Организация образовательного процесса на уроках физической культуры в условиях ФГОС
В наше же время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения.
Цель — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи: • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий
физическими упражнениями; • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Результаты обучения предмету «Физическая культура»
Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?
Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (рис.2) :
Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
Регулятивные
1.Самоопределение
2Смыслообразование
Познавательные
1.Целеполагание
2.Планирование
3. Самоконтроль
4.Самооценка
5.Способность к волевому усилию
Коммуникативные
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно изучению определенной литературы, совместной работы с учителями физкультуры пилотных школ других городов перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, этого не будет. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Формы организации образовательного процесса
спортивные секции и кружки
праздники
уроки с образовательно-познавательной направленностью
уроки с образовательно-обучающей направленностью
уроки с образовательно-тренировочной направленностью
В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом школы, учебный предмет физическая культура является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год при трехразовых занятиях в неделю .