ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N25 VI вида»
Обобщение опыта работы
по теме:
«Экологическое воспитание
младших школьников на межпредметной основе »
учитель начальных классов
Сидорова Анна Викторовна.
2023г.
Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе.
Цель:
- воспитание начальных навыков экологической культуры,
элементарных навыков взаимодействия с природными объектами
ближайшего окружения,
- воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к
людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно
оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.
Методы и приёмы работы с детьми:
- развитие мотивации у учащихся к постоянному пополнению знаний об
окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки,
беседы, диспуты, викторины, КВН, праздники и т.д.),
- развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия
природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт,
лабораторная работа),
- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически
целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения –
воспитания),
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению
проблем окружающей среды местного значения (организация
экскурсий, пропаганда экологических знаний –
лекции, беседы, праздники).
- создание условий для воспитания гуманной, социально активной
личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и
общества через активизацию познавательной деятельности.
Задачи:
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера,
мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении
экологических целей.
- обучение – формирование знаний о единстве живой и неживой природы,
закономерностях природных явлений, взаимодействии природы,
общества и человека.
- развитие стремления к личному участию в практических делах по
защите окружающей среды.
Одной из главных задач современной школы, как и общества в целом является воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Исходя из направлений работы школы, приоритетным направлением своей работы я выбрала «Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе».
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, я использую различные формы работы в этом направлении.
Работая над экологическим воспитанием младших школьников, применяю современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности.
Проблема экологического воспитания, над которой я работаю несколько лет, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках естествознания стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. На протяжении нескольких лет строю обучение младших школьников по всем предметам, стремясь реализовать указанную систему экологических знаний. Это дает возможность выработать у детей соответствующие умения, включать их в посильные практические работы по охране родного края.
Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены мною в процессе использования в практике обучения таких приемов и методов, как межпредметные задания и задачи, тестовые задачи по математике, выявления связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, решение проблемных задач и т.п.
Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде.
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы родного края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить. Целью выбранной темы по самообразованию, как раз послужила: обогащение знаний младших школьников о родном крае, воспитание любви к малой Родине и бережное отношение к ней.
На протяжении ряда лет на своих уроках использую краеведческий материал, провожу экскурсии во все времена года в сквер, на берег реки Егорлык. С любопытством, любознательностью дети участвуют в конкурсах, викторинах, внутришкольных конкурсах на экологические темы.
Межпредметные связи создают условия для достижения единого воспитательного результата - формирование таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижение единого результата в воспитании экологической культуры детей.
Один из видов работ – экскурсии в природу. Беседа перед экскурсией, вопросы во время проведения экскурсии – все это должно привлечь внимание детей к окружающей природе. При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения в природе.
Основу для формирования экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов. Например, содержание предметов гуманитарно – эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогатить запас сенсорно-гармонических впечатлений, способствует развитию оценочных суждений. Произведения искусств, так же как и реальная природа служит средством познания природы, источником нравственно - эстетических чувств.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний о практическом значении природных материалов, о роли труда в жизни общества, содействуют формированию умений и навыков общения с природой, экономного использования природных ресурсов.
В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, её охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общие представления об организме человека, устанавливают связь между компонентами живой и неживой природы, влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека.
В 1 классе ввожу игровые моменты, например, заочная экскурсия на речку.
Синеет речка перед нами,
Летают чайки над волнами.
А чтобы эти чайки
Могли на воду сесть
Должны очистить речку мы
От мусора, который в ней есть.
Дети удочкой “ловят” из “речки” предметы: банки, бумажки, стёкла и т.д. Объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.
Во 2 и 3 классах, работая по этой же теме, знакомлю детей с состоянием воды: твёрдое, газообразное; с круговоротом воды в природе; с методами очистки воды; с экологическими задачами по охране водоёмов от загрязнения их отходами от фабрик и заводов; говорим об экономном, бережном расходовании воды в хозяйстве.
1. Выполнение заданий:
- наблюдение
- чтение и обсуждение литературы
- проведение игр.
2. Создание условий для экологического воспитания в классе:
- организация уголка природы
- выставочного уголка
- подбор литературы, фотографий
- подбор растений и уход за ними
3. Работа с родителями:
- экологическое просвещение родителей
- выполнение совместных творческих работ.
Экологическое воспитание будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а будет выстроена целостная система работы.
В течении нескольких лет я собираю и активно использую различный материал экологического содержания: задачи, ситуации, упражнения.
При подборе материала руководствуюсь личным опытом работы в
коррекционной школе, наблюдениями за детьми в различных жизненных ситуациях, пользуюсь текстами из педагогической и художественной литературы. Необходимый материал нахожу в журналах «Начальная школа», «Юный натуралист», «Воспитание школьников», в произведениях авторов: Н. Сладкова, В. Бианки, Н. Носова и др.
Задания и упражнения отражают не только положительные, но и отрицательные примеры поведения человека в природе, наиболее типичные недостатки и нарушения, против которых следует бороться. Исходя из индивидуально – психологических особенностей моих учеников, прошу подготовить ответы на вопросы, выслушиваю каждого ребенка, если необходимо, разъясняю то, в чем они затрудняются.
Так на уроках математики использую экологические задачи, математические диктанты, экологические минутки.
Задачи в стихах.
I – II класс.
Подборка из журналов.
1. На ветле расселись птицы:
Воробьи, скворцы, синицы.
Три задиры воробья,
И весёлая семья –
Стайка дружная скворцов,
Семь заслуженных певцов.
А всего пятнадцать птичек
Сколько было там синичек?
2. Бабка в горшок посадила горох
И урожай получился неплох.
В каждом стручке – по четыре хороших
Крупных да чистых
И вкусных горошин.
Собрано бабкой 17 стручков
Надо узнать: урожай-то каков?
3. Собрали дети осенний букет
В парке из листьев опавших
Каких только листьев в букете нет,
Красками броско пылавших:
Девять кленовых и двадцать осиновых,
Восемь дубовых и десять рябиновых…
Сколько же листьев собрали дети
В этом нарядном осеннем букете?
4. Бежали по дорожке
Гусь, петух и кошка
Сколько лапок топало
Той дорожкой по полю?
5. Продавщица в магазине
Взвесила Алёше дыню гирей массой килограмм
И двумя – по двести грамм.
Сколько граммов весит дыня,
Купленная в магазине?
6. Модница сороконожка
Стала примерять сапожки
Чёрных восемь пар надела
И четыре пары белых.
Сколько остаётся ножек
Для коричневых сапожек?
На уроках русского языка и литературного чтения использую такие задания и упражнения, как словесное рисование, мини – сочинения, рассказы – описания. Материал различается по сложности, что позволяет применять его в разных классах начальной школы. На уроках литературного чтения учащиеся составляют рассказы на темы: «Путешествие капельки», «Снежинка на моей ладони», «Волшебный мир растений»
Темы сочинений:
2 класс.
Мои летние каникулы.
Осеннее дерево(описание).
Первый снег.
Жизнь животных зимой.
Весенний луг.
Цветы на моем окне.
3 класс
Пролетело быстрое лето.
Если хочешь быть здоров.
Снежинка на моей ладони.
Зимнее дерево(описание).
Весна идет по улице.
Мой любимый уголок природы.
4 класс
Мои летние приключения.
Как я забочусь о своем здоровье.
Причуды погоды осенью.
Поможем птицам зимой.
Чтобы я хотел изменить на Земле?
Если бы я был волшебником.
На уроках трудового обучения стараюсь активно вовлекать учащихся в посильные для них практические дела по охране окружающей среды. Таких дел очень много. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за комнатными цветами, подкормка птиц зимой, уборка мусора, сбор семян растений.
На уроках природоведения мы с учениками разработали правила по обеспечению экологической безопасности, которые часто дополняем и комментируем различными случаями из собственных наблюдений.
В процессе работы над темой я разработала серию интегрированных уроков на экологическую тему:
«Поможем птицам» - чтение, окружающий мир, труд. 1 класс.
«Зимующие птицы» - чтение, окружающий мир, труд. 2 класс.
«Пробуждение природы» - чтение, природоведение, труд. 3 класс.
«Берегите лес» урок – набат – природоведение, труд. 4 класс.
Также мною разработаны анкеты для учащихся и родителей по теме «Экология». Анкетирование провожу в начале и конце учебного года. Сравнивая результаты анкетирования учащихся 1 класса и их родителей, можно отметить, что к концу учебного года учащиеся обладают большей экологической воспитанностью, знают основные правила поведения в природе, владеют элементарными навыками экологической культуры. У учащихся сформированы первичные знания о единстве живой и неживой природы, о закономерностях природных явлений, о взаимодействиях природы, общества и человека. Дети стремятся к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Родители моих учеников стали чаще бывать с детьми на природе, больше времени и внимания уделять организации режима дня и здорового образа жизни своей семьи, оказывать помощь детям при выполнении творческих заданий на экологические темы.