Выступление на секции «Математика» учителя математики первой квалификационной категории МБОУ СОШ №17 г. Белая Калитва Афониной Натальи Егоровны « Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь». Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ, мы, учителя математики, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов ЕГЭ без системной, долгой, продуманной работы по подготовки учащихся к независимой экспертизе качества знаний выпускных и вступительных экзаменов. Результаты единого государственного экзамена по математике Математика профильная | Кол-во уч-ся, сдававших экзамен | 27-33 балла | 39-45 баллов | 50-56 баллов | 62 балла | 74-78 баллов | 2017 год | 6 чел | 3 чел | 2 чел | 1 чел | | | 2018 год | 19 чел | 3 чел | 5 чел | 3 чел | 2 чел | 3 чел | Конечно, задания ЕГЭ рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?» Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике. Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ: Первый принцип – тематический. При подготовке к экзаменам соблюдаю принцип от простых типовых заданий к сложным. Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала. Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаю тренировочные задания, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам. Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение. Пятый принцип – временной. Все тренировочные работы провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить. Шестой принцип – контролирующий. Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля. Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ? Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике. В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами. Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи: 1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя; 2) контроль состояния знаний учащихся; 3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Вычислительные навыки. Постоянное совершенствование универсальных учебных действий на практике. Проверка знаний и умений учащихся. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др. Обязательное знание правил и формул. Обязательное знание правил и формул, теорем. Прежде всего всю теорию собираем в теоретическую папку (существующие справочники часто перегружены информацией не нужной для ЕГЭ, уже давно на экзамене, например нет формул сложения, усечённые конусы и .т.д.) и пишем содержание, чтобы информацию можно было быстро найти. Проверяю теорию очень строго- на парте листок и ручка . Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение. Проверка знаний и умений учащихся.Каждый месяц провожу диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. Также провожу домашние контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов, с которыми учащиеся работают в течение недели, затем провожу консультацию, на которой они разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на их вопросы. На доску выносим задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся. Так же я придерживалась и того принципа, что все тренировочные, диагностические работы отрабатывала с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию старалась всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим был очень тяжел обучающимся на первых порах, но привыкнув к этому, уже в конце учебного года они чувствуют себя намного спокойней и собраннее. Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на: использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания; деятельности учителя, управляющего этими средствами; повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах: использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint” Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения: графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения; возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ Помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн . 1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Можно скачать ДЕМО-версии ЕГЭ-2014 по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам; 2. официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы; 3. официальный сайт Рособрнадзора; 4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html; 5. открытый банк заданий по математике ЕГЭ-2013; 6. сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор». Есть генератор вариантов ЕГЭ; 7. Д. Гущин "Решу ЕГЭ". Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями; 8. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/; 9. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm. Дифференцированная работа с классом Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся: первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности (7-8 заданий); вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки; третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы. Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ. Остановлюсь на тематической подготовке. Тематическую подготовку начинаю с 10 класса. Перед началом каждой темы я просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника, с заданиями, которые могут встретиться по изучаемой теме. Я стараюсь экономить время на теории. За 1-2 урока выдать так лекцию, чтобы она содержала все необходимые сведения, для решения текущей проверочной работы. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. После изучения новой темы даю долгосрочную домашнюю работу (тренажеры). Тренажеры выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдаются на проверку. После проверки рекомендую выполнить работу над ошибками. Те ребята, которые выполнили менее 50% заданий приглашаются на дополнительные занятия. Долгосрочными домашними работами я некоторым образом «обязываю» учеников заниматься дополнительно. Программа по математике в 11 классе насыщена новым, достаточно сложным материалом для среднего ученика. Изучение нового материала заканчивается в середине второго полугодия, поэтому подготовка к ЕГЭ идет на консультациях. Со второго полугодия 11 класса даю комплексные и тематические тесты базового и профильного уровней. Система домашних заданий. Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий. Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать. С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий. Знакомлю учащихся со структурой КИМов, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена. Большое внимание уделяю заполнению бланков. Ребята тренируются заполнять бланки на уроках, дополнительных занятиях. Также использую бланки на контрольных работах и пробных экзаменах. Работа кабинета математики Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. 9 класс Работая по подготовке к ГИА по математике в форме ОГЭ в 9 классе, я как учитель придерживалась тех же принципов, что и при подготовке в 11 классе. Но существенное отличие в работе по данному направлению заключалось в отрабатывании умений решать задания, что называется «по горизонтали», а именно из модуля «Алгебра»: действия с числами, числовая прямая, уравнения (линейные, квадратные, рациональные), графики , -неравенства, из модуля «Геометрия» темы: площади, центральные и вписанные углы, теоретический материал. Регулярно задавались варианты КИМов на дом, проводились дополнительные задания по подготовке к ОГЭ. При подготовке к экзаменам провожу систематическую работу с родителями учащихся В основном мое сотрудничество с родителями происходит на родительских собраниях. На родительских собраниях знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год; характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик. Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей. Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы. Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху. Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему. Рекомендации ученику 1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним. 2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках. 3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно. 4. Не допускайте формального усвоения программного материала. 5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить. 6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала. 7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем. 8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное. 9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий. 10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям. 11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю. 12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений. Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как. Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится. Рекомендации родителям. Уважаемые папы и мамы! Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ. 1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима. 2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять. 3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации). 4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях. Некоторые рекомендации учителю. 1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме. 2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету. 3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания. 4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ. 5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно– образное мышление. 6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях. 7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности. Заключение Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной. Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы. Ноябрь,2018год |