СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы  по теме "Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе". Материал экологической направленности, используемый на уроках математики, русского языка, окружающего мира, на прогулках, экскурсиях.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе»»


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N25 VI вида»





Обобщение опыта работы

по теме:

«Экологическое воспитание

младших школьников на межпредметной основе »


учитель начальных классов

Сидорова Анна Викторовна.



2023г.


Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе.

Цель:

- воспитание начальных навыков экологической культуры,

элементарных навыков взаимодействия с природными объектами

ближайшего окружения,

- воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к

людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно

оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.


Методы и приёмы работы с детьми:

- развитие мотивации у учащихся к постоянному пополнению знаний об

окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки,

беседы, диспуты, викторины, КВН, праздники и т.д.),

- развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия

природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт,

лабораторная работа),

- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически

целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения –

воспитания),

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению

проблем окружающей среды местного значения (организация

экскурсий, пропаганда экологических знаний –

лекции, беседы, праздники).

- создание условий для воспитания гуманной, социально активной

личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и

общества через активизацию познавательной деятельности.



Задачи:

- воспитание ценностных ориентаций экологического характера,

мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного

поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении

экологических целей.

- обучение – формирование знаний о единстве живой и неживой природы,

закономерностях природных явлений, взаимодействии природы,

общества и человека.

- развитие стремления к личному участию в практических делах по

защите окружающей среды.

Одной из главных задач современной школы, как и общества в целом является воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Исходя из направлений работы школы, приоритетным направлением своей работы я выбрала «Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе».

Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, я использую различные формы работы в этом направлении.

Работая над экологическим воспитанием младших школьников, применяю современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности.

Проблема экологического воспитания, над которой я работаю несколько лет, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках естествознания стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. На протяжении нескольких лет строю обучение младших школьников по всем предметам, стремясь реализовать указанную систему экологических знаний. Это дает возможность выработать у детей соответствующие умения, включать их в посильные практические работы по охране родного края.

Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены мною в процессе использования в практике обучения таких приемов и методов, как межпредметные задания и задачи, тестовые задачи по математике, выявления связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, решение проблемных задач и т.п.

Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде.

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы родного края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить. Целью выбранной темы по самообразованию, как раз послужила: обогащение знаний младших школьников о родном крае, воспитание любви к малой Родине и бережное отношение к ней.

На протяжении ряда лет на своих уроках использую краеведческий материал, провожу экскурсии во все времена года в сквер, на берег реки Егорлык. С любопытством, любознательностью дети участвуют в конкурсах, викторинах, внутришкольных конкурсах на экологические темы.

Межпредметные связи создают условия для достижения единого воспитательного результата - формирование таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижение единого результата в воспитании экологической культуры детей.

Один из видов работ – экскурсии в природу. Беседа перед экскурсией, вопросы во время проведения экскурсии – все это должно привлечь внимание детей к окружающей природе. При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения в природе.

Основу для формирования экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов. Например, содержание предметов гуманитарно – эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогатить запас сенсорно-гармонических впечатлений, способствует развитию оценочных суждений. Произведения искусств, так же как и реальная природа служит средством познания природы, источником нравственно - эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний о практическом значении природных материалов, о роли труда в жизни общества, содействуют формированию умений и навыков общения с природой, экономного использования природных ресурсов.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, её охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общие представления об организме человека, устанавливают связь между компонентами живой и неживой природы, влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека.

В 1 классе ввожу игровые моменты, например, заочная экскурсия на речку.

Синеет речка перед нами,
Летают чайки над волнами.
А чтобы эти чайки
Могли на воду сесть
Должны очистить речку мы
От мусора, который в ней есть.

Дети удочкой “ловят” из “речки” предметы: банки, бумажки, стёкла и т.д. Объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.

Во 2 и 3 классах, работая по этой же теме, знакомлю детей с состоянием воды: твёрдое, газообразное; с круговоротом воды в природе; с методами очистки воды; с экологическими задачами по охране водоёмов от загрязнения их отходами от фабрик и заводов; говорим об экономном, бережном расходовании воды в хозяйстве.

1. Выполнение заданий:

- наблюдение

- чтение и обсуждение литературы

- проведение игр.

2. Создание условий для экологического воспитания в классе:

- организация уголка природы

- выставочного уголка

- подбор литературы, фотографий

- подбор растений и уход за ними

3. Работа с родителями:

- экологическое просвещение родителей

- выполнение совместных творческих работ.

Экологическое воспитание будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а будет выстроена целостная система работы.

В течении нескольких лет я собираю и активно использую различный материал экологического содержания: задачи, ситуации, упражнения.

При подборе материала руководствуюсь личным опытом работы в

коррекционной школе, наблюдениями за детьми в различных жизненных ситуациях, пользуюсь текстами из педагогической и художественной литературы. Необходимый материал нахожу в журналах «Начальная школа», «Юный натуралист», «Воспитание школьников», в произведениях авторов: Н. Сладкова, В. Бианки, Н. Носова и др.

Задания и упражнения отражают не только положительные, но и отрицательные примеры поведения человека в природе, наиболее типичные недостатки и нарушения, против которых следует бороться. Исходя из индивидуально – психологических особенностей моих учеников, прошу подготовить ответы на вопросы, выслушиваю каждого ребенка, если необходимо, разъясняю то, в чем они затрудняются.

Так на уроках математики использую экологические задачи, математические диктанты, экологические минутки.


Задачи в стихах.

I – II класс.

Подборка из журналов.


1. На ветле расселись птицы:

Воробьи, скворцы, синицы.

Три задиры воробья,

И весёлая семья –

Стайка дружная скворцов,

Семь заслуженных певцов.

А всего пятнадцать птичек

Сколько было там синичек?

2. Бабка в горшок посадила горох

И урожай получился неплох.

В каждом стручке – по четыре хороших

Крупных да чистых

И вкусных горошин.

Собрано бабкой 17 стручков

Надо узнать: урожай-то каков?

3. Собрали дети осенний букет

В парке из листьев опавших

Каких только листьев в букете нет,

Красками броско пылавших:

Девять кленовых и двадцать осиновых,

Восемь дубовых и десять рябиновых…

Сколько же листьев собрали дети

В этом нарядном осеннем букете?

4. Бежали по дорожке

Гусь, петух и кошка

Сколько лапок топало

Той дорожкой по полю?

5. Продавщица в магазине

Взвесила Алёше дыню гирей массой килограмм

И двумя – по двести грамм.

Сколько граммов весит дыня,

Купленная в магазине?

6. Модница сороконожка

Стала примерять сапожки

Чёрных восемь пар надела

И четыре пары белых.

Сколько остаётся ножек

Для коричневых сапожек?


На уроках русского языка и литературного чтения использую такие задания и упражнения, как словесное рисование, мини – сочинения, рассказы – описания. Материал различается по сложности, что позволяет применять его в разных классах начальной школы. На уроках литературного чтения учащиеся составляют рассказы на темы: «Путешествие капельки», «Снежинка на моей ладони», «Волшебный мир растений»


Темы сочинений:

2 класс.

Мои летние каникулы.

Осеннее дерево(описание).

Первый снег.

Жизнь животных зимой.

Весенний луг.

Цветы на моем окне.


3 класс

Пролетело быстрое лето.

Если хочешь быть здоров.

Снежинка на моей ладони.

Зимнее дерево(описание).

Весна идет по улице.

Мой любимый уголок природы.

4 класс

Мои летние приключения.

Как я забочусь о своем здоровье.

Причуды погоды осенью.

Поможем птицам зимой.

Чтобы я хотел изменить на Земле?

Если бы я был волшебником.


На уроках трудового обучения стараюсь активно вовлекать учащихся в посильные для них практические дела по охране окружающей среды. Таких дел очень много. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за комнатными цветами, подкормка птиц зимой, уборка мусора, сбор семян растений.

На уроках природоведения мы с учениками разработали правила по обеспечению экологической безопасности, которые часто дополняем и комментируем различными случаями из собственных наблюдений.

В процессе работы над темой я разработала серию интегрированных уроков на экологическую тему:

«Поможем птицам» - чтение, окружающий мир, труд. 1 класс.

«Зимующие птицы» - чтение, окружающий мир, труд. 2 класс.

«Пробуждение природы» - чтение, природоведение, труд. 3 класс.

«Берегите лес» урок – набат – природоведение, труд. 4 класс.

Также мною разработаны анкеты для учащихся и родителей по теме «Экология». Анкетирование провожу в начале и конце учебного года. Сравнивая результаты анкетирования учащихся 1 класса и их родителей, можно отметить, что к концу учебного года учащиеся обладают большей экологической воспитанностью, знают основные правила поведения в природе, владеют элементарными навыками экологической культуры. У учащихся сформированы первичные знания о единстве живой и неживой природы, о закономерностях природных явлений, о взаимодействиях природы, общества и человека. Дети стремятся к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Родители моих учеников стали чаще бывать с детьми на природе, больше времени и внимания уделять организации режима дня и здорового образа жизни своей семьи, оказывать помощь детям при выполнении творческих заданий на экологические темы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!