СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме "Формирвоание читательской грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Формирвоание читательской грамотности"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа

имени Г.М. Ефремова, Шадринский район









Прокаева Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов


Обобщение педагогического опыта по теме

«Формирование читательской грамотности у младших школьников»




(Слайд 1) Вашему вниманию предлагается обобщение моего педагогического опыта по теме «Формирование читательской грамотности младших школьников».

(Слайд 2) Целью моей работы является: формирование читательской грамотности младших школьников.

В работе выделены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме формирования читательской грамотности младших школьников.

2. Реализовать учебную и внеурочную деятельность, способствующую формированию читательской грамотности младших школьников.

3. Организовать взаимодействие с родителями школьников, направленное на решение проблемы.

(Слайд 3) Проанализировав множество разнообразных исследований по проблеме формирования читательской грамотности И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, В.Н. Зайцева, М,И. Омороковой, Л.Г. Нагаевой я пришла к выводу, что необходимо выстраивать с детьми работу, которая окажет положительное влияние на формирование читательской грамотности детей.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность определяется:

 владением техникой чтения;

 приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

 знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

 сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

(Слайд 4) В моём классе всего 14 учеников. После продолжительного дистанционного обучения в первом классе, дети пришли во второй класс с низким качеством чтения. Это вызвано тем, что некоторые дети дома не читали, отсутствием интереса к чтению и отсутствием контроля за чтением детей со стороны родителей. Если анализировать скорость чтения на начало учебного года второго класса, то лишь 3 ребенка (21%) читали выше нормы (40 слов), 5 детей (36%) читали 40 слов в минуту и 6 детей (43%) - ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания выполняют самостоятельно.

(Слайд 5) Организация работы началось с того, что было создано сообщество юных читателей, в которое входили все дети нашего класса. Во время торжественного открытия сообщества детям были вручены хрестоматии по чтению.

(Слайд 6) В своем сообществе мы выделили основные направления работы, к которым относятся:

1) организация урочной и внеурочной деятельности;

2) взаимодействие с сельской и школьной библиотеками;

3) взаимодействие с родителями учащихся.

Каждое направление включало в себя свои методы и приемы, обеспечивающие успешное решение данной проблемы. Выбор приемов осуществлялся так, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

На уроках литературного чтения мы использовали такие приемы:

(Слайд 7). Прием «творческая работа», к которому можно отнести составление викторин, кроссвордов по прочитанным произведениям, либо предлагаем написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;

Ежедневное проведение на каждом уроке пятиминутки свободного чтения, утренних бесед «Рассказ о прочитанной дома книге», которые проводятся ежедневно за 10 минут до начала урока;

- прием «реклама книги», когда дети стараются увлечь своей книгой;

- «Путаница», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

(Слайд 8) работа с читательским дневником.

(Слайд 9) прием «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска провожу фронтальную проверку точности и правильности найденных ответов.

(Слайд 10) - Прием «Белое и черное». Ученики разделяются на две группы: «белое» и «черное». Ребята первой группы характеризуют светлые стороны героев, даже отрицательных. Другая группа смотрит на персонажей через призму «черного» и осуждает или оправдывает их.

(Слайд 11) - прием « Пятиминутное эссе», который я использую в конце урока, чтобы помочь детям подытожить свои знания по изучаемой теме. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Эссе пишем прямо в классе, после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут;

(Слайд 12) - «Познавательный бой» - дети составляют дома познавательные вопросы по материалам прочитанных книг. «Бой» устраивается на уроке между командами. Важно не только ответить на вопрос, но и сказать, из какой книги были получены эти знания.

(Слайд 13) - прием «Центон» - составление стихотворения из частей других произведений;

(Слайд 14)- прием «Отзыв по произведению».

(Слайд 15) Уроков литературного чтения для решения нашей проблемы недостаточно, поэтому большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Формы организации её разнообразны: конкурсы исследовательских проектов, (Слайд 16) конкурс театрализованных постановок по сказкам, литературные игры (например, «Поле чудес»), викторины, (Слайд 17) организуем конкурсы на лучшего читателя, (Слайд 18) принимаем участие во всероссийских, региональных и районных акциях по чтению.

(Слайд 19). Следующим направлением нашей работы является взаимодействие со школьной и сельской библиотекой. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. Так совместно с библиотекарем в течение года был проведен конкурс «Самый читающий ученик», а совместными усилиями с сельской библиотекой были оформлены формуляры семейного чтения, и в конце учебного года была выявлена самая читающая семья.

(Слайд 20) Третье направление работы нашего сообщества – это взаимодействие с родителями. Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. «Если родители сами не вовлечены в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат». Поэтому проводим собрания для родителей на следующие темы «Семейное чтение», «Роль книги в обучении детей» и т.д., родительские дебаты «Должны ли читать дети»

(Слайд 21) Применяю такую форму работы, как самостоятельное семейное чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. У каждого ученика есть «тетрадь-копилка», в которой они подбирают пословицы, поговорки, загадки, записывают составленные планы к прочитанным произведениям, тексты-рассуждения, отзывы о прочитанном произведении. (Слайд 22) Большим успехом пользуется такой приме, как чтение перед сном.

(Слайд 23) Также с помощью родителей у нас организована такая форма работы, как кросс-букинг — это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами. Данная форма работы нами была использована впервые, благодаря которой дети с желанием приносили книги из домашней библиотеки, делились своими впечатлениями о героях сказок, об истории появления книги в семье. Под руководством педагога учились делиться своими книгами. Быстро запоминали авторов книг.

(Слайд 24) По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1) наблюдается положительная динамика в технике чтения детей;

2) учащиеся стали проявлять интерес к участию в конкурсах чтецов;

3) учащиеся стали активно посещать библиотеку, читая новые произведения;

4) наблюдается понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей;

5) повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.

Таким образом, работа нашего сообщества оказывает положительное воздействие на формирование читательской грамотности младших школьников. Впереди нас ожидает еще много интересного. А мои ученики смогут получать знания не только от меня, но и самостоятельно добывать их в книгах. Спасибо за внимание!