СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме "Самооценочная деятельность учащихся на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет о работе по теме самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Самооценочная деятельность учащихся на уроках географии"»


СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Введение. Концепция педагога………………………….стр.2

  2. Теоретическая интерпретация опыта…………………стр. 4

3. Система работы педагога………………………………..стр. 8

4. Результативность работы педагога……………………стр. 14

5. Заключение……………………………………………… стр. 18

6. Литература………………………………………………. стр. 19

Приложения………………………………………………….стр. 20

Разработки уроков……...………………………………… стр. 29







































1.Введение. Концепция педагога.


Как и каждый педагог, работающий в современной школе, я замечаю, что у учащихся падает интерес к процессу обучения. Поэтому я стала задумываться над тем, что надо сделать для более продуктивного сотрудничества в системе «учитель – ученик». Не для кого не секрет, что одна из основных задач учителя состоит в том, чтобы воспитать достойного гражданина своей страны, при этом уделяя достаточно много внимания на развитие таких качеств, как мотивация, ценностные ориентации, степень творчества и самостоятельность, адекватность самооценки.Самооценка учащегося формируется и под воздействием оценок, выставляемых учителями. Очень часто, из всех функций оценок, учитель выбирает одну – констатирующую (освоен или не освоен изученный материал). А ведь у оценки есть ещё одна немаловажная функция – стимулирующая. Именно применение оценки с этой позиции помогает развивать у учащихся личностные качества необходимые для более успешной работы на уроке. Оценка, являясь количественным выражением результата обучения, играет важнейшую роль не только в учебной деятельность, но и во многих сторонах жизни школьника, она переносится на личность ученика, становясь её (личности) неотъемлемой характеристикой. По мнению Б.Г. Ананьева, «переживания и тревожность непременно сопутствуют процессу оценивания в любом случае, какой бы доброжелательной и спокойной ни была атмосфера опроса».

Очень часто выставляемая учителем отметка не устраивает ученика, он считает, что учитель относится предвзято, придирается к нему, необъективен. Иногда отметка может стать причиной межличностного конфликта. Изучая литературу по данной проблеме, я стала убеждаться в необходимости включения в процесс оценивания знаний самих учащихся. Это и проведение групповой работы, где в каждой группе учащиеся самостоятельно (без вмешательства учителя) оценивают вклад каждого в общее дело, это и самооценка учащимся своей работы.

Каждый для себя определяет свою линию поведения. Я установила для себя несколько правил для создания благоприятной атмосферы на уроке. Первое - плохое настроение, надо оставлять за порогом лицея. Второе - негатив от урока в одном классе не должен влиять на последующие занятия. Третье - каждый ребёнок имеет право на ошибку (к ошибкам я отношу не только успеваемость и подготовку к урокам, но и поведение).Четвёртое - на оценку знаний учащегося не должно влиять восприятие его человеческих качеств. Пятое – до учащихся должны быть доведены основные требования и критерии выставления оценок.

Нельзя забывать, что положение ребёнка в классном коллективе зависит от результатов учебной деятельности, то есть от отметок. Скорость и глубина этого процесса будет зависеть от возрастания роли учебной деятельности в жизни школьника. А повысить роль учебной деятельности может именно учитель, то есть я. Учащиеся приучаются смотреть друг на друга сквозь призму отметок. Такая тенденция отметок – представлять личность школьника в целом, а не быть лишь показателем уровня приобретённых знаний – и придаёт им силу регулятора отношений и общения в школьном коллективе.

На определённом этапе развития личности ребёнка, мнение одноклассников для него гораздо важнее, чем мнение старших, то есть нас учителей. Поэтому взаимопроверка для учащихся в определённый момент важнее, чем оценивание учителем.

Моя главная задача, как педагога, сделать обучение комфортным для любого обучающегося, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ученике заложены определённые наклонности, следовательно, и способности. Внедряя самооценочную деятельность на уроках географии, я пытаюсь создать для учащихся максимально комфортные условия для их развития.





































2.Теоретическая интерпретация опыта.

2.1. Самооценка с позиции психологии.


Рассматривая вопрос самооценочной деятельности учащихся , нельзя не сказать о психологической основе самооценки.

Школа так же как и семья играет огромную роль в процессе социализации подростка. И не только с позиции научения на основе базисного плана. Школа оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Я-концепция – это обобщённое представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, по выражению немецкого психолога W. Neubauer, теория самого себя. Важно отметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Самооценка рассматривается психологами как компонент Я-концепции.

Наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего Я для старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

Педагогическая оценка оказывает влияние на самооценку учащегося. В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б.Г.Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание учащегося о самом себе и переживание им собственных качеств, т.е. самосознание и самооценку.

В зависимости от уровня самооценки у подростка формируется уровень притязаний. От которых зависит в дальнейшем и здоровье подростка.


Взаимозависимость самооценки, уровня притязаний.


самооценка

(СО)


уровень

притязаний (УП)


удачи


самоуважение



неудачи

фрустрация

адекватная

адекватный




завышенная


завышенный







заниженная


заниженный



комплекс неполноценности


На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие на подростка с самого раннего детства, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, подросток формирует самооценку, причём любопытно, что ребёнок вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14 – 15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Исследование Э.Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности учащегося лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка. Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время её выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельность).

Для самооценки немаловажную роль играет дружеская атмосфера, созданная педагогом на занятиях, а так же система поощрений. Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи. Вместе с этим у подростка растёт самоуважение.

Самоуважение – обобщённое отношение личности к самой себе, прямо

пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание),

т.е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Самооценочная деятельность в процессе освоения новых знаний помогает подростку вырабатывать собственную независимую систему эталонов самооценивания, всё более развивать способности проникновения в свой собственный мир. С.Л.Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного поведения в отношении себя к всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценке.


2.2. Понятие самооценки.


Самооценка – это оценка учащимся своих способностей, определение ими степени усвоения полученных в процессе обучения знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ обучения, которые доведены до них педагогом.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Для развития у детей умения оценивать свои достижения используются кроме контроля учителя:

  • Самоконтроль и самооценка.

  • Взаимный контроль учащихся.

Самоконтроль осуществляется учеником, который самостоятельно сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения.

Взаимный контроль возможен, когда ученик задание уже проверил и исправил ошибки. После этого он может проверить задание партнёра и выставить оценку.

Доминирующие функции самооценки:

  • констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

  • мобилизационно-побудительная – мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца;

  • проектировочная – чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Три составляющие процедуры самооценки:

Первая, связанна с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Вторая, развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности, которую опытный учитель обычно излагает до того, как объявляет ученику его отметку.

Третья, работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания.

Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами.


2.3. Особенности самооценки.


  • Активизация не только познавательных процессов, но и творческих способностей учащегося.

  • Большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности.

  • Расширение и углубление знаний учащегося по предмету.

  • Эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Самооценке присущи следующие черты:

    1. Целенаправленность. В процессе внедрения элементов самооценки учащихся, учитель должен всегда руководствоваться сознательно поставленными целями, которые достигаются с помощью тщательно продуманных средств и способов действия.

    2. Плановость деятельности. Самооценка учащихся представляет собой систему определённых видов деятельности, является взаимосвязанной, строится по определённому плану.

    3. Систематичность деятельности. Формирование самооценочной деятельности учащихся носит длительный, систематический характер.






























3.Система работы педагога.


В методике преподавания географии сформировалась позиция, согласно которой необходимо использовать различные формы и способы проверки. Основным видом проверки в практике работы массовой школы по настоящее время остаётся индивидуальный устный опрос, при котором учащийся отвечает у карты или доски материал предыдущего урока. У этого вида проверки есть существенный недостаток – значительные временные затраты. Кроме того, важно отметить, что во время ответа учащегося класс весьма пассивен, что зачастую неблагоприятно сказывается на дисциплине.

Всё вышеперечисленное явилось предпосылкой разработки системы оценочной деятельности на уроках географии. Сначала это были практические и проверочные работы, которые давали возможность оценить степень усвоения пройденного материала каждым учеником. Через некоторое время я обратила внимание на то, что не все учащиеся одинаково хорошо выполняют работы, и я стала формировать задания по уровням сложности, при этом я предлагала учащимся самим выбрать тот уровень, который им по силам. Чтобы они не останавливались на достигнутом им предлагалось выполнять задания повышенного уровня на дополнительную оценку. Со временем я стала замечать, что ребята хитрят, чтобы заработать за одну работу несколько хороших оценок. Разноуровневые задания остались в моей практике, но уровень я стала выбирать для них сама исходя из их притязаний на итоговую оценку.

Но любая работа ученика оценивается учителем, а каждый человек субъективен. Именно поэтому субъективность отметки – факт насколько бесспорный, настолько и неприятный. В результате субъективизма отметки резко снижается её воспитательное воздействие. Возникновение конфликтных ситуаций, обиды и претензии детей, натолкнули меня на мысль о необходимости изменения процедуры оценивания учащихся на уроках. В процессе работы я стала включать элементы самооценочной деятельности, работу экспертной группы, взаимопроверку в парах.

Впервые я попробовала взаимопроверку в парах в 5-х классах на уроках природоведения. Именно в средней школе эта работа даёт более объективные результаты, т.к. в этом возрасте учащиеся склонны оценивать других, чем себя. Данная работа проводится при проверке знания терминологии. В начале урока учащимся раздаю оценочный лист (Приложение№1). В первой колонке учащиеся выставляют себе сами оценку, т.е. проводят самооценку своих знаний. Затем работают в парах. Время работы ограничено, например, 5 минут опрашивается 1 вариант и 5 минут проверяется 2 вариант. По окончанию работы учащиеся выставляют друг другу оценки во вторую колонку оценочного листа. Третья колонка заполняется при проведении словарного диктанта. Он может проводиться сразу после работы в парах, а может быть проведён на следующем уроке.

Также в 5-6 классах провожу уроки – рейтинги. Рейтинг подразумевает выставление индекса успеха ученика с учётом среднего уровня всего класса, а также по отношению учеников друг к другу, что позволяет учащимся следить за своими успехами и сравнивать их с успехами других учеников. Механизмы определения рейтингов очень просты. Каждый ученик набирает определённое количество баллов, по их количеству и определяется рейтинг.

Система баллов:

  1. 1 балл – дополнение на уроке.

  2. 3-5 баллов – ответ на уроке.

  3. 3-5 баллов – работа в контурной карте.

  4. 3-5 баллов – тестовое задание, словарный диктант.

  5. 6-8 баллов – сообщение.

  6. 9-10 баллов – доклад.

На последнем уроке по изученной теме подсчитываются баллы каждого учащегося. Возникает вопрос как не потерять баллы каждого ученика. Составляется сводная таблица достижений (Приложение №2). Итоговое количество баллов (max и min) определяется исходя из количества уроков по данной теме. Есть темы на которые выделяется всего 2-3 урока. При изучении таких тем я не провожу уроки – рейтинги, набрать достойное количество баллов в такой ситуации очень трудно. Наиболее благоприятны темы на которые выделяется от 6 уроков.

Не все дети обладают одинаковой активностью, и моя задача помочь каждому побороть себя, не стесняться говорить на уроке, почувствовать себя уверенно, быть свободнее.

После проведения уроков – рейтингов я заметила, что в классах повышается успеваемость, возрастает активность на уроках, учащиеся становятся более внимательными в классе, привлекают большое количество дополнительного материала, более глубоко вникают в содержание уроков, серьёзнее относятся к предмету.

Уроки – рейтинги целесообразнее проводить в 8 – 9 классах, то в 6 -7 классах очень хорошо использовать во время фронтального опроса, проверки географических терминов и знания географических объектов на карте жетоны. Жетоны имеют свой номинал, например:

  • Синий жетон – 5 баллов.

  • Зелёный жетон – 2 балла.

  • Жёлтый жетон – 1 балл.

Правила:

  • Правильный показ объекта по карте – 1 балл.

  • Небольшое дополнение к ответу ученика – 1 балл.

  • Знание дополнительного материала – 2 балла.

  • Правильный полный ответ и активная работа на уроке – 5 баллов.

Для этой формы работы характерна накопительная система. Ведь если ребёнок заработал за урок 2 балла, то и в журнале у него появится «2».

Самостоятельную оценку знаний я начинаю использовать в своей работе не сразу, а приблизительно через полгода после того, как начинаю работать с классом. Ребята привыкают ко мне, к ритму работы на уроках, к требованиям и критериям выставления оценок. Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям на каждом уровне, сформулировав их чётко и однозначно. Для отслеживания результатов учебной деятельности учащихся, отрабатываю методику качественно – содержательной оценки, т.е. учу своих учеников анализировать цели, процесс и результат своей деятельности.

На первом этапе ученику после его ответа предлагается самому поставить оценку за свой ответ, разобрать его ошибки. Но не с каждым учащимся этот вариант работы срабатывает, т.к. некоторые ребята в силу своих психологических особенностей не воспринимают критику прилюдно.

Кроме того, при выполнении письменных работ и работ в контурных картах учащимся предлагается самостоятельно оценить правильность выполнения работы, а также красоту и аккуратность.


Рис.1. Шкала самооценки при выполнении письменных работ.









красота правильность


Учащимся предлагается оценить выполнение ими работы посредством двух шкал (рис.1). Нижняя граница это оценочный минимум , а верхняя граница – максимальный результат. Данный вид проверки не только помогает формировать самооценку, но и заставляет учащихся быть более внимательными и аккуратными при выполнении работ.

Мы все прекрасно знаем, чтобы достичь высот, надо подняться по лестнице. Мы с ребятами во время уроков тоже поднимаемся по лестнице достижений (рис.2).


Рис.2. Лестница достижений.







5





4





3





2





1





0

б

а

л

л

ы


В век информационных технологий мы не можем ожидать, что учащийся, приходя на урок, не владеет информацией по заявленной теме. Именно поэтому первая ступенька на лестнице имеет 0 баллов ( мы допускаем, что кто – то из детей не владеет информацией абсолютно), кто – то из детей выставляет себе изначально 1 – балла, а кто-то и больше. По мере изучения темы ребята ставят себя на новую ступеньку. Так приятно смотреть на счастливое лицо ученика, который выставил себе 5 баллов на итоговом уроке, а потом и учитель за контрольную работу выставляет такую же оценку. Были случаи, когда уже на первом уроке ученик ставит себе 4-5 баллов, а после вводного урока сам, без посторонней помощи спускается на несколько ступеней вниз, объясняя это тем, что их сгубила самонадеянность.

В географии, как и в других науках, очень много терминов. И очень важно чтобы учащиеся их усвоили. Для проверки знания терминологии я провожу словарные диктанты. Любой ученик хочет знать свою оценку как можно быстрее, поэтому мы проводим самопроверку работы. Перед началом проведения работы сообщаются критерии выставления работы. В работе, как правило не более 10 терминов, больший объём для учащихся труден, исходя из этого нормы следующие:


количество правильных ответов

полученная оценка

10

5

8 – 9

4

5 – 7

3

1 – 4

2


По окончании работы проводится или самопроверка, или взаимопроверка с соседом по парте по ключу, предоставленному учителем. Обязательное условие это анализ работы, проводимый как учителем, так и самими учениками.

В процессе дальнейшей работы самоконтроль становится более разнообразный. Так, при проведении уроков контроля и закрепления знаний географической номенклатуры определения понятий используется следующий приём – заполнение таблицы.


моё мнение

мнение группы

точное определение




Данная работа проводится в группе. Учащиеся получают задания, каждая группа своё, они должны дать определение терминам. На первом этапе ученики индивидуально заполняют колонку: «Моё мнение». На втором этапе обсуждают задание в группе и заполняют колонку: «Мнение группы». На третьем этапе даётся точное определение (или учителем, или консультантом – учеником). Таким образом, удаётся не только проверить знания учащихся, но и трижды их закрепить. Кроме того, групповая форма работы развивает у учащихся чувство коллективизма.

Среди знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся на уроках географии, не последнее место занимает знание географической номенклатуры. Проверить знание карты каждым учеником на уроке практически невозможно и здесь без работы в парах и взаимооценки не обойтись. Список географических объектов, которые учащиеся должны знать, получают заранее при изучении нового материала. Перед проверкой учащимся предлагается оценить своё знание географической номенклатуры. Каждый вариант получает задание, и работа в парах занимает не менее 5 – 7 минут. По окончании работы учащиеся выставляют друг другу оценки. Мнение одноклассников для подростка бывает гораздо важнее, чем мнение учителя, а в некоторых случаях ребята бывают более строгими, чем учитель.

Для того чтобы можно было контролировать успеваемость учащихся, чтобы при выставлении оценок за четверть не упустить ни одну работу ученика, был разработан оценочный лист (Приложение №3), в котором учитываются все виды деятельности по теме, в том числе и индивидуальные задания, и выполнение сообщений по теме урока. К индивидуальным заданиям относятся проблемные вопросы задания повышенной сложности. Эти задания не навязываются учащимся принудительно, вопросы предлагаются всем желающим, и надо отметить, что учащиеся с охотой выполняют эти задания. Ответы на поставленные вопросы требуют работы с дополнительными источниками информации, развивают логическое мышление. В заданиях иногда вопросы повторяются, это делается специально чтобы у ученика создавалось ощущение знания материала, эмоциональная поддержка.

Был разработан «Лист самооценки ученика» (Приложение № 4), он заполняется по окончании изучения темы. Этот лист позволяет, во – первых, самим учащимся при заполнении этого листа провести самоанализ своей работы. Во – вторых, анализируя заполненные анкеты, я могу увидеть свои промахи и победы.

В старших классах одна из форм самооценочной деятельности учащихся – составление тестовых заданий. Перед тем, как дать подобную работу, с учащимися проводится практическая работа, на которой рассматриваются разные типы тестовых заданий и принципы их составления. Надлежащим образом сформулированное задание позволяет учащимся на базе имеющихся у них сведений не только решать, но и самостоятельно формулировать вопросы, что способствует осознанному восприятию и более прочному усвоению информации. Задания могут быть для установления внутрипредметных связей.

Пример: классифицировать перечисленные термины по принадлежности к природным объектам, процессам или явлениям и установить их взаимное соответствие: почва, атмосфера, сель, горная система, пыльная буря, эрозия, атмосферные осадки, конденсация водяного пара, таяние ледников.


природный объект

природный комплекс

природное явление

атмосфера

горная система

почва

конденсация водяного пара

таяние ледников

эрозия

атмосферные осадки

сель

пыльная буря

Задания есть и на установление межпредметных связей (география – биология). Пример: установить соответствие указанных растительных и животных видов типам зональных природных комплексов:

- тундра, степь, пустыня, тайга;

- пихта, саксаул, ковыль, ягель;

- соболь, лемминг, дрофа, варан.

Вариант ответа:

Тундра: ягель, лемминг.

Тайга: пихта, соболь.

Степь: ковыль, дрофа.

Пустыня: саксаул, варан.

С подобными заданиями учащиеся справляются ещё более успешно, если у них есть опыт составления и решения учебных тематических кроссвордов (Приложение № 5) и других, аналогичных по идее заданий.

Необходимость формулирования заставляет ученика использовать знание русского языка, тем более, что ответ должен быть дан им в письменном виде.

Кроме того, составленные учащимися тест – вопросы могут быть использованы учителем для проведения зачётных работ (Приложение № 6).

В представленном, в приложении, тестовом задании учащаяся использовала разные виды тестов: альтернативный, опознавательный, классификатор, определитель.

Один из вариантов самостоятельной работы может быть выполнение графического конспекта темы. Условием создания конспекта является наличие условных знаков, минимум текста, возможность учащемуся рассказать материал с помощью своей подсказки (Приложение № 7).

Самооцеочная деятельность учащихся возможна на любом этапе изучения материала, при любых формах деятельности. Учащиеся имеют возможность оценить свою работу сами, выслушать мнение одноклассников, получить комментарии учителя. При обсуждении правильных ответов найти свою ошибку, выяснить, где был неправильный ход рассуждений. Мнение человека субъективно, а такая форма контроля даёт большую объективность. У учащихся появляется чувство ответственности, закладывается объективная самооценка.

Может сложиться мнение, что сам учитель на уроке не занимается оценочной деятельностью, но это не так. Я уже говорила о том, что одно из важных качеств учителя – наблюдательность. Оценивая разные виды деятельности учащихся (Приложение № 8) я планирую дальнейшую работу с учётом их возможностей. У кого-то развита монологическая речь, кто-то более удачен при выполнении письменных работ. Задания получаемые учащимися, позволяют каждому почувствовать себя талантливым, способным выполнить любую работу, а соответственно они получают удовлетворение от своей деятельности. У них формируется адекватная самооценка, возрастает самоуважение, а следовательно я выполняю главную задачу педагога.










4.Результативность работы педагога.


Проблемой формирования адекватной самооценки учащихся через самоконтроль и взаимоконтроль я занимаюсь последние 4 года. Я стала замечать, что у учащихся возрастает заинтересованность, они стали более активными, не бояться высказывать своё мнение. Ошибки их не пугают, а они начинают искать новое, правильное решение.











Более половины учащихся при анкетировании отмечали, что при данной системе работы учителя, они лучше ориентируются в материале.














Учащиеся отмечают, что во время занятий они получают практические навыки работы с источниками информации, как традиционными (учебник, атлас), так и дополнительными (словари, справочники).















О дним из достоинств системы можно назвать и развитие у учащихся навыков групповой работы, и то, что многие из них привлекают к выполнению своих домашних заданий родителей.












Как учителя меня более всего радует то, что мои учащиеся считают знания, полученные на моих уроках, помогут им в дальнейшей жизни.











Но не только анкетирование учащихся говорит о продуктивности выбранной системы. Если проанализировать контрольные работы, выполняемые учащимися, то мы увидим, что процент качества при выполнении работ достаточно высокий. Я представляю данные по 10-м классам, так как это выпускной класс, для учителя географии.

















5.Заключение.


Я считаю, что каждый педагог должен приложить максимум усилий для

того, чтобы нашим детям было очень комфортно на наших занятиях. Какой бы не была система работы педагога она должна быть направлена на развитие гармонично развитой личности с адекватной самооценкой, с умением критично относится к своим поступкам.

Подведение итогов в определённый момент не означает, что надо ставить точку в своей работе. Ведь учитель тоже развивается, получает новые знания. Процесс образования не имеет возрастных рамок, а значит мы сами «вечные школьники»!































Список используемой литературы.

  1. Атлас «Психология человека», под редакцией А.А.Реана, СПб. 2006 год.

  2. Древерс У., Фурман Э. «Организация урока», Век Х. «Оценки и отметки», Москва,1984 год.

  3. Крысько В.Г. «Психология и педагогика в схемах и таблицах», Минск, 1999год.

  4. Маклаков А.Г. «Общая психология», СПб, 2002 год.

  5. Перлов Л.Е. «Изучайте географию по новому», Москва, 1999 год.

  6. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. «Настольная книга учителя географии», Москва, 2002 год.

  7. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии», Москва, 2003 год
























Приложение №1


Оценочный лист

ученика(цы)________ класса

по теме___________________________________________.


Какую оценку ты бы поставил себе за домашнее задание?

Поставь её в этой колонке.

Попроси своего одноклассника поставить тебе оценку в этой колонке, после проверки дом. задания

А в этой колонке учитель поставит тебе оценку, после проведения словарного диктанта.


































Приложение №2


Оценка деятельности учащихся ________ класса

при изучении темы__________________________________.


список класса

ответы у доски

допол-

нения

работа

в к/к

тесты,

сл.дик-

тант

сооб-щения,

доклад

общее

кол-во

баллов










































































































































































Приложение № 3


Оценочный лист

ученика(цы)______класса______________________________

по теме_______________________________________________


Тестовое задание:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Критерии оценки:

оценка

Верных ответов: 10 – 5 баллов;

8–9 – 4 балла;

6-7 – 3 балла;

от1 до 5 – 2 балла.


Словарный диктант:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Критерии оценки:

оценка

Верных ответов: 10 – 5 баллов;

8–9 – 4 балла;

6-7 – 3 балла;

от1 до 5 – 2 балла.


Работа по картам атласа, настенной карте:

самооценка

оценка партнёром

оценка учителем





Заполнение таблицы:

красота правильность









оценка учителя






Работа на контурной карте:
красота правильность









оценка учителя



Работа в группе:

самооценка

оценка группой

оценка учителя

активность


включение в общую работу

активность

устный ответ







Индивидуальное задание:

Тема______________________________________________

оценка учителя


Доклад, сообщение:

Тема________________________________________________


оценка учителя



Контрольная работа:

Вариант_____________

оценка учителя



Мы закончили изучение темы. Как Вы оцениваете свои знания по данному разделу?






5


4





3










Приложение № 4

Лист самооценки ученика.

Изученная тема______________________________________________________

Фамилия, имя ученика______________________________ класс ______________.





да

нет

частично

1.


Вы стали лучше ориентированы в особенностях изученного материала





2.


Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний о проблеме





3.


Вы получили практические навыки работы:

- с источниками информации




- с контурными картами






4.


Вы научились работать в группе





5.


У вас нет проблем с устным изложением материала





6.


Хочется узнать ещё больше по данной теме





7.


Знания, полученные на уроке,

помогут в дальнейшей жизни





8.


Вы обсуждали своё домашнее задание с родителями





9.


Вы получили удовлетворение от выполненной работы






Приложение №5


Кроссворд по теме:

«Географическое положение и история исследования

Северной Америки».

Выполнен ученицей 7 «а» класса Лисковой К.





1.






с


















2.


е













3.









в














4.








е



















5.



р
















6.






н





















7.

а



















8.



я



















9.


а





















10

м




















11


е



















12



р




















13


и





















14

к





















15

а














  1. Крупнейший архипелаг на севере материка.

  2. Какой пролив отделяет Северную Америку от Евразии.

  3. Море возле Бермудских островов.

  4. Горы на западе материка.

  5. Кто начал свой поход в 1519 году?

  6. Какой залив большую часть года покрыт льдом?

  7. Океан омывающий материк на востоке.

  8. Возле какого полуострова находится пролив Шелихова?

  9. Один из английских мореплавателей и путешественников.

10. Страна в Северной Америке.

11. Купец, которого назвали русским Колумбом.

12. Море в Тихом океане.

13. Океан омывающий материк на западе.

14. Море в Атлантическом океане.

15. Норвежский полярный исследователь.




Ответы к кроссворду:





к

а

н

а

д

с

к

и

й
















б

е

р

и

н

г

о

в







с

а

р

г

а

с

с

о

в

о













к

о

р

д

и

л

ь

е

р

ы

















к

о

р

т

е

с













г

у

д

з

о

н

о

в



















а

т

л

а

н

т

и

ч

е

с

к

и

й







а

л

я

с

к

а

















м

а

к

е

н

з

и
















м

е

к

с

и

к

а














ш

е

л

и

х

о

в














б

е

р

и

н

г

о

в

о














т

и

х

и

й


















к

а

р

и

б

с

к

о

е













а

м

у

н

д

с

е

н



























Приложение № 6

Информационная карта.


Дорогой друг! Эта карта создана специально для тебя. Надеюсь, что собранные здесь материалы помогут тебе при выполнении работы по созданию тестового задания по изученной теме.

1. Для установления внутрипредметных связей.

Классифицировать перечисленные термины по принадлежности к природным объектам, процессам или явлениям и установить их взаимное соответствие: почва, атмосфера, сель, горная система, пыльная буря, эрозия, атмосферные осадки, конденсация водяного пара, таяние ледников.


природный объект

природный комплекс

природное явление

атмосфера

горная система

почва

конденсация водяного пара

таяние ледников

эрозия

атмосферные осадки

сель

пыльная буря


2. Для установления межпредметных связей (география – биология).

Установить соответствие указанных растительных и животных видов типам зональных природных комплексов:

- тундра, степь, пустыня, тайга;

- пихта, саксаул, ковыль, ягель;

- соболь, лемминг, дрофа, варан.

Вариант ответа:

Тундра: ягель, лемминг.

Тайга: пихта, соболь.

Степь: ковыль, дрофа.

Пустыня: саксаул, варан.


3. Альтернативный тест.

Формулировка вопроса – утверждения требует однозначного ответа по принципу «да – нет».

Пример: Россия является многонациональным государством

( правильный ответ подчеркнуть).

Да - Нет


4. Опознавательный тест.

Ключом к ответу является сочетание признаков, характерных для данного объекта

Пример: Определить название страны и её столицу по перечню признаков:

Европейское государство;

Конституционная монархия;

Государственные языки – французский и голландский;

Денежная единица – гульден;

Экспортёр продуктов питания.

Название страны: (Нидерланды)____ .

Столица: (Амстердам)_______ .


5. Тест – классификатор.

Указанные в массиве выборки объекты классифицируются при ответе по указанному критерию, либо критерий выявляется самостоятельно.

Пример: Сгруппировать перечисленные страны по принципу региональной принадлежности: Норвегия, Испания, Дания, Польша, Словакия, Греция, Швеция, Белоруссия, Португалия.

Северная Европа: (Норвегия, Дания, Швеция).

Южная Европа: (Испания, Греция, Португалия).

Восточная Европа: (Польша, Словакия, Белоруссия).


6.Тест – определитель.

Среди нескольких вариантов ответов надо найти правильный.

Позволяет предусмотреть в задании не только однозначный ответ, но и всевозможные (не оптимальные) варианты ответа.

Примеры: 1. Состав географической оболочки Земли:

А) рельеф, климат, почва;

Б) биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера;

В) реки, горы, пустыни, леса, тундра, айсберги;

Г) природные зоны мира.

2. У берегов Латинской Америки имеются тёплые течения:

А) Северное пассатное течение;

Б) Бразильское течение;

В) Перуанское течение;

Г) Гвианское течение.

























Приложение № 7


МАШИНОСТРОЕНИЕ


ОТРАСЛИ


Старые Новые Новейшие



ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ



Северная Зарубежная Восточная и СНГ

Америка Европа Юго – Восточная Г

Б, В А Азия

А,Б


Условные знаки:

А - производство массовой машиностроительной продукции

Б - производство изделий самой высокой технологии

В - производство изделий средней и низкой технологии

Г- район, где машиностроение одна из главных отраслей международной

специализацией






Работа выполнена

Ученицей 10 «а» класса

Печеневой Евгенией











Приложение №8

Оценка различных видов деятельности

учащихся _________ класса

тема:______________________________.


№№

ФИ

ученика

устный ответ у доски

письменный ответ при фронтальном опросе

активность на

уроке

подготовка доклада,

сообщения

работа с

контурн.

картой

ведение

тетради











































































































































































































33