СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы "Нравственное воспитание школьников в современной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад обобщает опыт работы классного коллектива в течение нескольких лет.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы "Нравственное воспитание школьников в современной школе"»
















Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе














Выполнил: Е.В. Рожкова,

учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №2









Благовещенск 2017

   Если Вы думаете на год вперед – сейте зерна,

       Если Вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

       Если Вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека!

        (китайская мудрость)

Современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса.

Сегодня дети часто воспринимают отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы. Всё это оказывает отрицательное воздействие, разрушает традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: во всех стратегических документах федерального уровня она провозглашается приоритетной государственной   задачей.

Я учитель литературы и очень хорошо понимаю, что литератор, как никто другой из учителей-предметников, ответственен за воспитание, внутренний мир, жизненную позицию своих учеников, ведь литература через чувства и эмоции воздействует на души детей. И как важно, чтобы не пустота, бездуховность, бесцельность, а доброе, светлое деятельное начало стало потребностью наших учеников. У Леонида Мартынова есть стихотворение «След»:

А  ты?

Входя в дома любые, -

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный

след

В чужой душе на много лет?

Именно научить своих учеников не «следить» в жизни, а оставлять след стараюсь на примерах художественной литературы. Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, дает понимание жизни во всех ее сложностях.    Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.                                         

Но и деятельность классного руководителя представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач:

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

  • организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

  • организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

  • организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

  • создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

  • укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Направления в воспитательной работе:

Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов, викторины, серии классных часов и т.д.

Ценностно – ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра “Символы России”, виртуальное путешествие, серии классных часов “Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета), “Горжусь тобой моя Россия” и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы.

Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда с вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.

Трудовая деятельность: дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов “Труд и призвание”, “В мире профессий”, посещение промышленных предприятий и т.д.

Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в тимуровских движениях. Учащиеся являются членами волонтеров, сотрудничают с клубом «Выбор». Участие к жизни воспитанников детского дома помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.

Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров “Осенний бал”, “Новогодний карнавал”, выставки, посещение различных театров, музеев и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотеками города.

Сотрудничество с библиотеками способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, “Школа здорового образа жизни”, “Веселые старты”, тематические классные часы “Секреты здорового образа жизни”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “ О профилактике вредных привычек”  и т.д.

Деятельность свободного  времени: изучение репрезентативной системы учащихся, психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”, серии классных часов “Школа научной организации труда и отдыха”.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:

  • Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

  • Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

  • Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

  • Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем провести обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, а беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание.

На самом первом этапе формирования классного коллектива я вела факультативный курс «Грамматика нравственности».   Уже с первых занятий дети окунулись в мир нравственных норм, правил и понятий, в мир, который определяет действия и поведение человека в обществе. Эти нормы связаны с обращением ребенка к собственным чувствам. Одной из тем  этого факультативного курса является раздел «Я и мои близкие».

Но помимо общения с близкими для ребенка не менее важно общение со сверстниками.  Ребенок растет, усложняются его взаимоотношения с окружающими его людьми: родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Для ребенка очень важно завоевать авторитет и уважение товарищей.

Ребенок очень чуток к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Общение в классном коллективе дает  возможность помериться силами с равными себе, ощутить и оценить себя и других, делает жизнь   эмоциональнее, богаче и интереснее. Но даже в коллективе каждый ребенок-  Личность. Он индивидуален и уникален. Но не каждый  способен самостоятельно раскрыться, что называется, показать себя. Для этого я проводила классный час на тему «Мир наших увлечений» под девизом: «Мы все такие разные, и этим мы прекрасны…».  На нем дети рассказывали о своих увлечениях  спортом, музыкой и др.  Они рассказывали о том, как помогает им их увлечение в работе над собой, в самосовершенствовании. А  одноклассники смогли увидеть своего товарища  с другой стороны, лучше понять, а значит, научиться уважать.

Дети взрослеют. А следовательно, «повзрослели» и темы, которые мы затрагиваем на наших классных часах.

Классный час «Мы живем среди людей» был направлен на создание условий, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция происходила на основе сопоставления поступков учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Учащиеся пришли к выводу: право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении, но этической основой поведения в таких случаях должно быть понимание, а также безусловная бескорыстная помощь друг другу.

Для проведения мероприятия «Вверх по лестнице жизни» учащиеся класса приготовили мини-проекты «Лестница мечты». Ребята размышляли о мнимых и подлинных ценностях, анализировали притчу о светловолосой и черноволосой матерях, пытались ответить на вопрос, почему родившиеся в один день в роддоме мальчики, воспитывавшиеся в хороших семьях выросли абсолютно разными. Главное, что происходит на таких классных часах - это то, что учащиеся начинают хотеть узнавать о себе и начинают стремиться исправить те недостатки, о которых они узнают.

Главной целью классного часа «Мой след на Земле» было обсуждение с учащимися проблемы нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле. Ребята с удовольствием принимали участие в беседе, занимались исследовательской деятельностью: готовили сообщения о земляках, оставивших добрый след на земле, писали сочинения, рассказы на тему: «Следы нашего рода в истории страны и семьи», а также занимались проектной деятельностью: «Жизнь, которую мне хотелось бы прожить». В ходе занятий дети пришли к выводу: каждый человек, маленький или большой должен задуматься над тем, каким будет его след на земле. Следы каждого человека – это память о нём будущих поколений.

Очень важную роль в формировании духовно-нравственных качеств играет семейное воспитание. На классном часе «Я и моя семья», проведенном в форме ролевой игры, учащиеся распределяли семейный бюджет, планировали совместный отдых. Во время работы в группах они продемонстрировали поистине яркое подтверждение лучших человеческих качеств, воспитанных в семье, делились семейными секретами, рассказывали о своих родственниках с особым чувством гордости. На классном часе учащиеся закладывали фундамент семейной жизни, отмечали, что является самым важным в семье, и в их рассуждениях звучали совсем не детские мысли. Итогом проведенного мероприятия были слова учащихся: «Семья – это главное, что есть у человека, чтобы не потерялась связь времен, нужно знать и чтить своих предков, семейные традиции и обычаи». Ребята знают, какую роль играет семья в жизни человека. Все дети, рассуждающие о семейных ценностях, считают главным, чтобы в семье были взаимопонимание, любовь, радость, заботливое и внимательное отношение друг к другу. Им нравится узнавать о семейных традициях, о том, из чего складываются основы прекрасных взаимоотношений в семье. Чувство патриотизма именно и начинается с привязанности и любви к родному дому, к родным и близким. Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.

В целях повышения эффективности воспитательной работы я использовала в педагогической практике технологии гуманистического воспитания. Гуманистическая воспитательная технология – это цепочка педагогических действий или актов взаимодействия педагога с учащимися, выстроенных в закономерной последовательности, в таком сочетании и соответствии, реализация которых обеспечивает достижение поставленной цели.

Идея технологии заключается в том, чтобы настроиться на внутренний мир личности, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенке, поверить в его силы, его возможности. Следует смотреть на недостатки ребенка как на его возможности и достоинства, при этом тонко использовать психолого-терапевтическое и социально-педагогическое влияние.

Гуманистические воспитательные технологии, реализуемые по методикам интерактивного образования, гарантируют:

  • развитие мышления – групповые виды интеллектуальной деятельности;

  • развитие внимания – при групповых видах деятельности развивается произвольное и непроизвольное;

  • развитие памяти – при интеракции задействуются все каналы восприятия, что увеличивает качество отпечатка событий в памяти и воспроизведение событий;

  • развитие воображения – самостоятельные познавательные процессы продуцируют синхронную деятельность двух полушарий, расставляя акценты на наглядно-образном мышлении и синтезе всех знаний, направленных на решение проблемы;

  • развитие восприятия – при интеракции создается система расширенного восприятия, т. е. задействуется максимальное количество различных рецепторов.

К гуманистическим воспитательным технологиям относят, как правило, следующие: эвристическая беседа, конкурсы, викторины, блиц-турниры, экспресс-опросы, тренинги.

Вот некоторые технологии, которые я использовала для включения учащихся в воспитательный процесс.

Микротехнология «Паратеатр»

Технология паратеатра предусматривает исполнение ведущими трех ролей: сценарист, режиссер, менеджер.

Сцена - задается сценаристом.

Режиссер – инструментирует актеров, распределяя роли; 
моделирует порядок разрешения игровой ситуации.
Менеджер – четко показывает все промахи, делая их очевидными для всех; демонстрирует все возможные отрицательные последствия;  дает возможность обучаемым апробировать решения, на которые они бы никогда не решились в жизни; делает понятными и принятыми удачные решения, чтобы развить потенциальный успех в реальный, действительный. 
При проведении творческих дел по технологии «паратеатр» разрешается сценаристу, режиссеру и менеджеру одобрительными репликами подсказывать правильность хода.

Микротехнология «Театр»

При использовании технологии понятие «театр» заменяется другим необходимым понятием, действия и действующие лица – соответствующими по смыслу словами.

Алгоритм проведения:

  • целенаправленное предъявление окружающего мира с расширением кругозора и проблем видения объектов действительности;

  • перевод социальной ситуации развития в воспитательную: расставление акцентов на ценностях (интонирование мира);

  • перевод рассматриваемой ситуационной проблемы в плоскость самостоятельного выбора(мобилизация внутренних сил).

Театр-экспромт

Экспромт – освобождение от страха перед неудачей, экспромт позволяет не быть актером, предполагает сиюминутное создание, а следовательно, интерактивное. 

Неудачи импровизированной сцены оправданы: никто не знал, какая у него роль; никто не готовился к игре и т. д.

Театр – экспромт имеет психологическую задачу: психологическая компенсаторика, развитие сензитивности, перцептивности, эмпатии и креативности.

Технологический алгоритм театра-экспромта

  • Составление текста для «голоса за кадром» (проблемная ситуация, поведение в ситуации, целевые позиции, культурные ценности и их влияние). Тематика: фантастика, детектив, сказка и т.д.

  • Фиксирование персонажей на карточках.

  • Распределение карточек: свободный выбор, раздача, лотерея, знакомство с карточками и определение своей роли.

  • Выход на сцену и действия, которые, по мнению «актеров», соответствуют голосу за кадром.

  • Заключительная часть: создание ситуации успеха для каждого «актера».

  • Рефлексия: для зрителей; для участников.

Условия проведения: сюжет не должен быть известен, сюжетная линия должна иметь неожиданные повороты, тематика должна быть разнообразна. В роли актера должен побывать каждый ученик.

Сейчас мои дети в 11 классе. Как коллектив этот класс начинал формироваться год назад, после переформирования классов, собрав воедино группу с довольно высоким уровнем развития. Моей целью, как классного руководителя, стало поддерживать стремление старшеклассников к интеллектуальному, нравственному и физическому развитию, используя при этом социально-культурную и образовательную базу школы, внешкольных учреждений города, помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении. 

Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым: утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе; проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах особое внимание уделяю привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность;

  • интеллектуальное развитие;

  • ценность семьи;

  • здоровый образ жизни.

Воспитывая гармоничную личность старшеклассников, использую различные направления работы:

    1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.

    2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.

    3. Семейное воспитание.

    4. Отношения между разными полами.

    5. Воспитание здорового образа жизни.

    6. Любовь к родине.

    7. Эстетическое воспитание — любовь к прекрасному.

    8. Бесконфликтное общение.

    9. Правильное отношение к труду.

    10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать четкое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни. У меня есть надежда, что мои одиннадцатиклассники, научившись делать правильный выбор в системе нравственных ценностей, и в самостоятельной жизни займут правильную гражданскую позицию.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!