СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Применение информационно-коммуникационных технологий в рамках духовно-нравственного воспитания подростка"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Применение информационно-коммуникационных технологий в рамках духовно-нравственного воспитания подростка"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОВЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА»





Формирование у подрастающего поколения интереса к духовной культуре

своего народа, уважения к его историческому прошлому, любви к малой

Родине.

Тематическоенаправление









Автор: Бронникова Елена Владимировна,

преподаватель 1 квалификационной категории









2022 год

Содержание

Введение

3

  1. Использование интерактивных викторин при формирование у подрастающего поколения интереса к духовной культуре своего народа, уважения к его историческому прошлому.

3

    1. Викторина «По страницам истории»

3

1.2. Викторина «Землю русскую прославивший»

8

  1. Алгоритм создания викторины

13

Заключение

18

Список литературы




Введение


Патриотическое, духовно-ценностное воспитание и формирование у подростков нравственного образа – это важные задачи современного образовательного процесса. Особое значение имеет форма подачи материала. Иными словами, подростку должно быть интересно, материал должен быть не только информативным, но и легко усваиваемым, мотивирующим человека к дальнейшему развитию. В связи с этим стоит уделить внимание следующей форме получения информации: интерактивные викторины.

Интерактивные викторины – это контент, в котором пользователь отвечает на вопросы, а затем получает конкретный результат или оценку.

Интерактивную викторину можно разработать с помощью информационно-коммуникационных технологий. В данной разработке рассмотрим возможность создания интерактивной викторины в программе PowerPoint.

Благодаря использованию интерактивных викторин в рамках духовно-нравственного воспитания подростка можно добиться следующих результатов.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование способности принимать решения в сложных ситуациях на примере вопросов, формирование позитивной оценки таких качеств, как смекалка, находчивость, развитие готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Метапредметные

Познавательные - стимулирование познавательной и творческой активности обучающихся группы, закрепление имеющихся знаний из области истории, расширение кругозора.

Регулятивные – умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных классным руководителем ориентиров.

Коммуникативные - умение соблюдать диалоговый этикет, следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к друг другу.


  1. Использование интерактивных викторин при формирование у подрастающего поколения интереса к духовной культуре своего народа, уважения к его историческому прошлому.


Разберем конкретные примеры викторин разработанных благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий. Это викторина по истории Великой Отечественной Войны и викторина приуроченная к 350 – летию со дня рождения Петра Первого.




    1. Викторина «По страницам истории»

Великая Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной. В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на целевую аудиторию обучающихся 15-16 лет.


Цель данной викторины: Расширение кругозора обучающихся о событиях Великой Отечественной войны. Формирование у обучающихсягражданственности, чувства патриотизма, гордости и уважения к прошлому своего Отечества.


Задачи:

1. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к данной теме.

2. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу.

3. Закрепление знаний оВеликой Отечественной войны и положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитание чувства патриотизма.

4. Формирование умения работать в команде.

Материально-техническая база для проведения данного мероприятия предполагает наличие кабинета с компьютерной техникой (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия «По страницам истории» приурочена к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне. Однако она имеет более широкий характер, и может быть приурочен и к другим знаменательным датам, например: ко дню окончания второй мировой войны, ко дню защитника Отечества, данное мероприятие можно провести во время «Недели истории».


Ход игры

Из числа обучающихся выбирается один человек для управления интерактивной викториной и подсчета баллов, далее группа делится на две команды, выбираются капитаны, сообщаются правила ведения игры.

Перед началом игры проводится разминка.

Разминка

Обучающимся, накануне мероприятия, было предложено задание, рассказать о героических подвигах Великой Отечественной Войны.

Слайд 1.Заставка викторины.


Слайд 2. Во время разминки капитаны команд озвучивают подвиги советского народа.

Слайд 2. Подвиг народа


Управление интерактивной викториной осуществляется с помощью компьютерной мыши. Выбор первого хода между командами определяется жребием.

Слайд 3. Этот слайд отвечает за меню игры.





















Слайд 3. Меню игры.

В меню отображены три тура, в каждом туре по пять вопросов. За каждый правильный ответ команде начисляется то количество баллов, какое изображено на кнопке вопроса. При неверном ответе начисляется 0 баллов. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Команда в праве, выбрать любой вопрос из данного тура. Для того чтобы выбрать вопрос, необходимо озвучить количество баллов на нем указанное (например, первый тур, вопрос на 20 баллов). Управляющий игрой обучающийся, нажимает на вопрос выбранный командой.

Слайд 4.На экране появляется слайд с вопросом.

Слайд 4.


В это время, между участниками команд идет обсуждение и выбор правильного ответа на заданный вопрос. На обсуждение дается 1 минута. Если команда может дать ответ досрочно, капитан должен поднять руку и сообщить о том, что команда готова дать ответ.

Проверка ответа.

В зависимости от ответа команды, на экране появляется слайд характеризующий истинность или ложь данного ответа.

Возвращаемся в меню игры, используя кнопку «звезда» внизу экрана. Если команда ответила правильно на вопрос, управляющий игрой, на счет данной команды то количество баллов, которое было указано на вопросе. А вопрос исчезает из меню, для того чтобы другая команда не могла им попользоваться и не вводить их в заблуждение.

В случае неправильного ответа начисляется 0 баллов. На вопросы, команды отвечают поочередно.


Таким образом, команды переходят поочередно от одного вопроса к другому. И приближаются к поставленной цели. Побеждает та команда, которая в ходе игры набрала большее количество баллов.


Награждение победителей. Участникам победившей команды вручается Диплом победителя викторины «По страницам истории». Благодарим за участие.

Рефлексия

Участникам игры предлагается написать пожелание и выразить свое мнение по проведенному мероприятию.


1.2. Викторина «Землю русскую прославивший»

Внеклассное мероприятие «Землю русскую прославивший» направленно на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на целевую аудиторию обучающихся 15-16 лет.

Цель данной викторины: расширить представления обучающихся о Петровской эпохе и Петре I. Развивать познавательную активность, творческие способности через разные виды внеурочной деятельности. Повышать интерес к истории родного государства, воспитывать чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины.

Задачи:

  1. Проверка и пополнение знаний обучающихся о времени правления Петра I.

  2. Формирование интереса к деятельности и личности Петра I, его реформам, внешней и внутренней политике государства;

  3. Расширение представлений о роли и значении личности в истории;

  4. Формирование чувства уважения к прошлому своей Родины, чувства патриотизма;

  5. Развитие познавательной активности обучающихся, логического мышления, интеллекта и внимания, умения быстро и четко отвечать на поставленные вопросы.

На каждом этапе работы обучающихся курирует классный руководитель.

Материально-техническая база предполагает наличие кабинета с компьютерной техникой (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Участники мероприятия: две команды обучающихся, преподаватель.

Из числа обучающихся выбирается один человек для управления интерактивной викториной, далее группа делится на две команды, выбираются капитаны.

(Слова преподавателя).

Многие знают, что изменения, проводимые Петром I, кардинально изменили государство. Преобразования затронули все сферы жизни российских подданных, оставив важнейший след в истории.

Сегодня в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра Первого мы проведем с вами викторину между двумя командами на знание истории.

Ход игры.

Управление интерактивной викториной осуществляется с помощью компьютерной мыши. Выбор первого хода между командами определяется жребием.

Слайд 1. «Заставка викторины».

Слайд 2. Меню игры.


Слайд 2 отвечает за меню игры. Озвучиваются правила ведения игры. Данная викторина для двух команд, капитаны команд по очереди называют любые координаты на неизвестной им карте соперника. Если у соперника по этим координатам имеется корабль, то необходимо нажать на него и ответить на появившийся вопрос. Если команда правильно отвечает на вопрос, то получает право сделать ещё один ход, если нет – то ход переходит команде противника. Цель — первым открыть все корабли противника. На каждом табло расположено по 10 кораблей, они могут касаться друг друга сторонами и углами.


Управляющий игрой обучающийся, нажимает на координату выбранную командой. Если в данной ячейка отсутствует корабль, то ход переходит команде противника, если имеется корабль, то необходимо нажать на него и ответить на появившийся вопрос.

В данной викторине предусмотрены различного рода вопросы: вопросы с выбором ответа (с одиночным выбором и множественным выбором); вопросы без выбора ответа; ребусы.

Слайд 3.На экране появляется слайд с вопросом.

В это время, между участниками команд идет обсуждение и выбор правильного ответа на заданный вопрос. На обсуждение дается 1 минута. Если команда может дать ответ досрочно, капитан должен поднять руку и сообщить о том, что команда готова дать ответ.


Слайд 3. На экране появляется слайд с вопросом.

Проверка ответа.

Возможны различные способы проверки ответа, это на прямую зависит от вопроса. Иногда достаточно нажать на кнопку ответ и появляется верный ответ, если же вопрос был с выбором ответа, то следует нажать на ту кнопку, которую предложила в качестве ответа капитан команды, если ответ верный, кнопка окраситься в зеленый цвет, в противном случае в красный.


Возвращаемся в меню игры, используя кнопку внизу экрана.

Если команда правильно отвечает на вопрос, то получает право сделать ещё один ход, если нет – то ход переходит команде противника.



Т аким образом, команды переходят поочередно от одного вопроса к другому. И приближаются к поставленной цели (первым открыть все корабли противника).

Награждение победителей. Участникам победившей команды вручается Диплом победителя викторины «Землю русскую прославивший». Благодарим за участие.

Рефлексия

Участникам игры предлагается написать пожелание и выразить свое мнение по проведенному мероприятию.

  1. Алгоритм создания викторины


Разработка структуры викторины.

  • Определение количества слайдов и содержания каждого слайда.

  • Подготовка текстового, графического материала для наполнения слайдов.

  • Разработка навигационных элементов.

  • Разработка дизайна и цветовой схемы презентации.

  • Заполнение слайдов материалом.

  • Настройка эффектов анимации.

  • Подготовка к представлению презентации.


Рекомендации по оформлению стиля викторины. Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Обычный шрифт. Прямое начертание (иногда жирное или курсивное, если нужно).Размер шрифта, выравнивание и междустрочный интервал подбираются по стилистическим соображениям.


Алгоритм создания викторины

Для создания викторины в PowerPoint необходимо:

1 . Запустить программу PowerPoint. Для этого выполните Пуск/ Все программы/ MicrosoftOffice/ PowerPoint (рис. 1).







2. Выбрать цветовое оформление слайдов. На вкладке Дизайн выберите и примените понравившуюся тему оформления.Применять ко всем (рис. 2).


3 . Оформить заголовка для титульного листа. Вкладка Вставка/ WordArt (рис. 3). Первый слайд готов.








4. Второй слайд это меню игры. Добавляем графические объекты и подписываем их.

Для этого необходимо выбрать вкладка Вставка/фигура и выбрать необходимый объект.



Остальные слайды меню первого, второго и третьего тура создаются аналогично.

5. Далее у нас в основном будут слайды двух типов:

  • Слайд с вопросом. На нем будет размещен текст вопроса и кнопка «ОТВЕТ» для проверки правильности ответа игрока.

  • С лайд с правильным ответом. На нем будет содержаться ответ на вопрос и кнопка «МЕНЮ», ведущая обратно на игровое поле.

Создаем слайды для вопросов и ответов. Для этого нам потребуется вставка графических объектов (фигур).

Разместите необходимые элементы на слайде, при необходимости выделите их цветом и введите текст.




    1. В собранной презентации добавляем кнопки навигации Вставка /Фигуры. Затем настраиваем гиперссылку к выделенной кнопке. Для этого - выделить кнопку. Появляется контекстное меню, нажать Гиперссылка. Далее в появившемся диалоговом окне выбрать «Место в документе» и слайд и нажать ОК. Это может быть переход на один из слайдов презентации. Аналогично для остальных слайдов вставка управляющих кнопок и создание гиперссылок.


    1. Настраиваем анимацию для всех графических объектов. Анимация — специальный визуальный или звуковой эффект, сопровождающий появление объекта на экране, а также установление последовательности построения объектов на слайде.

Окно Настройка анимации можно вызвать для выделенного объекта или текста следующим способом: выбрать вкладку Анимация кнопку Настройка анимации.

Далее следует выбрать «Добавить эффект анимации», затем определиться с началом показа слайда: по щелчку, с предыдущим, после предыдущего, затем установить параметры эффекта. Можно установить эффекты по уровням появления.

Впоследствии при выделении объекта, для которого настроена анимация, в окне, расположенном на панели инструментов Эффекты анимации, будет отображаться порядковый номер появления этого объекта при демонстрации.


    1. Создать последний слайд вставляем надпись «Спасибо за внимание!» Игра готова.

Заключение.

Применение ИКТ позволяет расширить спектр способов предъявления информации, является социально значимым и актуальным.

Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.


Ссылка на викторину «По страницам истории» - https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-stranicam-istorii-4227791.html


Список используемой литературы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

  2. https://www.google.com/search?q=%D0%92%D0%95%D0%9B%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%AF+%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF+%D0%92%D0%9E%D0%99%D0%9D%D0%90&sxsrf=ALiCzsZZLBgrfFMKQYwp5KaDbcOtaXsdzg:1653631230363&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwj7zsywgP_3AhXVi8MKHT7SBV8Q_AUoAXoECAIQAw

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%B9_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)

  4. https://znaniya.guru/istoriya/osnovnye-reformy-petra-1.html

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0_I

  6. https://go.mail.ru/search_images?fr=chxtn12.0.39&frm=main&q=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80+1+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&gp=800000