Муниципальное казенное образовательное учреждение
Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа
имени Г.М. Ефремова, Шадринский район
Прокаева Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
Обобщение педагогического опыта по теме
«Формирование читательской грамотности у младших школьников»
(Слайд 1) Вашему вниманию предлагается обобщение моего педагогического опыта по теме «Формирование читательской грамотности младших школьников».
(Слайд 2) Целью моей работы является: формирование читательской грамотности младших школьников.
В работе выделены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме формирования читательской грамотности младших школьников.
2. Реализовать учебную и внеурочную деятельность, способствующую формированию читательской грамотности младших школьников.
3. Организовать взаимодействие с родителями школьников, направленное на решение проблемы.
(Слайд 3) Проанализировав множество разнообразных исследований по проблеме формирования читательской грамотности И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, В.Н. Зайцева, М,И. Омороковой, Л.Г. Нагаевой я пришла к выводу, что необходимо выстраивать с детьми работу, которая окажет положительное влияние на формирование читательской грамотности детей.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность определяется:
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
(Слайд 4) В моём классе всего 14 учеников. После продолжительного дистанционного обучения в первом классе, дети пришли во второй класс с низким качеством чтения. Это вызвано тем, что некоторые дети дома не читали, отсутствием интереса к чтению и отсутствием контроля за чтением детей со стороны родителей. Если анализировать скорость чтения на начало учебного года второго класса, то лишь 3 ребенка (21%) читали выше нормы (40 слов), 5 детей (36%) читали 40 слов в минуту и 6 детей (43%) - ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания выполняют самостоятельно.
(Слайд 5) Организация работы началось с того, что было создано сообщество юных читателей, в которое входили все дети нашего класса. Во время торжественного открытия сообщества детям были вручены хрестоматии по чтению.
(Слайд 6) В своем сообществе мы выделили основные направления работы, к которым относятся:
1) организация урочной и внеурочной деятельности;
2) взаимодействие с сельской и школьной библиотеками;
3) взаимодействие с родителями учащихся.
Каждое направление включало в себя свои методы и приемы, обеспечивающие успешное решение данной проблемы. Выбор приемов осуществлялся так, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
На уроках литературного чтения мы использовали такие приемы:
(Слайд 7). Прием «творческая работа», к которому можно отнести составление викторин, кроссвордов по прочитанным произведениям, либо предлагаем написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;
Ежедневное проведение на каждом уроке пятиминутки свободного чтения, утренних бесед «Рассказ о прочитанной дома книге», которые проводятся ежедневно за 10 минут до начала урока;
- прием «реклама книги», когда дети стараются увлечь своей книгой;
- «Путаница», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.
(Слайд 8) работа с читательским дневником.
(Слайд 9) прием «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска провожу фронтальную проверку точности и правильности найденных ответов.
(Слайд 10) - Прием «Белое и черное». Ученики разделяются на две группы: «белое» и «черное». Ребята первой группы характеризуют светлые стороны героев, даже отрицательных. Другая группа смотрит на персонажей через призму «черного» и осуждает или оправдывает их.
(Слайд 11) - прием « Пятиминутное эссе», который я использую в конце урока, чтобы помочь детям подытожить свои знания по изучаемой теме. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Эссе пишем прямо в классе, после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут;
(Слайд 12) - «Познавательный бой» - дети составляют дома познавательные вопросы по материалам прочитанных книг. «Бой» устраивается на уроке между командами. Важно не только ответить на вопрос, но и сказать, из какой книги были получены эти знания.
(Слайд 13) - прием «Центон» - составление стихотворения из частей других произведений;
(Слайд 14)- прием «Отзыв по произведению».
(Слайд 15) Уроков литературного чтения для решения нашей проблемы недостаточно, поэтому большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Формы организации её разнообразны: конкурсы исследовательских проектов, (Слайд 16) конкурс театрализованных постановок по сказкам, литературные игры (например, «Поле чудес»), викторины, (Слайд 17) организуем конкурсы на лучшего читателя, (Слайд 18) принимаем участие во всероссийских, региональных и районных акциях по чтению.
(Слайд 19). Следующим направлением нашей работы является взаимодействие со школьной и сельской библиотекой. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. Так совместно с библиотекарем в течение года был проведен конкурс «Самый читающий ученик», а совместными усилиями с сельской библиотекой были оформлены формуляры семейного чтения, и в конце учебного года была выявлена самая читающая семья.
(Слайд 20) Третье направление работы нашего сообщества – это взаимодействие с родителями. Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. «Если родители сами не вовлечены в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат». Поэтому проводим собрания для родителей на следующие темы «Семейное чтение», «Роль книги в обучении детей» и т.д., родительские дебаты «Должны ли читать дети»
(Слайд 21) Применяю такую форму работы, как самостоятельное семейное чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. У каждого ученика есть «тетрадь-копилка», в которой они подбирают пословицы, поговорки, загадки, записывают составленные планы к прочитанным произведениям, тексты-рассуждения, отзывы о прочитанном произведении. (Слайд 22) Большим успехом пользуется такой приме, как чтение перед сном.
(Слайд 23) Также с помощью родителей у нас организована такая форма работы, как кросс-букинг — это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами. Данная форма работы нами была использована впервые, благодаря которой дети с желанием приносили книги из домашней библиотеки, делились своими впечатлениями о героях сказок, об истории появления книги в семье. Под руководством педагога учились делиться своими книгами. Быстро запоминали авторов книг.
(Слайд 24) По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1) наблюдается положительная динамика в технике чтения детей;
2) учащиеся стали проявлять интерес к участию в конкурсах чтецов;
3) учащиеся стали активно посещать библиотеку, читая новые произведения;
4) наблюдается понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей;
5) повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.
Таким образом, работа нашего сообщества оказывает положительное воздействие на формирование читательской грамотности младших школьников. Впереди нас ожидает еще много интересного. А мои ученики смогут получать знания не только от меня, но и самостоятельно добывать их в книгах. Спасибо за внимание!