английски будет слово «красный», в памяти возникнет помидор. Использовав это слово пару раз, про помидор можно забыть, слово и без того осядет в памяти.

2. Использование рифмовок, стихов и пословиц. Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.

3. Стикеры. На стикеры ученик пишет английские названия различных предметов, которые находятся у него в комнате и расклеивает их на соответствующие предметы интерьера. Встречаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», он автоматически будет запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов, достаточно быстро сможет существенно пополнить свой словарный запас.

4. Карта памяти. Более прогрессивный метод - карты памяти (Mind Maps) или, по-другому, блок-схемы, которые помогают учить слова тематически.

Берем большой лист бумаги (например, формата А3), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова. Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики - подтемы - транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой - еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом

5. Тематические карточки. Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова автоматически запоминаются. Например: Тематические карточки по теме: «Продукты питания».

6. Аудиолингвистический метод. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском языке. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.

7. Метод физического действия. Так удобно запоминать глаголы. Хорошо также тренировать временные формы глагола. Например, во время физминутки учитель называет определенное действие, а ученики должны его выполнить: I can jump - я прыгаю (сейчас, в этот момент).

8. Пассивное восприятие слов. Можно записать на диск несколько десятков слов с переводом или текст, который необходимо запомнить. Затем слушать эту запись в любой удобный момент времени.

В ходе анализа и изучения различной литературы я пришла к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных методов, при помощи которых обучающиеся смогут быстро пополнить свой словарный запас. Каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, необходимо помнить, что какой бы метод запоминания слов ученик не выбрал, успех будет зависеть только от его желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. Самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут моим ученикам и всем, кто хочет хорошо владеть иностранным языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.